Письмо заглавной и строчной буквы Р,р. Письмо слогов и слов.(1 класс)
Технологическая карта урока.
Русский язык.
Место проведения: МАОУ Казанская СОШ.
Дата проведения: 24.10.2014 год.
Класс: 1 «В»
Выполнила: Менщикова Наталья Николаевна.
Тема урока
Письмо заглавной и строчной буквы Р, р. Письмо слогов и слов.
Педагогическая цель
Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную букву Р, р, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики рук, глазомера.
Тип урока
Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные)
Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, письменно отвечают на вопрос.
Личностные результаты
Выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учетом возникших трудностей.
Познавательные: общеучебные- написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы Р, р; моделирование звуковой схемы слов, доказательство выбора фишки при обозначении звука.
Коммуникативные: умеют – участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Оборудование
Пропись № 2, плакат печатных и прописных букв Р, р, карточки для доски
Сценарий урока.
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма контроля
Осуществляемые действия
Формируемые умения
1. Мотивационный этап
Фронтальная, индивидуальная
Приветствие
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Проверка готовности к уроку(наличие на столе учебной тетради «Пропись № 2», ручки, карандашей.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.
Внимательно слушают учителя, дают внутреннюю установку на урок
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку
2. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя.
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Е. Тарлапан
- О какой букве говориться в стихотворении?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:
Писать прописную и строчную букву
Писать буквосочетания и слова
Слушают стихотворение.
- О букве Р.
Отвечают на вопросы учителя.
- Р.
- С буквой Р.
Высказывают своё мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу.
Фронтальный. Устные ответы, произношение звука.
3.Актуализация новых знаний.
1. Пальчиковая гимнастика.
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Ладошки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок – чок – чок – скачет резвый табунок.
Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту.
Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.
2. Правила посадки за столом во время письма.
Индивидуальная. Практический
Проверяем посадку, правила обращения с ручкой
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.
Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой.
3. Знакомство с написанием заглавной буквы Р.
Фронтальная. Словесный, наглядно – демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ.
- Заглавную букву Р начинаем писать чуть ниже середины широкой строки вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент «шляпка» - не должен соприкасаться с первым. (По форме напоминает шляпку гриба.)
-Пропишите букву Р в воздухе.
Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы.
Прописывают элементы в воздухе.
Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
4.Работа в «Прописи № 2» (с.12). Письмо заглавной буквы Р.
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа.
- Рассмотрите образец заглавной буквы Р.
- Сколько элементов в букве Р?
- Для чего нужны стрелки?
- Обведите элементы буквы.
- Допишите элементы буквы Р на первой строчке.
- Напишите вторую строчку сами.
Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят элементы буквы и пишут букву Р.
Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы Р, соблюдая высоту, ширину.
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль.
Физкульт-минутка
Коллективная. Практический.
Упражнение «Лесорубы»
Лесорубы рубят топором сучья(напряжение), положили топор(расслабление). Катят брёвна, поднимают их на машину(напряжение), устали(потряхивание расслабленными руками)
Выполняют движения по тексту за учителем
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке.
Коллективное. Правильное выполнение упражнений.
5.Чтение и письмо слогов и слов(с.12).
Парная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо.
- Прочитайте имена детей.
- Напишите по одному слову напротив примеров.
- Прочитайте предложение, в каких словах встречается буква Р.
- Напишите предложения как на примерах.
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письмо слов. Списывают предложения.
Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона, выполняют письмо согласно образцу. Правильно записывают имена собственные.
Парный, индивидуальный. Письмо, устные ответы.
6. Знакомство с написанием строчной буквы р.
Фронтальная. Словесный, наглядно – демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ.
- Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём вниз до широкой вспомогательной строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх, вправо закругляем, доводим до верхней линии рабочей строки. Закругляем и ведем вниз палочку с закруглением внизу.
Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы.
Прописывают элементы в воздухе.
Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
7. Работа в «Прописи № 2» (с.13). Письмо строчной буквы р.
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа.
- Рассмотрите образец строчной буквы р.
- Сколько элементов в букве р?
- Для чего нужны стрелки?
- Обведите элементы буквы.
- Допишите элементы буквы р на первой строчке.
- Напишите вторую строчку сами.
Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят элементы буквы и пишут букву р.
Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы р, соблюдая высоту, ширину.
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль.
8. Чтение и письмо слогов и слов(с.13).
Парная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо.
- Прочитайте слоги.
-Сравните их.
- Запишите по образцу.
Начинается игра, запишите слог на ра.
Не обедали мы зря, запишите слог на ря.
Грибов набрали мы ведро, запишите слог на ро.
Никто из нас не любит рёв, запишите слог на рё.
- Прочитайте имена, запишите их.
- Прочитайте предложение.
- Запишите предложение по образцу.
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письмо слов. Списывают предложения.
Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона, выполняют письмо согласно образцу. Правильно записывают имена собственные.
Парный, индивидуальный. Письмо, устные ответы.
4.Закрепление знаний и способов действий.
Работа в «Прописи № 2» (с.15)
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа.
- Соотнеси слова печатные и письменные.
- Напишите буквы по стрелкам, чтобы получились слова.
- Напишите слово Рим – прописью.
- Прочитайте предложение перепишите его на строчку ниже по образцу.
Читают. Придумывают и записывают предложения.
Правильно интонируют при чтении предложения, отвечают на вопросы.
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль
5.Рефлексия.
Фронтальная. Словесный. Беседа.
-Какие буквы мы учились писать сегодня на уроке?
-В каких случаях пишется заглавная буква?
- Что получилось? Над чем надо ещё поработать?
-Дома потренируйтесь в написании изученной буквы, слогов и слов.
-Заглавную и строчную буквы Р, р.
- Заглавная буква пишется в начале предложения и в именах людей.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома самостоятельно)
Фронтальный. Устные ответы. Самооценка.
Писать прописную и строчную букву
Писать буквосочетания и слова
15