Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме Фонетика. Орфоэпия
Тема урока «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ»
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний по фонетике и орфоэпии); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
Метапредметные:
познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: задания для фронтальной и самостоятельной работы, стихотворения С. Я. Маршака, И. А. Бунина, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова; слова для игры, алгоритм написания в слове буквы (ь/ъ)
Организационная структура уроков
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
Работа по карточкам и на доске
Самостоятельная работа №3
Учащиеся совместно с учителем проверяют работу одноклассников.
I. Работа по теме урока.
1. Упражнения по систематизации и обобщению знаний по фонетике.
1) Выполнение задания 1
– Прослушайте высказывание К. С. Станиславского и определите его основную мысль.
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда
у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».
– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. С. Станиславский. Произнесите правильно: ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.
Я и грю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?» (Выделенные буквы – ударные.)
– Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?
Внимательно слушают. Определяют основную мысль высказывания.
Выполняют задания.
Высказывают свои предположения
Умеют внимательно слушать.
Формулируют ответы на вопросы.
Выражают и обосновывают свое мнение.
Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Осуществляют контроль учебных действий
2) Выполнение задания 2
– Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много
знать: из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
– На какие две группы делятся гласные?
– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
– Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.
– Назовите шипящие согласные.
– Как на письме изображается звук [й’]?
- Перечислите все глухие согласные звуки ?
Внимательно слушают. Высказывают свою точку зрения.
– Ударные и безударные.
– Парные и непарные.
– Ударный гласный звук во втором слоге [о] в сильной позиции; безударные гласные звуки в первом и третьем слогах [а] в слабой позиции; согласные звуки [п], [л], [ш], [н] в сильной позиции (после согласных следуют гласные или согласные), согласные звуки [с’], [т’] в слабой позиции.
Согласные: сильные-твёрдые;
слабые –мягкие.
Гласные: сильные – ударные;
слабые - безударные
– [ш], [ж], [ч’], [щ’].
– Буквой й
- «Фока, хочешь щец?»
Умеют внимательно слушать.
Формулируют ответы на поставленные вопросы.
Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Осуществляют контроль учебных действий.
Выражают и обосновывают свое мнение
3) Фонетический разбор
– Как можно превратить угол в топливо?
– Отобразите это в фонетической транскрипции.
– Произведите фонетический разбор этого слова
– Написать в конце слова после буквы л мягкий знак (ь).
– [угал’].
Выполняют задание, опираясь на образец на с. 12 учебника
Формулируют ответы на вопросы. Действуют по образцу
4) Игра «Найди пару»
– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости/звонкости, чтобы получилось новое слово.
Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.
Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.
После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка
Ответ: удочка – уточка, тужить – тушить, визит – висит, сиять – зиять, молотить – молодить
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Осуществляют контроль и оценку учебных действий
2. Упражнения по систематизации и обобщению знаний по орфоэпии.
1) Выполнение упражнения 18.
– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий:
Встревоженный, он ищет, и зовет,
И мечется в тоске жестокой
(Н. А. Некрасов.)
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
(И. А. Бунин.)
Лишь вступил на двор широкий,
Что ж? Под елкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех (А. С. Пушкин.)
Выполняют задания.
Умеют внимательно слушать.
Извлекают необходимую информацию из различных источников.
Ориентируются в учебнике.
Выполняют задания согласно инструкции.
Осуществляют контроль учебных действий.
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Умеют работать со справочной литературой
– Наука, изучающая произношение звуков, называетсяА впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп’ий’а].
– Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На с. 170 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.
– Произнесите правильно слова из упражнения 18
Внимательно слушают.
Выполняют задание
2) Составление алгоритма написания в слове
разделительных
твердого и мягкого знаков (ь и ъ)
– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?
– Что значит разделительный ь?
– Когда употребляется разделительный ь?
– Когда употребляется разделительный ъ?
– Составьте алгоритм написания в слове разделительных ь и ъ знаков
– Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного.
Отвечают на вопросы.
Совместно с учителем выполняют задание.
Алгоритм
Формулируют ответы.
Используют схему для решения учебно-практической задачи.
Владеют способами конструктивного взаимодействия
II. Самостоятельная работа
Предлагает выполнить самостоятельно упр.№20 с.15
1-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ъ;
2-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ь
Выполняют задания самостоятельно
Осуществляют планирование, контроль и оценку
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
– Над какой темой мы работали?
– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика и орфоэпия?
– Какие задания мы выполняли?
– Что вызвало затруднения? Как вы их преодолевали?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание (по выбору):
1) Выполнить упражнения 19, 21.
2) Написать рассказ на свободную тему с использованием 8–10 слов из словаря «Произноси правильно!»
Отвечают на вопросы.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы
Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения
Самостоятельная работа №3
Спишите, вставьте буквы, объясните графически написание слов
Ж..нглёр, печ..нка, щ..тка, капюш..н, ж..лудь, трещ..тка, ш..пот, ш.фёр, реш..тка, бесш.вный, ож..г (руки)
Спиши,объясни, какие пары слов перед тобой . Придумай словосочетания с ними.
Здравница-здравица, злобный –злостный, отборный- отборочный
Выполните морфемный разбор слов: сверхсекретный, завхоз, безработица, облачность, предгрозовой
Выполните краткий фонетический разбор слов: восстание, сделать, творог, подкрепил, богатство
Выполните синтаксический разбор предложений. Составь схемы 1-ого и 2-ого предложений.
Жил-был один садовник, он рисовал крыж..вник и полные корзины смородины, малины. 2) Раскудрявый пуделёк у парадного прилёг, уши ч..рные шуршат, уши слышат каждый шаг! 3) Тогда варенье или мёд в два сч..та мама достаёт и две большие плюшки для маленькой пирушки! 4) Каждый морской капитан в детстве наш..л талисман
Произнесите слова правильно. Придумайте два предложения с любыми из предложенных слов.
тЕфтели, красИвее, жалюзИ, шАрфы, бАнты, пОрты , тОрты, включИт, повторИт , позвонИт, одолжИт, сверлИт, облегчИт, углубИт, вручИт, ободрИт, окружИт, алфавИт, плодоносИт
Спишите словосочетания. Обозначьте главную и зависимую части, задайте вопросы. Определите вид подчинительной связи в словосочетании.
Неприятное известие, на пятом этаже, поливать цветы, громко говорить, красиво плывут, голубая лента, съесть котлету, очень милый
15