Рабочая программа по внеклассному чтению 2-4 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изегольская основная общеобразовательная школа»
Тулунского района, Иркутской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель Директор
директора по УВР МОУ «Изегольская ООШ»
__________ Т.В.Козлова ________ Т.В.Щербакова «_____»_________ 2013 г. «____» ________ 2013 г.
Рабочая программа
по внеклассному чтению
для общеобразовательных 2-4 классов
(уровень: базовый)
Учитель начальных классов Белоусова Наталья Павловна
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
О.В. Джежелей «Внеклассное чтение в малокомплектной школе»
Москва «Просвещение» 1998 г.
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол от «______»___________2013г. №___Руководитель___________________(Ф.И.О.)____________
подпись расшифровка
2013 год
Раздел I. Пояснительная записка
Нормативная база преподавания данного предмета
Программа факультативного курса "Внеклассное чтение" составлена на основе:
1.Программы для общеобразовательных учреждений О.В. Джежелей «Внеклассное чтение в малокомплектной школе».
2.Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года
3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого 06.10. 2009 г.
4.Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
5.Учебного плана МОУ «Изегольская ООШ» на 2013/2014 учебный год;
В основе организации работы с детскими книгами лежит теория формирования правильной читательской деятельности профессора
Н. Н. Светловской.
Место курса в учебном плане
В учебном плане МОУ «Изегольская ООШ» на изучение внеклассного чтения во 2, 3, 4 классах отводиться 34 часа (1 час в неделю одновременно в трёх классах).
Цели и задачи реализации учебного предмета
Внеклассное чтение – это раздел чтения. Цель его – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи факультатива:
обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
расширение знаний о литературных произведениях;
развитие интереса к художественной книге;
развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
ознакомление с творчеством современных авторов;
формирование информационной культуры личности учащихся.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений, замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:
Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
"раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
Чтение произведения по ролям;
Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
Тексты разнообразны по содержанию.
Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок приобретает новый вид внутренней психологической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности.
Основной формой работы с детской книгой во 2 – 4 классах сельской школы остаётся урок внеклассного чтения, на котором используется коллективная, индивидуальная, групповая формы работы с книгой. Эти занятия являются органической частью обучения детей культуре чтения. Учащиеся малокомплектной школы знакомятся с русской, современной и зарубежной классической литературой, произведениями писателей и устным народным творчеством. Представлен разнообразный жанровый материал. Всё это позволит учащимся активно овладевать богатствами русской речи, развивать эстетический вкус, воспитывать нравственность, закладывать основы литературного образования младших школьников. Планирование однотемных уроков даёт возможность работать с разновозрастным ученическим коллективом, воспитывать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи, умение слушать и понимать друг друга. Общение с книгой при совместной деятельности создаст обстановку для обмена впечатлениями, особенно о тех произведениях , которые оставили глубокий след в душе ребёнка; появятся предпосылки для самовыражения, утверждения своих собственных позиций.
Тематика уроков внеклассного чтения затрагивает различные стороны жизни ребёнка и окружающей его действительности, создаёт базу для расширения читательского кругозора, литературного вкуса детей, воспитание нравственных качеств: доброты, милосердия, отзывчивости.
Во 2 классе на уроке дети слушают чтения учителя, самостоятельно знакомятся и читают про себя одну детскую книгу.
В 3 классе основное внимание на уроке внеклассного чтения сосредоточивается на формировании у учащихся умения выбирать книги для самостоятельного чтения дома, активно входить в книжный мир. Обогащается словарный запас, овладевают литературным языком.
В 4 классе дети учатся выбирать книги по интересам, участвовать в коллективном обсуждении книг, прочитанных дома. Овладевают умением читать книгу вслух вдумчиво и выразительно, представлять перед слушателями в интонации, мимике, жестах, эмоциях своё личное понимание и восприятие прочитанного.
Все приёмы, освоенные ребёнком на предыдущем году обучения, могут быть использованы для развития навыков самостоятельной работы в последующие годы.
Чтение классное и внеклассное тесно связано между собой и имеет связь с другими разделами программы по всем предметам курса начального обучения.
Особенности организации уроков
Подбор литературы для уроков внеклассного чтения осуществляется с учетом рекомендаций различных методических пособий, пожеланий учителей и учеников, с использованием календарей знаменательных дат (писатели-юбиляры, книги-юбиляры). Каждый учащийся в конце года получает рекомендательный аннотированный список литературы на лето. В начале учебного года проводится тестирование по этим спискам с целью определения самых старательных читателей. Победители получают в подарок книгу.
Формы работы разнообразны: книжные выставки, беседы, обсуждения, КВН и т. д. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать.
