Конспект урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классе на тему Письмо строчной буквы у и по русскому языку во 2 классе на тему: Слово как общее название однородных предметов. Классификация слов по тематическим группам.


МКОУ «ООШ № 29»
Конспект открытого урока
по русскому языку:
1 класс – /обучение грамоте / «Письмо строчной буквы у»
2 класс – « Слово как общее название однородных предметов. Классификация слов по тематическим группам»
Учитель начальных классов:
Григорьева Светлана Владимировна
Ефремовский район
Конспект открытого урока по обучению грамоте (письму) в 1классе и по русскому языку во 2 классе,
проведённого 27.09.2012 г. в МКОУ «Новокрасивская ООШ № 29»
учителем начальных классов Григорьевой Светланой Владимировной
1класс 2 класс
Тема: Письмо строчной буквы у. Тема: Слово как общее название однородных предметов. Классификация слов по тематическим группам.
Педагогическая цель: научить писать строчную букву у, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера. Педагогическая цель: расширить представление о слове как единице речи, обогащать словарный запас, научить объединять слова в тематические группы.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями (решение учебной задачи). Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями (решение учебной задачи).
Планируемые результаты:
- Предметные: осуществляют сравнение печатной и письменной букв у, выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ у ]; грамотно записывают слоги и предложения.
- Личностные: проявляют доброжелательность, внимание, помощь в ходе учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации.
- Метапредметные:
познавательные - общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации на страницах «Прописи 2»; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов; знаково-символические – соотносят написанные слова со схемой-моделью;
коммуникативные - понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
регулятивные - анализируют ход работы: соотносят план и совершённые операции, находят ошибки, устанавливают их причины; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы, продолжат знакомство с особенностями предложения.
- Личностные: развиваются мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Метапредметные:
Познавательные - общеучебные – используют различные способы поиска, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с поставленной целью урока; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи урока, поиска средств её осуществления; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; логические – анализируют объекты с целью выделения общих признаков, выбирают основания и критерии для сравнения, сериации и классификации объектов, выводят следствия, строят логические цепочки рассуждений, доказывают свой выбор;
коммуникативные - готовы слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные - осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, индивидуальная и групповая работы, работа в парах. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, индивидуальная и групповая работы, работа в парах.
Оборудование учителя: мультимедийная установка.
Оборудование ученика: «Светофор» (для самооценки), пластилин (+ влажная салфетка), схемы-модели для выполнения звуко-буквенного анализа слов,. Оборудование учителя: мультимедийная установка.
Оборудование ученика: «Светофор» (для самооценки), карточки со словами для выполнения упражнения.
Ход урока (организационная структура):
Формируемые УУД Этапы урока Формируемые УУД
I.Организационный момент (проверка готовности к уроку).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся к получению новых знаний.
II. Самоопределение к деятельности (постановка цели урока).
Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о роли слова в речи; самостоятельно выделяют и формулируют общее значение слова; знаково-символические – преобразовывают модель изображённых предметов (с целью выявления общих признаков) в слова, самостоятельно создают способы решения проблемы поискового характера; логические – анализ объектов с целью выделения их общих признаков, выведение следствий о «лишнем» предмете.Регулятивные:осуществляют пошаговый контроль своих действий, целеполагание (постановка уч. задачи).
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы с учениками 2-го класса продолжаем работать над словами и их лексическим значением, а ученики 1-го класса научатся писать новую букву. Сейчас, выполнив задание, вы определите тему нашего урока.
(Слайд 1). – Рассмотрите изображённые предметы. Какой из них можно назвать «лишним»? (Если сравнивать по размеру, - арбуз, если по однородности предметов, – утка). Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о роли слова в речи; самостоятельно выделяют и формулируют общее значение слова; знаково-символические – преобразовывают модель изображённых предметов (с целью выявления общих признаков) в слова, самостоятельно создают способы решения проблемы поискового характера; логические – анализ объектов с целью выделения их общих признаков, выведение следствий о «лишнем» предмете.Регулятивные:осуществляют пошаговый контроль своих действий, целеполагание (постановка уч. задачи).
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
- Какой первый звук в слове, обозначающем лишний предмет на рисунке? ( [ у ] ). – Какой этот звук по произношению? (гласный).
- Какую же букву мы будем сегодня учиться писать? (Букву у).
Работа в паре.
- Разгадайте ребусы (на карточках).
- Какой звук повторяется в этих словах?
- Где в окружающем нас мире можно услышать звук [у]?
(Слайды 2,3). Читают стихи, пропевают звук
[ у ]. - Назовите объединённые предметы одним словом. (Фрукты, ягоды. Арбуз – крупная ягода). – Что же мы называем ягодами? (Плоды кустарников и травянистых растений).
- Чему же мы будем сегодня учиться на уроке? (Объединять слова в общие тематические группы и давать им название).
