Космическое путешествие в галактику. Урок русского языка в 6-м классе по теме Морфологический разбор имени прилагательного
Космическое путешествие в галактику.
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Морфологический разбор имени прилагательного"
Копылова З.П. - учитель русского языка и литературы Булгаковского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ
Цели урока:
1. Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;
закрепить и обобщить знания учащихся по теме.
2. Развивающие:
развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;
продолжить работу по развитию речевой, мыслительной активности, слуховой и зрительной памяти.
3.Воспитательные:
воспитание интереса к русскому языку,
формировать гуманное отношение к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированными).
Задачи:
Предметные:
*развивать орфографическую зоркость, используя морфологический разбор имени прилагательного;
*повторить порядок морфологического разбора имени существительного.
Метапредметные:
Личностные: способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности, общего кругозора и эрудиции;
Формировать умение давать монологический ответ, обобщать, сравнивать.
Познавательные: воспитывать интерес к произведениям искусства, развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
Карточки дифференцированных заданий,
Карточки личного учёта,
Оформление:
таблица "Порядок морфологического разбора имени прилагательного",
таблица "Дерево знаний",
этапы урока в виде карточек на доске,
презентация.Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!
Улыбки подарим гостям! К уроку готовы?
Тогда - за работу! Удачи желаю я вам!
На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Имя прилагательное». А сегодня мы закрепим и систематизируем наши знания об имени прилагательном и узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное.
- А чтобы лучше узнать это, то для этого мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти:
"Подготовка к полёту"
"Взлёт ракет"
"Работа в открытом космосе"
"Возвращение на Землю.
1-й этап: "Подготовка к полёту». Игра «Дерево знаний». «Адаптация космонавтов»
Учитель: какой недавно все мы отмечали праздник? (Новый год).
Все ждали его с нетерпением, получали подарки, готовились встретить его весело и интересно. Сегодня ёлочка снова у нас в гостях и она надеется, что мы её украсим своими знаниями.
- К сегодняшнему уроку наша зимняя ёлочка готова нарядиться, а вот какие это будут шары, зависит от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.
Вы знаете, что если ответите на "5", на ёлочке появится яркий красный шарик, на "4" - жёлтый, на "3" - зелёный, на "2" - синий. Но я надеюсь, что ни зелёных, и уж, тем более, синих шариков не будет на нашей ёлочке.
Вопрос - прогноз:
- Какой вы видите нашу ёлочку?
- Давайте в этом убедимся.
(Дети срывают листочки, читают вопросы, отвечают. На дереве появляются игрушки)
- Посмотрите на "дерево знаний". Красиво оно? Сколько на нём ярких шаров? О чём это говорит?
- Да, верно, вы неплохо усвоили теоретический материал.
2-й этап: "Взлёт ракет".
- Повторили теорию, переходим к практике. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока: «Морфологический разбор имени прилагательного».
- Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо выписать словосочетания (сущ. + прил.) из предложенного материала.
Карточка 1:
Расположиться на ночлег, в пламени огня, свинцовые пули, мамино письмо, замирать от восхищения, радостное событие, раскидистый дуб, ваза на столе, верблюжий горб, тихий голос, закрыть книгу, городской житель, вчерашняя газета.
- Вспомним разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракеты.
- Молодцы, справились.
Карточка 2:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Я шел по узк… тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат… бел… ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю ж…лт… хлопьями. Долго еще др…жала в морозн_.. воздухе снежн… пыль.
(По Г.Скребицкому)
- Поработаем у доски. Выполним морфемный разбор слова:
морозном (воздухе)
Выполним разбор словосочетания: снежная пыль.
Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: север
Север – существительное
Во-первых оно обозначает предмет,
Во вторых, имеет постоянные морфологические признаки:
Нарицательное, неодушевлённое,м.р.,2-го скл,
Употреблён в именительном падеже, в ед. числе – это его непостоянные признаки
Письменный разбор:
Север – сущ.
(Что?) север
Н.ф. – север
2. Пост: - нариц., неодуш., м.р., 2-го скл., непост. – в им. п.,в ед.ч.
Мы много поработали, чтобы взлететь. Немного устали перед полётом. Теперь давайте отдохнём, чтобы наши руки и глаза отдохнули.
Физкультминутка.
А теперь взлетаем. Внимание, пуск! Перед нами галактика. Посмотрите, вот наша ракета. Она успешно приземлилась в космосе благодаря нашим усилиям и правильным ответам и выполненным заданиям.
3-й этап. Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия"Работа в открытом космосе". Попрошу вас занять места. Презентация (показ слайдов).
4-й этап: "Возвращение на Землю". Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в космосе знания. Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 22, найдите упр.351., 352 (выборочно) Предлагаю выполнить морфологический разбор имен прилагательных из этого упражнения.
5-й этап: "Адаптация космонавтов". По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо прочитать отрывок из стихотворения Р. Горской и Э. Барковой «Я мечтаю» и получить домашнее задание. Все учащиеся получают стихотворение (карточка 3).
Карточка 3:
Отрывок из стихотворения Р.Горской и Э.Барковой "Я мечтаю":
Я мечтаю о звёздных полётах,Намечаю маршруты путей,Межпланетным я стану пилотом,Только б вырасти мне поскорей,Всё о жизни Сатурна узнаю,С марсианами дружбу сведу,По пути на Луне побываю,К дальним звёздам дорогу найду.Небо синее ласково манитИ к бескрайним просторам зовёт.Знаю я, что минута настанет -В дальний рейс поведу самолёт.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения "Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам зовёт", выполнить морфологический разбор двух прилагательных.
Подведение итогов урока.
Что же нового мы узнали на уроке?
Выставление оценок.
Урок окончен. До свидания.
Булгаковский филиал МБОУ 2- ой Гавриловской СОШ
(Муниципальный уровень)
Провела учитель русского языка
и литературы Копылова З.П.
с. Булгаково 2016 г.