Программа реализуется в тесном контакте с учителями и родителями. В начальных классах проводятся родительские собрания, в ходе которых:
- родителей знакомят с целями и задачами программы;
- проводят обзоры детской периодической печати;
- знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.
Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтения за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами.
В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг, журналов, справочников. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока.
На перемене, предшествующей уроку, дети организуют выставку книг и знакомятся с ней.
Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а также осуществляется литературное образование учащихся,
и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.
Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.
Прогнозируемые результаты:
выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью вопросов педагога передавать содержание литературных текстов;
драматизировать небольшие произведения;
рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией.
Раздел II Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п Раздел. Тема. Тема урока. Колич. часов Дата
контрольная фактическая
1 Малые фольклорные жанры. «На ярмарке». 1 2 Русские народные сказки. 1 3 Сказки А.С. Пушкина. 1 4 Сказки русских писателей. 1 5 Басни Л. Толстого. 1 6 Стихи русских поэтов об осени. 1 7 Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова. 1 8 Весёлые стихи Д.Хармса. 1 9 Стихи о детях и для детей
С. Маршака, А. Барто. 1 10 Сказки и стихи К.И. Чуковского. 1 11 Рассказы и сказки Н. Носова. 1 12 Современные детские журналы. 1 13 «Что? Где? Когда?». Энциклопедии и справочники. 1 14 Комиксы. 1 15 Творчество Э. Успенского. 1 16 Стихи русских поэтов о зиме. 1 17 Творчество Г. Остера. 1 18 Рассказы В.Драгунского. 1 19 Сказки разных народов. 1 20 Зарубежный фольклор. 1 21 Сказки Ш.Перро. 1 22 Твои защитники. 1 23 Богатырские сказки. Былины. 1 24 Мама – главное слово. 1 25 Стихи русских поэтов о весне. 1 26 Сказки Г.Х.Андерсена. 1 27 Сказки братьев Гримм 1 28,29 Д.Родари «Приключение Чипполино» 2 30,31 А.Лингрен «Малыш и Карлсон» 2 32 Игра «Умники и умницы». Обобщающий урок по литературным сказкам. 1 33 Рассказы о детях. 1 34 Читательская конференция. 1 3 класс
№ п/п Раздел. Тема. Тема урока. Кол.
час. Дата
контрольная фактическая
1 Самые интересные книги прочитанные летом 1 2 Устное народное творчество 1 3 Иван – герой русских народных сказок 1 4 Чтение сказки «Ховрошечка» 1 5 КВН по русским народным сказкам 1 6 Стихи поэтов – классиков XIX- начала XX века для детей 1 7 Урок – игра «Угадай…» (по произведениям поэтов-классиков) 1 8 О братьях наших меньших. Рассказы о животных В. Чаплиной1 9 О братьях наших меньших. Рассказы о животных Е. Чарушина, Б. Житкова 1 10 Развивающий час по басням И. Крылова 1 11 Стихи об осени 1 12 Диалоги о животных 1 13 Читаю стихотворение и слышу сказку. В гостях у дедушки Корнея. 1 14 Весёлые произведения Бориса Заходера. 1 15 Что говорят стихи? Поэзия С.Я.Маршака1 16 С.Я.Маршак - переводчик 1 17 Книги – самоделки из материалов периодической печати 1 18 Короткие рассказы и сказки
Е. Пермяка 1 19 Урок – викторина по творчеству Е. Пермяка 1 20 Что за прелесть эти сказки! Литературные сказки Л.Толстого1 21 Урок – игра по теме «Литературные герои» 1 22 Знай и люби родную природу. Стихи В.А. Жуковского 1 23 Знай и люби родную природу. Стихи Ф.Тютчева1 24 Урок- викторина по теме «Знай и люби родную природу» 1 25 По страницам журналов 1 26 «Где? Когда? Как и почему?» Рассказы-загадки про зверей и птиц. 1 27 Викторина по рассказам и сказкам В. Бианки 1 28 Мифы, легенды, предания. 1 29 Уральские сказы П.П. Бажова 1 30 Волшебные сказки братьев Гримм 1 31 КВН по сказкам братьев Гримм 1 32 Сказки Ш. Перро 1 33 Сказки датского сказочника Г.Х. Андерсена 1 34 Читательская конференция 1 4 класс
№ п/п Раздел. Тема. Тема урока. Колич. часов Дата
контрольная фактическая
1 Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 2 Какие вопросы задают сказки? 1 3 Творчество А.С. Пушкина. 1 4 «Серии книг» и их назначение. 1 5 М.М. Пришвин - певец русской природы. 1 6 Стихи русских поэтов об осени. 1 7 Творчество Л.Н. Толстого. 1 8 Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют» 1 9 Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют» 1 10 «Необычный календарь» В. Бианки «Лесная газета» 1 11 Лес не школа, а всему учит. Рассказы Н.Сладкова1 12 Рассказы К.Паустовского о природе. 1 13 Сказки о детях. 1 14 Книги о путешествиях и путешественниках. 1 15 Книги о сверстниках и о школе. 1 16 Стихи русских поэтов о зиме. 1 17 Сказки и рассказы о труде. 1 18 Рассказы Л. Воронковой для детей. 1 19 Стихи русских поэтов о Родине. 1 20 Художественные произведения, героям которых установлены памятники. 1 21 Мой любимый литературный герой. 1 22 Твои защитники. 1 23 Богатырские сказки. Былины. 1 24 Мама – главное слово. 1 25 Стихи русских поэтов о весне. 1 26 Сказки Г.Х.Андерсена. 1 27 Сказки братьев Гримм. 1 28,29 Дж.К.Роулинг «Гарри Поттер». 2 30,31 А.Курляндский «Приключения попугая Кеши» 2 32 Произведения о Великой Отечественной войне. 1 33 Путешествие по дорогам любимых книг. 1 34 Читательская конференция. 1 Раздел III Содержание тем учебного курса
В содержании программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются два раздела: круг чтения и работа с детской книгой.