- Посмотрите в учебнике на стр. 45 (внизу), как пишется слово «ягода» (словарн. раб.).
- Как называется выделенная орфограмма? (Непроверяемый безударный гласный звук [а], обозначенный буквой о). Сколько в этом слове слогов, сколько букв и звуков? Почему звуков больше, чем букв?
- Составьте и запишите нераспространённое предложение с этим словом. (Что значит «нераспространённое»? – Состоящее только из главных членов). III. Актуализация знаний. Познавательные: общеучебные – понимают и принимают учебную задачу при подготовке к письму (правильная посадка, правила пользования ручкой), находят сходства и различия печатной и письменной букв У, развитие мелкой моторики); знаково-символические – находят сходства предметов /их частей/ из окружающего мира с буквой У; логические – анализируют объекты /их части/ окружающего мира с целью выявления их признаков.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. 1.(Слайд 4). Знакомство с буквой Уу.
- На что похожа буква Уу?
2.Для подготовки руки к письму проведём несколько упражнений:
а) пальчиковая гимнастика (упражнение «Рыбка»).
- Сравните печатную и письменную буквы. Чем они похожи, чем отличаются? (с.11 в прописи).
б) лепка буквы у из пластилина:
- Слепите из пластилина букву У печатную. (Выполнение – на листе картона. После – тщательно вытирают руки влажной салфеткой).- Прочитайте самостоятельно текст из упр.53, объясните значение выделенных слов, обсудите друг с другом.
На болотах поспела клюква. Ягоды лежат прямо на мху. На моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки. На них растут ягодки и маленькие блестящие листики.
(Слайды 5,6,7,8). Определяют, верны ли были их высказывания о лексическом значении слов «болото», «клюква», «мох», «моховая подушка».
Делают вывод, что клюква тоже является ягодой, т.к. это плод стелющегося кустарничкового растения. Познавательные: общеучебные – объясняют лексическое значение выделенных слов, обращаясь при необходимости за помощью к толковому словарю; осознанно строят речевое высказывание; логические – анализируют объекты с целью их характерных признаков, делают следственные выводы (клюква – болотная ягода, узнают о её пользе).
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата (планирование), сравнивают свои предположения о значении слов с их реальным значением.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.
IV.Работа по теме урока (первичное восприятие и усвоение нового учебного материала).
Познавательные: общеучебные – выделяют необходимую информацию из рассказа учителя о написании элементов буквы у; знаково-символические – запоминают букву у и правила её написания ; логические – пользуются цепочкой рассуждений при наблюдении за написанием буквы у.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; контролируют сличение написанной буквы с образцом/эталоном/, находят отклонения и стараются их устранить/исправить/.
Коммуникативные: помогают увидеть ошибки друг друга, умеют сделать это в корректной форме. 1.Знакомство с написанием буквы у (с.11 – пропись).
Объяснение учителя:
- Буква состоит из двух элементов. Первый – короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведём линию вверх-вправо до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – длинная наклонная линия с петлей внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведём вниз длинную палочку, влево – небольшая петля, которая пересекается с наклонной линией на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать второй элемент на середине рабочей строки.
- Пропишите в воздухе элементы буквы у.
2.Проверка правила посадки и пользования ручкой.
Работа в прописи по написанию элементов буквы у. 1.Запись двух первых предложений из упр. № 53, выполнение задания (самостоятельно). Взаимопроверка.
( На болотах поспела клюква. Ягоды лежат прямо на мху.)Проверка учителем.
- Объясните, как вы определили главные члены в предложениях. (Оля объясняет первое предложение, Катя – второе).
- Что составляют главные члены предложения? (Грамматическую основу). – Записанные предложения являются распространёнными или нераспространёнными? (Наличие второстепенных членов указывает на распр. предл.).
Самооценка (нарисуйте на полях тетради знак, который отражает правильность и аккуратность выполнения вашей работы).
Познавательные: общеучебные – принимают учебную задачу и сохраняют её (при самостоятельном выполнении упражнения 53); самостоятельно вычленяют заданное количество предложений из текста и записывают их; знаково-символические – используют схематическое изображение при определении главных членов в предложении; логические – пользуются логической цепочкой рассуждений, доказывают правильность выполнения.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на задания учебника, корректируют свои действия в случае ошибки, адекватно оценивают правильность и аккуратность своей работы.
Коммуникативные: обмениваются мнениями друг друга при взаимопроверке.
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали!
Ножками потопали, ручками похлопали!
Покрутились, повертелись, и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем! (1-2-3-4-5).
Открываем, поморгаем и работать продолжаем!
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Познавательные: общеучебные – выделяют необходимую информацию из рассказа учителя о написании элементов буквы у; знаково-символические – запоминают букву у и правила её написания ; логические – пользуются цепочкой рассуждений при написании буквы у.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; контролируют сличение написанной буквы с образцом/эталоном/, находят отклонения и стараются их устранить/исправить/.
