Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников Проект «Этих дней не смолкнет слава»


«Согласовано»
на заседании Педагогического
совета (протокол №1) «25» августа 2014 г. «Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 1022
__________ Куляшова Ю. Н.
«25» августа2014 Г.

Программа
гражданско-патриотического воспитания младших
школьников
Проект «Этих дней не смолкнет слава»
4 «Б» класс.
2014 – 2015г.
Составитель: Степкина В. А.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеучебной деятельности младших школьников.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Деятельность классного руководителя акцентируется на проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.
В связи с этим возникает необходимость в создании программы, способствующей удовлетворению потребностей современного общества в воспитании его гражданина.
Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества.
Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей повышение интереса к изучению истории своей семьи, города, края.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, познавательные игры учащиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.
Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников.
Пользуясь данной программой, классный руководитель найдёт немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому ребенку свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Классный руководитель на протяжении четырех лет работы с детским коллективом должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, преподавателями дополнительного образования, работниками библиотек, с администрациями сельских поселений, сотрудниками культурно–досуговых центров и, конечно же, родителями. Благодаря совместной и тесной работе можно добиться высокого результата.
Нормативно – правовая база программы
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании»;
Государственная Программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 – 2010г.
Цель программы:
воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Воспитательные цели:
воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, города и поселка;
пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
Задачи программы:
знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
формировать у детей ответственность, правосознание, любовь к «малой родине»;
воспитывать готовность к защите своей Родины;
прививать любовь и уважение к школе, к тем, кто в ней учится и работает;
создавать условия для физического развития будущих защитников Отечества.
Новизна, отличительные особенности программы
Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.
Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.
Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента: когнитивный ,знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).

Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Портрет ученика
Выпускник начальной школы:
владеет основами умения учиться, является субъектом учебной деятельности и нравственного поведения;
любит свой город и свою Родину;
уважает и принимает ценности семьи и общества;
готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед коллективом, семьей и школой;
целеустремленный, самостоятельный, инициативный, ответственный, дисциплинированный, доброжелательный;
выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
способен к организации собственной деятельности;
любознателен, способен осуществить осознанный выбор в различных видах деятельности;
проявляет активное участие в делах класса, в конкурсах и проектах школы, района, города;
обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, уточнять проблему, вопрос, аргументировать свои желания, потребности, поступки);
активно познает окружающий мир, умеет пользоваться информационными источниками, владеет приемами работы с различными текстами.
Профессионально – личностные роли классного руководителя:
Просветитель
Инструктор
Наблюдатель
Опекун
Старший друг
Советчик
Наставник
Организатор
Руководитель
Проектировщик
Исследователь
Основные направления программы:
семья и школа;
историко-краеведческое;
военно-патриотическое;
спортивно – патриотическое.
Механизмы реализации программы:
Под механизмом реализации программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Растим патриотов» подразумевают факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели.
К числу наиболее действенных механизмов относятся:
1) разработка и внедрение программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
2) изменение личностного понимания учащимися сущности патриотизма, гражданственности, героизма, милосердия;
3) моделирование специальных ситуаций;
4) поддержка стимулирование гражданской инициативы детей;
5) взаимодействие школы, родителей и общественности (Совета ветеранов ВОВ, Совета воинов-интернационалистов в гражданско-патриотическом воспитании учащихся;
6) активизация деятельности учащихся начальных классов в рамках;
7) привлечение к реализации программы работников школьного музея Боевой Славы, музея «Истории школы»,, школьной библиотеки, музыкальной школы.
Формы проведения мероприятий:
беседы;
исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
творческие отчёты;
уроки мужества;
встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;
соревнования;
праздники;
акции;
конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
просмотр видеофильмов;
митинги;
экскурсии, походы;
читательские конференции;
викторины;
трудовые и экологические десанты;
«Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;
фестивали;
познавательные игры.
Материально-техническое сопровождение
дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
репродукции картин;
карточки с различными видами войск и Защитников Отечества;
фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
художественная литература;
пособие «Моя малая родина- Трёхозёрье».
записи с песнями военных лет;
карты, атлас Российской федерации и Москвы;
символика Российской федерации,Москвы,
глобус.
В программу включены четыре раздела:
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами Москвы, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.
Этапы реализации программы
Программа состоит из четырёх этапов:
1 - знакомство первоклассников с духовными традициями страны, её героическим прошлым, государственной символикой, историей «малой родины»
2 – приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
3 – формирование гордости за героев Отечества; изучение архивов, поиск материалов о героях войны, создание школьных книг для пополнения материалов школьных музеев;
4 – развитие активных форм патриотической деятельности, создание творческих презентаций о героях войны, формирование культуры межнациональных отношений и др.
Мероприятия реализации программы
4»Б» класс

Мероприятия Сроки
проведения
Ответственные
1 Вводное занятие.Что такое патриотизм?
Сентябрь Классный руководитель
2 «С чего начинается Родина?»-экскурсия в школьный музей
Сентябрь Классный руководитель,
руководитель музея
3. Конкурс рисунков и фото - коллаж «Моя малая родина»
Октябрь Классный руководитель, родители, бабушки и дедушки
4. Беседа «Легко ли быть милосердным» (ко дню пожилого человека).Конкурс чтецов, оформление стенгазеты, конкурс рисунков, посвященным этой дате.
Октябрь Классный руководитель
5. «Я живу в России». «Многонациональная Россия-дружбой сильна».-беседы, рассказы детей о своей национальности, конкурс рисунков.
Ноябрь Классный руководитель.
6 Герб,флаг, гимн-государственные символы России.Рассказы детей, исполнение гимна России.
Ноябрь Классный руководитель,
учитель мызыки.
7. «Мир, в котором я живу»-гимн Москвы, просмотр фильма «Битва под Москвой»
Ноябрь Классный руководитель, родители
8. «Дети блокады». Библиотечный урок.
Акция «Свеча памяти»
Декабрь Классный руководитель,
библиотекарь,
9. Экскурсия в школьный музей, работа над материалами по теме «Мои близкие в блокадном Ленинграде»
Декабрь Классный руководитель, родители
10. Мини — проекты на тему»Мои родственники в годы ВОВ».
Январь Классный руководитель
11. Конкурс зримой песни «Если б не было войны» Январь Классный руководитель,
Зам. директора по ВР, представитель КДЦ «Рондо»
12. Конкурс стихов «Нашей доблестной Армии посвящается».Поздравление ветеранов ВОВ.
Февраль. Классный руководитель, родители
13. Женщины-герои.Мини-проекты детей.
Март Классный руководитель, родители.
14 Поздравление мам и бабушек с 8 Марта.
Март Классный руководитель, родители, дедушки и бабушки
15. Дорога в космос. Конкурс рисунков. Апрель Администрация Новодевяткинского сельского поселения,
классный руководитель,
родители, зам. директора по ВР
16. Подготовка к праздничному концерту, посвященному 9 Мая.
Апрель Классный руководитель,
родители, бабушки
17.10.14 Праздничный концерт для ветеранов ВОВ. Возложение цветов к мемориальным доскам в школе.
Май Классный руководитель
18 День славянской письмености-24 мая.
Май Классный руководитель, родители