2 класс
Круг чтения: художественная и научно-популярная книга, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного прочитывания вслух; стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в одной книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чём прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Нравственная оценка ситуации, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами.
3 класс
Круг чтения: русская, зарубежная детская книга, детские газеты и журналы. Книги ведущих писателей для младшего школьного возраста (Маршак С.Я., С. Михалков, Б. Житков, В. Бианки, М. Пришвин, Н. Носов, Б. Заходер, Е. Пермяк и др.) и отдельных зарубежных писателей (Г.Х.Андерсена, Дж. Родари и др.), сказки разных народов, стихи русских писателей классиков для детей. Стихи и проза родного края.
Работа с детской книгой: знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие – и умение определять примерное содержание книги по ним до чтения. Умение ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов. Самостоятельно готовить ответы по почитанному. Правильно называть книгу или произведение по памяти и воспроизводить содержание прочитанного. Умение выделять законченную по смыслу часть или эпизод, передавать его содержание. Осваивать научный текст. Знание двух-трёх книг каждого писателя, с которыми знакомились.
4 класс
Круг чтения: художественная, научно-популярная и справочная детская книга русских, современных и зарубежных авторов для младшего школьного возраста, детская периодическая печать. Выделение в качестве самостоятельных тем художественных и справочных детских книг о сверстниках и их зарубежных друзьях, автобиографические книги, собрания сочинений для детей, сказки народов нашей страны, книги по истории нашей Родины, произведения писателей-классиков, книги о науке и технике, книги о путешествиях настоящих и сказочных. Писатели родного края и их книги.
Работа с детской книгой: знание приёмов выбора нужной книги для чтения на определённую тему. Умение самостоятельно выбирать и читать научно-популярные и художественные книги, использовать книги – справочники, периодическую печать. Отработка умения кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам, так и в целом. Осмысление прочитанного в процессе коллективного обсуждения вопроса, поставленного учителем. Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам и во внеурочное время.
Раздел IV. Основные требования к уровню подготовки обучающихсяРезультаты изучения курса:
Личностные результаты:
формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем
Ориентировка в учебной книге.
Обучающиеся должны знать:
основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
2-3 книги каждого писателя, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения;
приёмы выбора нужной книги для чтения на определённую тему.
Обучающиеся должны уметь:
различать основные элементы книги, определять содержание по названию;
дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга;
ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов;
выбрать книгу по теме для самостоятельного чтения;
выделять законченную по смыслу часть или эпизод;
составлять рассказ о герое;
использовать книги-справочники и периодическую печать для подготовке к беседе по прочитанному;
кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам так и в целом;
высказывать собственные доказательные суждения.
Раздел V Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебники: О.В.Джежелей «Из детских книг» 2 класс
О.В.Джежелей «Чтение и литература» 3 класс
О.В.Джежелей «Чтение и литература» 4 класс
2. Методическая литература: И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва «Вако» 2006 год
С.В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 3 класс Москва «Вако» 2007 год
С.В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва «Вако» 2007 год
3.Программа «Внеклассное чтение в малокомплектной школе» О.В.Джежелей Москва «Просвещение» 1998 год
4.Журнал «Начальная школа»
5.Серия книг для внеклассного чтения «Родничок»
Москва «Просвещение» 2000 год
6.Серия «Всё обо всём» Детская энциклопедия
Москва «Издательство Астрель» АСТ 2000год
7.Серия «Я познаю мир» Детская энциклопедия
Москва «Издательство Астрель» АСТ 2000год
8.Детская периодическая печать.