Коммуникативные: помогают увидеть ошибки друг друга, умеют сделать это в корректной форме. 3. Работа в прописи по написанию буквы у (с.11) – самостоятельно.
4. (Слайды 9, 10). Чтение слогов с дальнейшей записью в прописи.
Объясняют, что обозначает стоящий в конце предложения восклицательный знак. 2.Выполнение упр. № 55 (устно).
- Прочитайте слова. Если бы вам предложили сделать рисунки к этим словам, они получились бы одинаковыми? Почему? Объясните значение этих слов.
Работа в паре ( у доски с помощью карточек)
- Обсудите друг с другом, по каким признакам можно объединить эти слова?
(Прикрепляют магнитом к доске карточки со словами, разделяя их на группы).
[1)Можно разделить слова на тематические группы: растения – дерево; животные – девочка, зверёк; гриб (к растениям не относится, т.к. грибы – отдельное царство живой природы); посуда – чашка, ложка. Получается 4 группы.
2)Предметы живой и неживой природы (две группы).
3) Можно разделить слова на группы по орфограммам. – Для чего в словах выделены некоторые буквы? Таким образом, получится 3 группы: безударный гласный звук – дерево, зверёк; парный по глухости-звонкости звук – ложка, гриб и буквосочетания ЧК,ЧА – девочка, чашка]. Познавательные: общеучебные – принимают учебную задачу и сохраняют её (при самостоятельном выполнении упражнения 53); самостоятельно вычленяют заданное количество предложений из текста и записывают их; знаково-символические – используют схематическое изображение известных орфограмм; логические – пользуются логической цепочкой рассуждений, доказывают правильность выполнения.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на задания учебника, корректируют свои действия в случае ошибки, адекватно оценивают правильность и аккуратность своей работы.
Коммуникативные: оказывают взаимопомощь при работе в паре.
Физкульминутка для уч-ся 1 класса:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим. До лужайки мы домчим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём… и грибочки соберём!
3.После работы в паре у доски – составление и запись предложения с одним из слов в тетради (самостоятельно). (Дополнительное задание – выделить грамматическую основу).
Взаимопроверка. Проверка.


V. Обобщение усвоенного (закрепление знаний и способов действий).
Познавательные: общеучебные – понимают и принимают учебную задачу; знаково-символические – преобразовывают слова в схему-модель звуков; умеют различать знаки препинания в конце предложения, определяют правильную интонацию в соответствии с тем или иным знаком; логические – строят логические цепочки рассуждений, определяя выбор слого-звуковой схемы к словам, доказывают правильность составления схем, опираясь на свои знания о слогах и звуках.Регулятивные: планируют свою деятельность при составлении схем, корректируют выполненное задание при обнаружении ошибки, оценивают свои знания о звуках и знаках препинания в конце предложений.
Коммуникативные: оказывают взаимопомощь при работе в паре, обмениваются мнениями, слушают собеседника. 1.(Слайд 11). – Назовите изображённые предметы.
Какое место по счёту занимает звук [у] в этих словах? (В слове «утка» - звук [у] занимает первое место, в слове «бусы» - второе). Работа в паре (у доски).
- Составьте схемы к этим словам с помощью моделей.
1.Чтение задания к упражнению № 56, чтение слов.
(Слайд 12). – Соотнесите эти слова с картинками. (Катя читает слова, Оля – показывает предметы на картинке).
- В какие группы можно объединить данные слова? Подберите к каждой группе слов общее название. (Насекомые: жук, бабочка, комар. Птицы: голубь, скворец, дрозд. Рыбы: ёрш, карась. Звери: заяц, носорог, медведь.). После обсуждения – (Слайд 13). Делают выводы, правильно ли определили данные группы.
- В какой группе меньше всего слов? (В группе рыб). (Слайд закрывается).
- Запишите слова в тетрадь в 4 столбика, дополните группу рыб недостающим словом (самостоятельно).
Познавательные: общеучебные – ведут поиск необходимой информации, опираясь на свой личный жизненный опыт; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; знаково-символические – соотносят слова с изображениями предметов; логические – учатся определять общее название слов, объединённых одной тематической группой; составляют целое из частей (синтез), восполняют недостающие компоненты.Регулятивные: составляют план и последовательность своих действий, контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, корректируют ошибки.
Коммуникативные: обмениваются мнениями друг с другом, сотрудничают в поиске и сборе информации, корректируют действия друг друга.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке? Что получилось? Над чем ещё надо поработать? (Дома поработайте над написанием строчной буквы у и слогов с буквой у – в тетрадях в линейку учитель даёт индивидуальное задание).
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Урок закончен.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке? Оцените свою работу с помощью «Светофора».
Д/з: упр. № 57. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.