Исследование уровня умственного развития дошкольников с целью определения степени готовности к дошкольному обучению

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№4«Колосок»
с. Верхние Киги Кигинский район Муниципального района РБ.















Проектная работа на тему:
«Исследование уровня умственного развития детей-дошкольников с целью определения степени готовности детей к школьному обучению»
















Выполнила :педагог-психолог Каюмова А.Г


Цель - определение степени готовности к школьному обучению.

Задачи данного исследования:
-определить психологическую характеристику готовности к школьному обучению.
-рассмотреть основные компоненты готовности детей к школьному обучению;
-рассмотреть, как проводится исследование готовности детей к школьному обучению.


Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в психическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире и сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, владеть мыслительными операциями, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Так же важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач, произвольность познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления; навыки речевого общения, развитая мелкая моторики руки и зрительно-двигательная координация.


Психологическую готовность к обучению разделяют на общую и специфическую.

Специфическая готовность включает учебные навыки, необходимые для первоначальных школьных успехов: умение читать, писать, считать. Высокие требования в этом плане предъявляют гимназии, элитные учебные заведения, организуя обучение детей до зачисления в школу. Однако для устойчивых школьных успехов важнее общая готовность ребенка к обучению. В ее составе выделяют три компонента: социальную готовность, интеллектуальную и личностную.

Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок усваивает внутреннюю позицию школьника. Ему перестают нравиться детские виды деятельности, возникает потребность в таких делах, которые были бы ценными, значимыми в глазах взрослых. В современных условиях таким важным делом является школа, и ребенка все чаще спрашивают даже посторонние люди: «Ну как, скоро в школу?». Школьная жизнь в глазах детей на¬столько взрослая и важная, что им не нравятся иногда уроки рисования – «Как будто в детском саду!».

Нормально развитый ребенок хочет ходить в школу, выполнять задания, получать отметки. К этому его подталкивает социальное окружение

Готовность к обучению включает как физиологические компоненты – школьную зрелость, так и психологические составляющие. В школе ребенку приходится длительно выдерживать статическую позу при сидении, выполнять напряженную умственную работу; многие учебные действия, особенно письмо, требуют тонких координированных движений пальцев и кисти, в то время как у ребенка развита в основном крупная моторика. Легче приспосабливаются к школьным условиям дети физически крепкие, с достаточно развитыми

Общеизвестно, что успешность обучения в начальной школе в первую очередь связана с уровнем развития языка на котором проходит школьное обучение. В этой связи исследование словесно-логического мышления можно считать одним из основных факторов в структуре умственного развития дошкольников в плане их готовности к школьному обучению.

В настоящее время идет интенсивный поиск методов и способов экспресс-диагностики школьной зрелости детей дошкольного возраста. В качестве такой методики, определяющей уровень развития словесно-логического мышления была предложена методика «Словесные субтесты» для детей дошкольного возраста (Л.Ф.Чупров, 2001) .Данная методика была разработана на основе ранее апробированной и уже получившей признание методики «Словесные субтесты» по Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрову, 1989 .



Методика исследования. В качестве диагностической методики использованы «Словесные субтесты» по Л.Ф.Чупрову, представляющие собой два субтеста, направленных на исследование операции классификация (I субтест) и на операции обобщения (II субтест) по пять заданий в каждом.
Исследованием был охвачен 20 детей, из подготовительной группы №1,МАДОУ№4 «Колосок»








Краткое описание методики:
. Сфера применения методики- психологическая диагностика развития словесно-логического мышления детей в возрасте 6-7 лет.
. Необходимые материалы. Бланк со стимульным материалом методики, бумага для фиксации результатов исследования,ручка.
. Стимульный материал-набор проб на исследование особенностей вербального развития. Задание состоит из двух субтестов по пяти пробам в каждом.
Первый субтест направлен на исследованииеоперации классификация.
Второй-на исследование операции обобщения.







1 субтест (классификация)

Вопрос. Одно слово здесь лишнее-его нужно исключить! Какое слово нужно исключить?

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (8,6).
2.Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла (6,7)
3.Круг,треугольник,овал,указка,квадрат(10,1).
4.Саша,Витя,Стасик,Петров,Коля(8,9)
5.Веселый ,быстрый, грустный, вкусный, осторожный(5,7)
Сумма=40,0

Вариант правильных ответов:
1.Фасоль;
2.Песок;
3.Указка;
4.Петров;
5.Вкусный.

2 субтест (обобщения)

Вопрос. Как вместе ,одним словом это можно назвать?

1.Окунь, карась (13,1).
2.Огурец, помидор (13,7).
3.Шкаф, диван (14,2).
4.Июнь, июль (9,3)
5.Слон, муравей (9,7)
Сумма=60,0

Варианты правильных ответов:
1.Рыбы;
2.Овощи;
3.Мебель;
4.Месяцы;
5.Животные/звери.

Процедура исследования. Исследование индивидуальное. Время для выполнения задания не ограничивается.
Экспериментатор произносит нулевую пробу 1 субтеста вслух и спрашивает: «Какое слово здесь лишнее?» Услышав правильный ответ,предлагает уточнить: «Почему?» За правильный ответ с первой попытки и приемлимое объяснение -1 балл. В протоколе лучше ставить знак «+», соответствующий 1 баллу. Неправильный ответ ответ корригируется стимулирующей помощью: « Неправильно, подумай еще». За правильный ответ со второй попытки и приемлемое объяснение-0,5 балла. Правильный ответ ответ с первого раза, но без необходимого объяснения-0,5 балла. Неправильный ответ даже после стимулирующей помощи-0 баллов. Завершив нулевую пробу, ребенку аналогичным способом предлагают основные задания 1 субтеста. Ребенку предъявляют все пять проб субтеста вне зависимости от результативности предыдущих решений.
Аналогичным образом предлагается нулевая проба 2 субтеста. Экспериментатор спрашивает: «Как вместе называются все эти предметы?» Получив правильный ответ с первой попытки, психолог оценивает его в 1 балл. При не правильном ответе –использует стимулирующую помощь: «Неправильно, подумай еще». При неправильном ответе со второй попытки-0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки-0 баллов. После знакомства с нулевым заданием, ребенку предлагают выполнение аналогичным образом всех пяти проб 2 субтеста.
Нулевые пробы и их результаты при окончательном подсчете не учитываются.

