«Краеведение — основа патриотического воспитания на уроках географии и во внеклассной работе»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Воскресенская кадетская школа»
«Краеведение — основа патриотического воспитания на уроках географии и во внеклассной работе»
Фролова Е.А.
учитель географии,
1 квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Основная часть. Краеведение — основа патриотического воспитания
2.1. Понятие, цели и задачи краеведения
2.2. Содержание курса
2.3. Формы и методы краеведческой работы
2.4. Опыт организации патриотической работы средствами краеведения в МБОУ «Воскресенская кадетская школа»
3. Заключение
4. Список литературы
1.Пояснительная записка.
Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? В результате многолетней работы, я выяснила, что детям это интересно, это важно знать, чтобы уважать историю предков, знание своего края помогает почувствовать себя частицей Родины.
Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
А как к этому относятся взрослые?
Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что окружающие меня люди старшего поколения — это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.
И еще, наверное, главное. У поколения моих учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный — велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой — жизнь такая». Объясняю, жизнь — она всегда — жизнь, какой она будет выбирать тебе. Моя задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради нее на любые жертвы. И помогает мне в этом краеведение. Нет не так. И помогают мне в этом люди, живущие вокруг, и своими жизнями делающие историю. Именно поэтому выбрала такую тему: «Краеведение — основа воспитания патриотизма».
Предмет, цель и задачи.
Предмет моего исследования — организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию, средствами краеведения.
Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.
Таким образом, исходя из цели, определим основные задачи:
- Познакомившись с литературой, изданной по данной теме, сформулировать цели, понять содержание, разобраться в методах, которые можно использовать при преподавании данного курса.
-Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в МБОУ «Воскресенская кадетская школа»
Методологическая база исследования.
Теоретическая (методологическая) основа:
личностно-деятельностный подход к обучению (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн)
теория формирования личности в деятельности и общении (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев)
В настоящем исследовании использовались следующие основные методы:
— теоретические,
— эмпирические,
- изучение и обобщение современного педагогического опыта;
- изучение документов и продуктов творческой деятельности учащихся;
- беседа;
Практическая значимость.
Практическая значимость работы определяется тем, что:
проанализирован учебно-методический комплекс по краеведению в общеобразовательной школе;
изучен и обобщен педагогический опыт учителей школы;
Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ,
НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО - ДРУГОМУ.
КУДЫ БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ,
ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ.
ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ,
ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ.
ПОНЯТНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ,
КАК ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!
2. КРАЕВЕДЕНИЕ — ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
2.1. Понятие, цели и задачи краеведения в школе.
Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.
Большая Советская энциклопедия дает самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края»{920}.
Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области» [ С.475].
В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» [ С.295].
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта, Хозяйства. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
безработица, пьянство, наркомания.
бездомные и нищие.
никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.
Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
беречь природу и окружающую среду в целом,
сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
беречь памятники истории и культуры.
относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
2. Человек — звено в цепи жизни.
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края . История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.
Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.
Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
4. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.
Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
6. Изучение родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.
И ещё одной очень важной задачей является
8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.
Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.
Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих .
2.2. Содержание учебного курса.
Начальный курс физической географии—первый систематический курс географии в школе. Он, по существу, целиком строится на краеведческой основе. Главная особенность программы этого курса заключается в том, что в ее содержание входит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Конкретное мышление, развитое у школьников 11—12 лет, причина того, что большая часть этих понятий (особенно о процессах развития и взаимодействия явлений) воспринимается без достаточного понимания их сущности. Формирование понятий происходит значительно легче, если учащиеся обладают соответствующими представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Программа курса включает сведения о географических особенностях своей местности (рельеф, климат, режим рек, природный комплекс)[4] .
