Конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса коррекционной школы — интернат VIII вида. На тему: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова.

Тема: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова.

Цели:

Обучающие; развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Коррекционно-развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности; развитие мелкой моторики рук, пальц.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Используемые методы:

1. наглядные,

2. частично-поисковые;

3. практические;

4. проблемные.

Наглядность:

1. Карточки для словарной работы;

2. Карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании;

3. Карточки в виде тучки и солнышка;

4. Наглядность значений слова «соль».

Ход урока. I.
Орг.момент.

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.

- Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II. Цели урока (психологическая минутка).

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка? ,

- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III. Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

- Вспомним, как пишется мягкий знак, (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

-Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

-Где может стоять второй знак (в конце слова)

- Итак, сначала все пропишем в воздухе.

- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради, (дети пишут)

- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

- Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая?

- у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.

- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак - хитрый знак Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово -скажешь)

- Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь сказать - скажешь

IV. Словарная работа:

- Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

- Почему (проверяем по словарю).

- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

- Запишем эти слова в два столбика - в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй - на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто? что?

учитель тетрадь

девочка пальто

медведь морковь

мальчик коньки

- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

- Какие слова отвечают на вопрос Кто?

- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

- Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

- Почему? (без мягкого знака чк-чн - мягкий знак не пишется)
- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

- Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

V. Физминутка.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

- Почему в этих словах пишется мягкий знак?

- А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI. Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком.

- А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

- Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль - 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] - согл., тверд., глух., парн.

[ о ] - гл., уд.

[ л ] - согл., мягк., зв., непарн.

LJ_л

4 б., 3 зв.

- Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем

звуков.

Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)

VII. Работа с предложением.

- Ребята, а просто слово «соль» - что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд - про ноту; второй - про полезное ископаемое, а третий - про пищевую добавку.

- Проверяем, (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.» (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово - много значений. Слова с мягким знаком надо уметь

слышать и правильно писать. VIII. Работа в парах.

- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где -нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически.

Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно - ставят +, не всё -исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

- А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем - большой, перестали - маленький)

- В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

- Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX. Итоги урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Спасибо всем. Урок закончен.
15