Урок русского языка в 9 классе Тема «Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»

Урок русского языка в 9 классе
Тема «Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»
Цели и задачи урока:
-закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;
- развивать умения определять средства связи между частями СПП и место придаточного предложения по отношению к главному;
- отработка умения составлять схемы СПП;
-отработка умения характеризовать предложения;
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем изучение темы «Сложноподчиненное предложение».
-Какие предложения называются СПП? Приведите примеры из домашнего упражнения. (упр.85)
- Из каких частей состоит СПП? (главное и придаточное)
- С помощью чего связывается придаточное предложение с главным? (с помощью подчинит.союзов и союзных слов)
-Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
2. Сообщение темы и цели урока (2,3 слайд)
Продолжая изучение СПП, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП; совершенствовать пунктуационные навыки.
3. Наблюдение над языковым материалом. (4слайд)
Определите вид сложного предложения.
Назовите главную и придаточную часть.
Укажите место придаточной по отношению к главной.
1. Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес.
2. Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.
3. Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер.
Вывод формулируют сами учащиеся (структура СПП гибкая, придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е.может находиться (слайд 5).
перед главной (...), [...].
после главной [...], (...).
в середине главной [...,(...),...].
4. Конструирование предложений (слайд 6)
Задание. Простые предложения преобразуйте в СПП.Запишите все возможные варианты. Составьте схемы СПП. (слайд 7)
1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.
-Отличаются ли данные предложения? В чем их различие? (предложения различаются по смыслу)
Вывод формулируют учащиеся (в некоторых СПП место придаточного предложения можно менять)
5.Объяснительное письмо. (слайд 7)
Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.
Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.
6. Перед вами два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по –разному. Попробуйте объяснить эти различия.
1. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
2. Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
«Устройство» этих сложных предложений различается расположением входящих в него простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим. Во втором примере предложение оказалось внутри другого.
Запомните! Предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
7. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины Левитана «Золотая осень» с использованием сложноподчиненных предложений (4-5 предложений) (слайд 9)
8. Выполнение теста. (слайд 10)
1. Найдите СПП, в которых придаточное стоит перед главным.
а) Дом, в котором живут мои родители, расположен в очень красивом месте.
б) Мы сняли на лето дачу, которая расположена в очень красивом месте.
в) Когда мы приехали на дачу, нас там с нетерпением уже ждали.
г) Чтобы добраться до дома, нужно пройти через поле и лес.
2. Найдите СПП:
а) Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы ее сдать вовремя?
б) Бездонны любви материнской глубины, и ею не зря дорожат.
в) Меня поражало, как он умеет ловить рыбу на удочку.
г) На площади шел концерт, и я поспешил туда.
3. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Поляна (1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
А. 1,4
Б. 1,3
В.2,4
9. Подведение итогов урока.
-Какую позицию могут занимать придаточные предложения по отношению к главному?
Домашнее задание
Выполнить упр.88 ( 1 часть)