В начале курса в таких темах, как “Изображение Земли на глобусе и картах”, “Литосфера” и “Гидросфера”, дается материал, опирающийся на непосредственные наблюдения и практические работы учащихся на местности, в ближайших окрестностях школы. Отдельные уроки по этим темам проводятся непосредственно в природе, особенно в сельской школе. Эти уроки по их методическому построению могут быть двух типов. Одни уроки содержат практические занятия учащихся с выполнением намеченных топографических, геоморфологических или гидрометрических работ, предусматриваемых программой, например урок по съемке плана пути или по измерению высоты склонов несложных форм рельефа: холма, оврага и т. д. На других—практические работы не ставятся. В этом случае природное окружение учителем используется в процессе беседы по теме урока для формирования географических понятий на предметах и явлениях своего края, показываемых учителем. Например, понятие об открытом и закрытом горизонте или первые понятия о русле, пойме, коренных берегах реки усваиваются путем простого обозрения на маршруте.
При изучении тем “Географическая оболочка”, “Атмосфера” для понимания ряда сложных процессов и явлений, происходящих на поверхности Земли и в атмосфере, учитель приводит примеры из местной действительности, при помощи которых показывает действие этих явлений. Он с первых уроков должен организовать ежедневные наблюдения учащихся за состоянием погоды и один раз в месяц наблюдения полуденной высоты Солнца. Если каждый учащийся хотя бы короткое время будет систематически самостоятельно проводить наблюдения над погодой, то очень отвлеченные понятия этих тем приобретут конкретность и дальнейшее изучение их в классе станет интереснее.
В первый же месяц школьных занятий проводится экскурсия в природу для наблюдений за формами поверхности и водами своей местности. Эта экскурсия должна быть комплексной. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы и с имеющимися в своей местности родником, колодцем, болотом, рекой или озером. Конечно, не всегда можно встретить все формы рельефа и все виды скопления воды. Но во всякой, даже очень однообразной, местности можно рассмотреть смену относительно повышенных и низких мест, течение ручьев или небольших речек с берегами, порой весьма интересными с точки зрения возможности объяснения их географических особенностей: происхождения и развития, строения, внешнего вида. Учитель должен сам внимательно рассмотреть район экскурсии, с тем чтобы возможно полнее показать учащимся рельеф и воды своей местности для лучшей организации наблюдений.
Для более целенаправленного использования материала экскурсии в последующих классных занятиях по теме “Литосфера” следует обратить внимание не только на общий характер рельефа, но и на особенности отдельных его элементов. Учителя обычно показывают породы, слагающие рельеф, вместе с учениками пытаются объяснить процессы образования и развития его отдельных форм, а наряду с этим определяют высоты, производят доступные измерения наиболее ярко выраженных частей рельефа.
Знакомясь с водами своей местности, учащиеся на экскурсии должны, усвоить процессы происхождения подземных и поверхностных вод и связь их с различными элементами природного -окружения, в данном случае в первую очередь с рельефом. На основе непосредственного знакомства с водами своей местности будут прочнее усваиваться основные понятия о водах суши. Поэтому раздел “Гидросфера” должен начинаться с вопросов о водах своей местности: 1) Много ли в нашей местности источников? Какие это источники и где они расположены? 2) Каковы причины их образования? 3) Какие реки в нашей местности, куда текут и впадают?
На основе ответов о водах своей местности и знаний, полученных на экскурсии, учитель делает требуемые по программе обобщения.
Педагогическое значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений. Последующий осмотр соответствующих материалов школьного краеведческого уголка расширит и укрепит полученные знания непосредственных наблюдений, а на уроках в классе во время изучения других тем будет воспроизводиться многое из виденного на экскурсии.
Выяснение на экскурсии значения для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с примерами их хозяйственного использования привлекает школьников к общественно полезному труду, к разнообразной внеклассной работе (по охране вод, по борьбе с вредными процессами —с ростом оврагов, эрозией почв, к наблюдениям за режимом реки и т. д.). Определенное значение для этого имеют работы практического характера, которые должны обязательно выполнять учащиеся во время экскурсии по заданию учителя, например: расчистка от зарослей и загрязнения участка местности или реки, расстановка предупреждающих указателей, приведение в порядок запущенных источников и водосборов, а также и выявление новых для хозяйственного использования.
