Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Тема: Проектная и исследовательская деятельность
учащихся как средство
гражданско-патриотического воспитания
младших школьников.
КПК: «Организация образовательного процесса в начальной, основной и средней школе в контексте ФГОС»
Выполнила: Томтосова Надежда Афанасьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Хандыгская средняя общеобразовательная школа
Томпонского района РС(Я)
2015
Содержание.
Введение………………………………………………………………2
Теоретическая часть.
Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания
в образовательном учреждении. …………………………………………..2
Метод проектов…………………………………………………….3
Этапы реализации проекта. Формирование УУД через проектную деятельность………………………………………………………..6
Проектные задачи в начальной школе……………………………8
Практическая часть…………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………..16
Введение.
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи)
Актуальность работы.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.
Цель работы – показать, как в ходе проектной и исследовательской деятельности формируется гражданско-патриотическое сознание младших школьников.
Задачи:
• обосновать задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
• показать эффективность проектной и исследовательской деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении.
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Наша школа работает по программе гражданско-патриотического воспитания «Я – Россиянин». Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Основные задачи программы:
• сформировать у детей осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей России;
• создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, в результате которой формируются универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:
• работать с проблемами;
• анализировать данные, ситуацию;
• самоопределяться, осуществлять выбор;
• формулировать замысел своего действия;
• фантазировать, мечтать;
• планировать работу;
• работать в группе;
• оценивать свою работу.
Метод проектов.
Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения [1, с.50].
Цели проектного обучения:
Развивать у школьников:
- исследовательские умения;
- умение творчески подходить к способу подачи материала;
- командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать.
Научить:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать выводы.
Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Задачи проектной деятельности.
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другим.
Типы проектов:
по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой, прикладной);по комплексности или предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный);
по характеру контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, республиканские);
по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный);
по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Алгоритм проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.
Результаты проектной деятельности.
альманах,
сборник иллюстраций,
сборники собственных творческих работ,
стенгазета,
видео, -диа- или слайд – фильм,
комментарий к тексту художественного произведения,
публикация,
буклет,
презентация,
веб-сайт,
доклад,
альбом.
Этапы реализации проекта. Формирование УУД через проектную деятельность
Работа над проектом состоит из нескольких этапов:
Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Презентация (защита) проекта, оппонирование.
Коллективное обсуждение, выводы.
Очень важным этапом для младших школьников является рефлексия:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы.
Метод проектов в начальной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- на всех этапах учитель выступает как консультант и помощник.
Работа с применением метода проекта должна строиться по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:
- постепенное увеличение объёма знаний и навыков;
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
- от недолговременных однопредметных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым.
Каждый проект реализуется поэтапно.
1 этап – погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель.
2 этап – организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3 этап – осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическими требованиям, учитывать позиции партнёров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого и др.).
4 этап – оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные (стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.).
5 этап - презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности).
Безусловно, для учащихся начальной школы проект, как и любой вид творческой деятельности, очень сложен. Можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное, индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:- недостаточное развитие аналитического мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
- коммуникативные затруднения;
- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
2.4. Поэтому в 1-2 классах мы решаем с детьми проектные задачи.
Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.
Педагогический эффект проектной задачи:
- Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.
- Учит способу проектирования через специально разработанные задания.
- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности;
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все главное, существенное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения проектной задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свои позиции, принимать или отклонять точки зрения других).
Практическая часть.
Проект «Моя семья» - долгосрочный, рассчитанный на 4 года. В каждом классе решалаются отдельные задачи.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с раннего детства, имеют огромное значение на протяжении всей жизни и составляют основу гражданского поведения человека.
Цель проекта: формирование ценностного отношения к истории семьи, дому, семейным традициям, взаимоотношениям в семье.
1 класс – «Наша дружная семья»
Рисунки «Наша дружная семья»
Подбор пословиц о семье.
Устный рассказ о своей семье.
2 класс – «Семейные традиции»
3 класс - «Моя родословная»
4 класс – «Вместе с мамой можем все»
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Цель работы: лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи:
1) составить генеалогическое древо семьи
Объектом работы является родословная.
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Исследования.
Чтобы выяснить, историю своего рода, дети проводят поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных.
«Тайна имени и фамилии» - каждый ребенок самостоятельно занимался исследованием значения своего имени и фамилии, а некоторые дети нашли историю имени всей своей семьи.
