«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»
«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности».
Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли дети её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность данной проблемы, я разработала программу «Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности». В данной программе я скомбинировала, соединила установленные наукой принципы и методы и успешно применила их в своей практике.
Ведущей целью моей работы является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;
раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;
формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;
содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;
прививать навыки исследовательской работы.
использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру
содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое
продумать экскурсии в заповедники, зоопарки с наблюдениями за растениями и животными в разное время года
разработать циклы бесед экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения.
организовать конкурсы проектов по обсуждаемым событиям экологического характера.
провести просмотр видеосюжетов экологической направленности и тестирование после них.
помочь учащимся научиться радоваться успехам друзей, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Мероприятия по реализации программы я разделила на несколько направлений работы:
Познавательно-развлекательные мероприятия
Экологические беседы; турниры-викторины; конкурсы загадок о природе; круглые столы; проигрывание экологических ситуаций; экологические КВНы; экологические экскурсии; экскурсии в музеи, в природу, на предприятия; игры-путешествия; встречи со специалистами; экологические тропы.
Просветительская работа
Участие в экологических выставках, в конкурсах экологического рисунка и плаката; стихи и сочинения о природе; выпуск информационных листков, фотостендов; работа детского экологического театра; конкурсы чтецов (по произведениям о природе); праздники времен года, птиц, цветов; конкурсы песен о природе.
Практическая работа
Изготовление кормушек, домиков для птиц; очистка парка и школьного участка от мусора; заготовка кормов для птиц; зимняя подкормка для животных; озеленение класса, школы, улицы, двора; участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов); составление экологической карты района, школы; участие в экологических операциях, акциях.
Систематический труд должен формировать у детей привычку заботиться о живом. Это процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребёнка. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.
Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, научить видеть прекрасное. Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.
При проведении занятий, связанных с трудовой деятельностью, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств. Специально для проведения таких занятий мною была создана программа кружка «Декоративно-прикладное творчество», основой которой является работа с бросовым материалом. Дети создают свои поделки из того, что могло бы стать мусором и загрязнять окружающую среду - пластиковые бутылки, бумажные коробки, пластиковые детали киндер-яиц, бумажные тарелки, губки для посуды, старые пуговицы, использованные СД-диски и т.д.
Накоплен определённый материал: это доклады на экологическую тематику, конспекты уроков, консультации к ним, методические рекомендации по учебно-экологической программе. В ознакомлении детей с миром природы мне очень помогают собственные задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование
· иллюстраций растений, животных; художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, просмотр видеоматериалов.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий занимают натуралистические кампании: «Праздник леса», «Праздник русской берёзки», «День птиц», «Праздник цветов», «Праздник осени» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе: наблюдения в природе, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа заканчивается организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.
Большую роль в формировании экологических знаний играет наличие в кабинете классного уголка «Зеленая волна», в котором постоянно меняются экспозиции детских работ по различным темам. Это и доклады о растениях и животных, выставки рисунков и фоторабот.
Ежегодно в классе проводится фотоконкурс «Такой прекрасный мир природы». Дети выставляют свои фотоработы, выполненные пусть еще не совсем грамотно композиционно, но зато с большой любовью к природе.
Одной из нетрадиционных форм экологического образования детей является создание экологического театра. Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек, пропагандирующих природоохранную деятельность. Как форма экологического воспитания, детский театр является более эффективной, чем такие традиционные методы, как беседы и лекции. Детский экологический театр воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей. Выступление экологического театра способно привлечь зрительскую аудиторию любого возраста; спектакли легко воспринимаются и запоминаются.
Еще одним положительным моментом в организации экологического театра является возможность привлечения родителей. Ведь семья оказывает огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения. В 2010 году наш коллектив занял 1 место в смотре экологических театров и агитбригад «Вернем Земле ее цветы». В апреле 2014 года коллектив экологического театра занял 2 место в этом конкурсе. Для данных мероприятий мной были написаны сценарии экологических сказок «Берегите Землю!» и «Однажды в волшебном лесу».
Большие возможности для осуществления экологического образования имеют экскурсии. Они позволяют детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и так далее. Мой класс побывал в Приокско-Террасном заповеднике Серпуховского района, в Парке птиц Калужской области, на конеферме в городе Коломне, в краеведческих музеях ряда городов и многих других интересных местах.
Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора - дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями.
Несколько раз в год мой класс выходит в походы по окрестностям рек Пахра и Десна. В ходе экологических походов решаются задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.
Результаты:
улучшилось качество знаний учащихся по окружающему миру
ученики стали активнее участвовать в конкурсах и олимпиадах по окружающему миру
ученики стали активно принимать участие во внеурочных природоохранительных мероприятиях.
проведенные мероприятия способствовали развитию у школьников правильных экологических отношений;
Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанных мною педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе. Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу. Распространение опыта по данной теме прошло через открытые мероприятия, выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы и педагогическом совете лицея. Материал по данной работе представлен на интернет-порталах педагогических сообществ.
Программа апробировалась тремя классами лицея. Результаты, полученные моим классом, подтвердились.
Достижениями данного опыта считаю также пропагандистскую деятельность по внедрению форм и методов работы, направленных на формирование экологической культуры младших школьников. Опыт представлен следующими материалами:
методическая разработка «В царстве Берендея»;
методическая разработка «Праздник птиц»;
методическая разработка «Информационно – развлекательная игра «Экология»;
методическая разработка «Экологическая игра «Тайны лесной тропинки»»;
методическая разработка «Викторина «Знаешь ли ты животных»»;
методическая разработка «Интеллектуальная игра «По страницам Красной книги»;
методическая разработка «Конкурс загадок»;
методическая разработка «Олимпиады. 1–4 классы»;
методическая разработка «Конкурс знатоков»;
методическая разработка «КВН по экологии»;
методическая разработка «Экологическая конференция «Берегите родную природу»
15