Консультация для педагогов и родителей Ребёнок -левша

Ох, уж эти правополушарные, или Ребёнок- левша.


Во все времена развития человечества люди - левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство.
Почему же возникает такое явление, почему рождаются дети – левши?
Определённого ответа на этот вопрос пока что наука дать не может. Наследственный фактор играет здесь большую роль. Правда, далеко не всегда его удаётся выявить.
Левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. Толчками для превращения одного из правых полушария в левое у детей является начало овладения речью, и первое осознание ребёнком самого себя. Поэтому после кризиса трёх лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами».

Ещё раз о переучивании.
Говоря о различного рода нарушениях, связанных с леворукостью, нельзя не коснуться вопроса о насильственном переучивании левшей.
До недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. Между тем, как мы уже знаем, леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга и потому принудительное изменение ведёт к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребёнка – значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом.
В процессе насильственного переучивания отмечаются серьёзные перемены в состоянии ребёнка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются ещё более серьёзные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции:
нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребёнок с заиканием – это переученный левша. Категорически противопоказано «двойное» переучивание – после первой четверти первого класса, когда ребёнок учится практически писать заново.
В практике есть примеры, когда переучивание приводило ребёнка к писчему спазму, то есть налицо было выраженное нарушение функционального состояния нервно – психической сферы (невроз). Такое состояние уже не поддаётся медико – педагогической коррекции и требует серьёзного и длительного лечения.
Леворукие дети, переученные родителями или в детском саду (школе) на письмо правой рукой, став взрослыми, ощущают более тонкую координацию левой руки, что и используют в быту. Они часто пишут правой, а подчёркивают или рисуют левой рукой.
Клинический опыт свидетельствует о том, что переученный левша, насильно приспособивший себя к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все отличающие его от правши особенности в сенсорной сфере и целостной нервно – психической деятельности.

Несколько советов, как нужно вести себя с ребёнком – левшой.
-Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

-Создать благоприятный климат для него в семье.


·-Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца завуалировать какой – нибудь игрой.

-Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что леворуких людей очень много, и это тоже разновидность нормы.

-Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.

-Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

-Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

-Любить его таким, какой он есть.

-Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребёнка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, то обратитесь к специалисту.

-Избегайте тех видов деятельности, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Тест для определения преобладающей руки у ребёнка.
В четыре года формируется чёткое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки. Для установления право – леворукости существует множество тестов.
При проведении тестов следует соблюдать следующее правило: каждое задание предлагать ребёнку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребёнком.


Узнайте, имеются ли у ребёнка близких родственников с ведущей левой рукой.
Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребёнок (брал погремушку, ложку и т. д.)
Предложите ребёнку расчесаться. В какую руку он возьмёт расчёску?
Обратите внимание, в какой руке ребёнок держит карандаш или ручку во время рисования.
Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесёт?
Взрослый что-то говорит ребёнку шёпотом. При равенстве остроты слуха ребёнок подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.
Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, какая это рука.
Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
Предложите ребёнку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
Сидя, положить одну ногу на колено другой ноги. Какая нога будет сверху?
Предложите ребёнку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Ребёнка просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

Если большинство заданий ребёнок выполняет левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.
15