Понятия о климате и о климатообразующих факторах в начальном курсе физической географии формируются на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений, поставленных с начала учебного года на географической площадке или школьной метеорологической станции. Во время таких наблюдений накапливается фактический материал, позволяющий понять закономерности, протекающие в атмосферных явлениях, и простейшие зависимости между ними. Это и поможет разобраться в определении различных типов погоды. Результаты непрерывных наблюдений, собранных в школе за несколько лет, позволят делать выводы об основных, характерных чертах климата края. А сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.
Как и при изучении рельефа и вод своего края, необходимо показывать практическое значение изучения погоды, например, для сельского хозяйства, транспорта, для строительных работ. Данные метеорологических наблюдений вывешиваются в школе, могут сообщаться местным организациям (если эти данные снимаются с достаточно надежных приборов). В связи с наблюдением погоды может быть поставлена очень содержательная внеклассная работа, с охватом большого количества школьников разных классов, так как наблюдения проводятся обычно три раза в сутки (в 7, 13 и 19 часов) за температурой воздуха, атмосферным давлением, направлением и скоростью ветра, влажностью воздуха, облачностью, осадками и другими метеорологическими явлениями.
При изучении темы “Географическая оболочка”, конкретные представления о взаимосвязях компонентов природного комплекса учащиеся получают на краеведческом материале, той местности, где расположена школа, с использованием результатов наблюдений как в общем плане краеведения в школе, так и в течение учебных занятий, например, на весенней экскурсии.
Весенняя экскурсия — завершающий этап начального курса физической географии. Ее маршрут должен совпадать с маршрутом осенней экскурсии: иначе не покажешь динамику природы, эрозионные процессы и др.
Особое место в 6 классе занимает изучение плана и карты. Сознательное и правильное понимание карты как источника географических знаний целиком зависит от того, как будут поставлены первые занятия по ознакомлению и работе с планом и картой.
Давно доказано [1], что словесное объяснение того, как построена карта, и рассуждения о том, как ее “читать”, цели не достигают. Также плохо помогает пониманию карты заучивание соответствующих параграфов учебников. Изучение темы “Изображение Земли на глобусе и картах”, которая стоит первой в курсе, должно строится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, своего села, деревни или города, своего района, области).
Занятия должны быть поставлены так, чтобы учащиеся на местном материале учились ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивали условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, учащиеся видят не отвлеченные условные знаки, а живые, очень знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы не раз, может быть, пройденных расстояний и измеренных площадей. В результате таких занятий можно будет понимать любую карту.
Все виды топографических работ должны составлять обязательную часть краеведения в целом, как и всех учебных экскурсий и походов. Картографический материал — основа для географического краеведения и главное пособие при осуществлении краеведческого принципа в преподавании. Действительно, как же иначе можно знать родной край, если не “привязывать” все обнаруженное и изучаемое к “месту”, не накладывать на карту. Только на карте можно показать окружение края и внутренние его различия.
Курс географии материков также имеет возможности для использования конкретного краеведческого материала, но до настоящего времени связь его с краеведением носит очень ограниченный характер.
В 7 классе практические работы направлены на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами разных масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных территорий. Наблюдения погоды, проводимые дежурными, совершенствуют умения наблюдать и отрабатывать собранные данные и вместе с тем способствуют накоплению материала о погоде и климате своей местности.
Проводится экскурсия по комплексному описанию природы, на которой изучают взаимодействие природных компонентов и подводят учащихся к выводам о природных различиях и к понятию о зональности.
Таким образом, во время изучения географии материков краеведческие наблюдения должны продолжаться в целях применения их в качестве сравнений с отдаленными и недоступными для непосредственного восприятия географическими комплексами. Обобщенный материал наблюдений по своему краю используется для сравнения при изучении климата, рек, географических поясов материков.