Над проектами «Семейные традиции» и «Вместе с мамой можем все» дети работали совместно с родителями.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
В 3-4 классах учащиеся начинают работать над групповыми проектами.
Один из таких больших проектов – проект «Моя Якутия»
Проект «Моя Якутия» - 3 класс
1 этап: распределение ролей в группе, выбор индивидуальных тем исследования учащихся. Сформулированы цели и задачи исследовательской деятельности. Составлен план реализации задач проектно-исследовательской деятельности. Выбрана форма и способы презентации результатов деятельности.
Этап сбора информации:
На этом этапе роль учителя – это «наблюдатель». Ребята все делали сами. Собирали информацию, анализировали, выбирали главное, собирали материал для портфолио проекта. Учитель контролировал, как идет ход деятельности, по необходимости вносил корректировки.
Этап создания продукта:
На этом этапе учащиеся готовили презентацию результатов деятельности. На этом этапе необходима помощь и учителя и родителей, этот этап очень важен для дальнейшей презентации проекта и от того как сработает сообщество: ученик - учитель – родитель, зависит результат деятельности.
Заключительный этап. Презентация
Это один из самых важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Именно этот этап в работе является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашей республики через исторические события, поиск интересных мест останется в душе ребенка на долгие годы.
Этап "рефлексия"
Этап самоанализа и самооценки проделанной работы.
Проект «Моя Якутия» был представлен на школьный конкурс ко Дню Республики и завоевал 1-ое место и сейчас выставлен в школьной библиотеке.
Проект «Сохраним подснежники» к году Арктики.
Ребята приняли участие в Республиканском творческом конкурсе «Сохраним подснежники» в рамках VIII Республиканской экологической акции «Природа и мы», посвященной Году культуры в РФ и Году Арктики в РС(Я).
Цель проекта: формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», прививать детям экологическую и моральную ответственность. Результатом работы над проектом стал сборник, куда вошли собранный учащимися материал о подснежниках, рассказы и стихи собственного сочинения, фотографии и рисунки детей. Вот одно из стихотворений.
Подснежник
Когда тепла еще так мало,
Среди снегов цветет упрямо
Подснежник – первый наш цветок.
Ты береги его!
Он защитит от всех напастей,
Надежду дарит нам на счастье,
Что будет мир, весна.
Ты помоги ему!
В суровый год спасал народ,
Детей кормил в войну и в голод,
Солдат лечил от ран.
А ты спаси его!
Не губите вы смелый цветок!
Столько нежности в нем и терпенья,
Он родной земли украшенье.
Ты защити его!
Пускай цветет подснежник каждую весну,
Как символ верности и дружбы.
Его цветенья так недолог миг.
Ты охраняй его!
(Голиков Денис)
В преддверии 70-летия Великой Победы родилась идея создания проекта «Мои родственники в годы войны», который включил в себя поисковую работу по сбору информации о своих предках - прабабушках и прадедушках, участниках войны или тружениках тыла, проведение Урока Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто», поход к памятникам боевой славы.
План реализации проекта.
1. Классный час «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?» октябрь
2. Сбор информации учащимися о героическом прошлом своих близких. Ноябрь-декабрь
3. Чтение книг о Великой Отечественной войне. Презентация прочитанной книги. Январь-февраль
4 Участие в поселковом конкурсе рисунков на тему «Великая Отечественная война 1941-45гг» февраль
5. Участие в конкурсе инсценированной песни февраль
6. Библиотечный час «Дети – участники войны» март
7. Оформление музейного уголка и «Листовок Памяти» в классе. апрель
8. Урок Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто!» май
9. 1. Митинг. «Салют Победа!»2. Экскурсия площадь Победы. май
Презентация коллективного проекта прошла на районном семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и получила высокую оценку.
Также шесть работ учащихся были представлены на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и все работы заняли призовые места.
Заключение.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России, высокий уровень общей воспитанности учащихся. Использование методов проектов показало свою эффективность. Наши учащиеся занимают первые и призовые места в школьных и районных научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах мультимедийных презентаций, сочинений, чтецов.
Подводя итог, хочу отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно – нравственное воспитание.
Список использованной литературы.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград, 2010 с.50.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
Проблемно – исследовательские технологии преподавания литературы. Мин-во образования РС(Я), ИПКРО. Якутск, 2003.
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Самара : Издательский дом «Федоров»,2011
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2002