Урок в 9 классе. Тема: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Повторение и систематизация изученного»

Урок в 9 классе. Тема: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Повторение и систематизация изученного»

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания по фонетике орфоэпии графике орфографии.
Воспитательная: воспитание уважения и интереса к родному языку.
Образовательная: систематизация знаний по разделам фонетики.
Орфографическая: знакомство с творчеством выдающихся лингвистов.
Развивательная: развитие связной речи, совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарём.
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды: устная, письменная
Межпредметные связи: русский язык, литература, информатика.
Внутрипредметные связи: фонетика, орфоэпия, орфография, графика, синтаксис.
Метапредметные связи: совершенствование навыков письма, говорения, анализа(лингвистического, литературного)
Обучающиеся должны уметь: соблюдать языковые нормы, проводить различные виды анализов, оценивать написанное и сказанное с точки зрения нормативности.

ХОД УРОКА
Сегодня мы повторим и обобщим полученные знания по разделам языкознания. «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». Попытаемся глубже понять связь между такими важнейшими разделами языкознания, как фонетика и орфография, еще раз закрепим нормы правописания, ударения и произношения. Повторим тот материал, который будет полезен при подготовке к ОГЭ.
Итак, 1- Повторим основные теоретические понятия, которые будут нам нужны на этом уроке.
Что изучает фонетика? Раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки, ударения, интонация).
Орфоэпия – раздел фонетики, описывающий совокупность норм литературного произношения.
Графика – начертание букв, знаков.
Орфография – раздел лингвистики, изучающий правописание слова, правильность написания.

Термин, проект, поэзия, иксы, баловать, звонишь, соришь, включишь, красивее, свёкла, торты, апостроф, углубленный, шарфы, банты, каталог, эксперт.
Существует ли норма ударения (дополнительный вопрос)
Словарь орфоэпический лежит.
Итак, мы немного вспомнили нормы ударения и произносительные нормы, а сейчас обратимся к связям фонетики и орфографии. Было дано опережающее д/з, которое заключалось в том, что нужно было установить фонетических явлений языка и орфографии, потому что многие правила написания слов зависят от его звукового состава.
Лена представляет вам свою работу, а ваша задача – составить свою таблицу из 8 столбцов, которые могут выглядеть следующим образом.
Работа с таблицей.
А сейчас попытайтесь применить полученные знания на практике. Прочитайте стихотворение нашего земляка И. Бунина «Вечер» (читаю). О чем стих? Какое впечатление остается у вас после прочтения? Как достигает этого поэт? (рисует множество предметов, подчиненных одному замыслу, парцеллирует конструкции; особый синтаксис, а так же звуковой состав)?
Как научиться рисовать звуками – ассонанс, аллитерация. Чего здесь больше? – ассонанса. Почему? – Счастье не может быть второпях.
(Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм.) Зачем нужны прозаизмы в стихотворениях Бунина?
ДОПОЛНИТЕ таблицы: примечание из стихотворений.
Как нам помогут основные фонетические явления совершенствовать орфографическую зоркость?
Затранскрибируйте 1 ряд 1 предложение
2 ряд мы мало видим
3 ряд 2 последних предложения
Правила графики определяют написание слов в соответствии с их произношением: стол, день
Правила орфографии используются в том случае, когда произношение не может дать полной картины о написанном слове, морфемы, фонемы, следовательно, нужно использовать проверку или использовать словарь (запоминать), следовательно, орфограмма.
Какими правилами мы чаще всего пользуемся в русском языке? (орфографическими)
Д/З. 2 презентации: 1) Правописание О-Ё (Е) после шипящих и ц.
2) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков.
Упр. 289 (сформулировать правила написания мягкого знака для смягчения согласных.
15