Обработка и анализ результатов. В обработке материалов исследования,в зависимости от цели, поставленной психологом, могут быть применены две процедуры анализа.
При первой –обработке производится как нетестовой методики, то есть учитываются все результаты, полученные при первой и при второй попытках (после стимулирующей помощи). В этом сучае психолог имеет возможность оценить как «актуальный» уровень, так и «зону ближайшего развития ребенка» в его достижениях-оценка успешности (ОУ).
Результаты выполнения определяются по формуле:
ОУ=Х-100%/110,
Где Х-сумма баллов, анбранная за все 2 субтеста.
Уровень успешности определяется следующем образом:

Уровень
%
Общая сумма баллов

4 наивысший
100,0-80,0
10,0-8,0

3
79,9-65,0
7,5-6,5

2
64,9-50,0
6,0-5,0

1 наинизшй
49,9 и ниже
4,5 и менее



Во втором случае предметом анализа является лишь уровень актуального развития (АР) ребенка. Собственно это работа с протоколом. При анализе учитываются лишь первые попытки и все «+» перешифровываются в индексы, проставленные справа. Балльные индексы суммируются. В свою очередь, сумма баллов распределяется по «уровням умственного развития», предложенным Э.Ф. Замбацявичене с дополнительной интерпритацией, то есть в коэффициент АР:

1(«высокое умственное развитие»)-75-100 баллов;
2(«среднее умственное развитие»)-50-74,9 балла;
3(«пока еще низкое умственное развитие»)-25-49,9 балла;
4(«пока еще очень низкое умственное развитие»)-0-24,9 балла.

Результаты исследования.

В результате исследования успешности выполнения задания из всей выборки (20 дошкольник) определились 4 группы детей в зависимости от результативности выполнения ими заданий.
1-ая группа –дети, успешно справившиеся с предложенным испытанием. В этой группе было 8 детей, т.е они справились с заданиями на 4 уровне успешности. В 3 уровне успешности справились 4ребенка, во 2 уровне успешности справились 7 детей и на 1 наинизшем уровне 1 ребенок.

По 2-му субтесту высокое умственное развитие у 6 детей, среднее умственное развитие 9 детей, пока еще низкое умственное развитие 4 ребенка и пока еще низкое умственное развитие у 1 ребенка.

Ф.И.О

1 субтест
2 субтест

1.Абдуллин Тимур
6,5

40,3

2.Валиуллин Глеб

9,5
91,1

3.Гайсин Адил

5,5
36,2

4.Гайфуллина Ания

6
55,5

5.Гайсина Юлиана

6
54,5

6.Гиниятуллина Вилена
5,5

33,5

7.Гильмутдинова Камилла
7,5
59,3

8.Гайфуллин Даниэль

4
16,8

9.Гумерова Эльвина
9

91,1

10.Камалетдинов Расуль
8,5

58,7

11.Канипов Вадим

8
75,6

12 Киямова Ильмира
7

66,4

13. ЛатыповаИльнара

9

81,2

14. Муртазаев Ильмир
6

55,5


15 Реджепбаев Эдуард
5

35,1

16. Сунагатуллин Айдар
8

78

17. Туктарова Азалия

8
65,2

18. Хамидуллина Эллина
7,5

65,2

19. Хисматов Руслан

6
50,4

20.Чернышев Альфред
8
76,1




1 субтест

2 субтест

4 наивысший уровень 40%
Высокое умств.разв--- 30%

3 уровень --- 20%
Среднее умств.разв--- 45%

2 уровень --- 35%
Пока еще низкое умств.разв---20%


1 наинизший --- 5%
Пока еще очень низкое умств.разв-5%












Вывод полученных данных.
По результатам диагностики выяснилось, что по 1-му субтесту 35 % и по 2-му субтесту 20 % детей имеют низкий уровень развития мышления .Дети данной группы имеют скудные знания об окружающей действительности. А это основной источник развития мышления ребенка. Дети слабо разбираются во временах года, путают дни недели, не знают сколько месяцев в году и их последовательность. На основании знаний о предметах и явлениях окружающего мира и развивается мышление ребенка. И если они слабо развиты, то и нет соответствующего развития мышления. Что и показала диагностика.
Низкие результаты по заданиям на классификацию и обобщение ,говорят о том, что дети не могут выделить главные, нужные факты из своего скудного запаса знаний. Не могут сделать знания активными, действенными в нужный момент. Многие дети не отличают имя и фамилию.











Литература:

1. Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников

2. Чупров Л.Ф. Региональные аспекты использования вербальных заданий в психологической диагностике /

3. Чупров Л.Ф. Стандартизация методики диагностики уровня умственного развития первоклассников (Словесные субтесты) //

4. Чупров Л.Ф. «Словесные субтесты»: вариант для обследования детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2002. - № 1. – С. 60-69.

5.Т.В.Модестова «Скоро в школу» пособие для детей, родителей и преподавателей.

Е14 GTZbgn_rќ“І”Љ!/FQWaho[t•d$O&,7DMSYagRr™X