Дополнительная общеразвивающая программа БАСКЕТБОЛ (девочки)


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации города Екатеринбурга

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»

620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43 тел. (факс): 8(343) 218-48-58, email: sch180@mail.ru


Рассмотрено
на заседании МО учителей физической культуры
Протокол №1 от 28.08. 2016 г.
Руководитель МО
_________ Н.В. Костерин

Согласовано
заместитель директора


________ М.Д. Береснева
29.08.2016 г.
Утверждено
приказом № от 31.08.2016 г.

Директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09. 2016 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Баскетбол»
(девочки)
для детей 7-8 лет

Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 1 год

Разработчик: Князева Фаина Олеговна,
учитель начальных классов







Екатеринбург
2016 год
Пояснительная записка

    В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
В возрасте 7-8 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Отличительной особенностью элементов является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия.
Цели программы:
1. Обеспечить обучающихся знаниями о специальных приемах и действиях баскетболистов.
2. Содействовать укреплению здоровья детей 7-8 лет.
3. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.
Задачи программы:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
обучить основным элементам игры в баскетбол.
В результате прохождения курса обучающиеся должны уметь:
быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
вести мяч правой и левой рукой;
выполнять броски мяча с близкого расстояния;
осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 45 минут. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация, при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое, ритмичное, без задержки). На занятиях целесообразно применять соревновательный метод (эстафеты, подвижные игры), технические приемы изучать в сочетании с выработкой тактических умений.
Данная программа содержит материал теоретических и практических занятий.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме 10-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия.
Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2015). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.
Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски в кольцо. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени. Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (МАОУ лицей №180 «Полифорум»). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы и способы их определения
Личностными результатами изучения курса являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.


Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля

Текущий
В течение учебного года
Проверить освоенность обучающимися навыков игры в баскетбол
Эстафеты, внутрикомандные соревнование

Итоговый
В конце учебного года или курса обучения

Проверить качество изучения курса «Баскетбол»
Соревнование



Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)
возраст
пол
оценка высоты прыжка (см)




средний
выше среднего
высокий

7 – 8 лет
девочки
10-14
15-18
19 и выше


Контрольные нормативы в беге на 20 м 
класс
уровень достижений


высокий
выше среднего
средний

7-8 лет
4,5 и менее
4,6-5,0
5,1


Передачи и броски мяча 

контрольные упражнения
возраст
количество попаданий

1.
Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз)

7-8 лет
10

2.
5 штрафных бросков (попаданий)


2

3.
10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий)


4



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретическая подготовка Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка баскетболиста. Техническая подготовка баскетболиста. Тактическая подготовка баскетболиста. Психологическая подготовка баскетболиста. Соревновательная деятельность баскетболиста. Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
 Физическая подготовка Общая физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
Упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
· с разной скоростью;
· в одном и в разных направлениях.
Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.
 Ловля и передача мяча
Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после полуотскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча
На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча.
Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Учебно-тематический план




Наименование темы
Общее количество часов
в том числе




теория
практика

Модуль №1 (32 часа)

Развитие баскетбола в России
2
2
0

1
Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
1
1
0

2
Соревновательная деятельность баскетболиста.
1
1
0

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях
1
1
0

3
Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
1
1
0

Общая и специальная физическая подготовка
10
1
9

4
Физическая подготовка баскетболиста
1
1
0

5
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

9
0
9

IV. Основы техники и тактики игры
18
1
17

6
Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
1
1
0

7
Упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
· с разной скоростью;
· в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста.

5
0
5

8
Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.
3
0
3

9
Ловля и передача мяча
Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после полуотскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

9
0
9

V. Контрольные игры и соревнования
1
1
0

10
Тест «Что такое баскетбол. Правило игры»
1
1
0

Модуль №2 (24 часов)

VI. Общая и специальная физическая подготовка
8
0
8

11
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
8
0
8

VII. Основы техники и тактики игры
14
0
14

12
Броски мяча.
Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

14
0
14

VIII. Контрольные игры и соревнования
1
0
1

13
Внутрикомандные соревнование по баскетболу.
1
0
1

IX. Тестирование
1
0
1

Модуль №3 (16 часов)

X. Общая и специальная физическая подготовка
4
0
4

14
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
4
0
4

XI. Основы техники и тактики игры
10
0
10

15
Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

10
0
10

XII. Контрольные игры и соревнования
1
0
1

16
Соревнование по баскетболу
1
0
1

XIII. Тестирование
1
0
1


ВСЕГО:
72
6
66



Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” обучающиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
2.2. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” обучающиеся
смогут получить знания:
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
жесты баскетбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях баскетболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях баскетболом;
играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

Учебно-методическое, материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
Баскетбольные мячи – 10 шт;
Баскетбольный щит – 2 шт;
Набивные мячи – 5 шт;
Скакалки – 10 шт;
Стойки – 6 шт;

Литература
Байгулов Ю. П. Программа начальной школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 2012г.
Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 2014, №4:
Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 2013, N3
М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 2013 г.
Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 2015 г.
Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415