Изучая географическое положение материков и определяя координаты их точек, полезно установить, какие места расположены на одинаковой широте или долготе со своей местностью или чем отличается географическое положение изучаемой территории от родного края. Напоминая о характере поверхности и сопоставляя на уроке конкретные данные о температурах и количестве осадков своей местности с данными изучаемых территорий, можно вызвать у учащихся более реальное представление о рельефе и климате этих районов, например, данные о средних температурах в январе или в июле, о среднем количестве осадков реально будут оценены, если при этом вспоминались аналогичные показатели по своей местности.
В этом курсе краеведческий материал больше привлекается для постановки на его основе вопросов как исходных в начале изучения темы программы. Конечно, из-за ограниченности прямых связей этого материала с географией материков учителя реже, чем в других классах, прибегают к его использованию на уроках, хотя работа с применением краеведения в изучении географии материков обеспечивает хорошее усвоение учебной программы.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет показ примеров различного, в зависимости от общественно-экономических условий, использования природы в зарубежных странах в сопоставлении с преобразованием и развитием производительных сил родного края. Рассказы о населении также будут более реальными, если проводить сравнения с достижениями в росте материального и культурного уровня народа своей области, республики.
Внеурочная (программная) краеведческая работа при изучении географии материков основывается на продолжении наблюдений по начальному курсу физической географии. Это главным образом систематическое ведение метеорологических и фенологических наблюдений с периодической их обработкой. Из внеклассной работы, не связанной с учебной программой, проводится экскурсионное изучение отдельных мест родного края, походы по своему краю, сбор образцов полезных ископаемых, почв, изготовление схем, диаграмм для музея, фотографирование местных природных и хозяйственных объектов и т. д. Продолжается работа по охране природы.
Более глубокая связь преподавания с краеведением осуществляется в процессе изучения физической географии России. Большое значение применения краеведческого принципа при изучении физической географии России состоит в том, что он обеспечивает развитие у учащихся представлений о своем крае как о составной части страны, что очень важно в образовательных и воспитательных целях.
В курсе физической географии России накопленные ранее краеведческие сведения значительно расширяются и углубляются за счет привлечения дополнительного материала о природных особенностях, новых данных о промышленности и сельском хозяйстве, историческом прошлом и культурном развитии своего края.
В течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти все учебные занятия могут быть так построены, чтобы каждая изучаемая тема подкреплялась какой-либо практической работой из географии родного края. Кроме наблюдений в природе, краеведческие работы в 8 классе могут включать и изучение населения, хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для использования результатов в 9 классе. Важное значение имеют всевозможные измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и фенологических наблюдений, географические описания отдельных природно-территориальных комплексов (ландшафтов).
Но будет неправильным ограничивать краеведческие сведения, вводимые в уроки, только результатами, полученными от непосредственных наблюдений учащихся. Курс физической географии России очень содержателен, и собранный школьниками материал вряд ли будет достаточным для разрешения всех вопросов связи со своим краем. Учителю необходимо дополнять уроки собственными краеведческими познаниями из самых различных источников.
В курсах физической и экономической географии России продолжается и экскурсионное изучение края. На экскурсии в 9 классе изучаются природно-территориальные комплексы и производится ознакомление с хозяйственной деятельностью местного населения. На экскурсии в 9 классе изучается территориально-производственный комплекс.
Завершается изучение родного края в 8 и 9 классах темой “Своя область (край) ”.
Краеведческая основа должна проходить через весь курс географии России, но особенно в первой части (физическая география России).
При ознакомлении с географическим положением и границами России привлекаются данные о географическом положении родного края для примеров доказательства большой роли положения в развитии страны.
В теме “Рельеф России” учащиеся находят и определяют генетические связи местных форм с рельефом того крупного физико-географического района, в состав которого входит родной край. Используются описания конкретных местных форм рельефа для сравнений при характеристиках отдельных частей поверхности всей страны. Выясняется доля ископаемых богатств края в общих ресурсах страны и его участие в разрешении задачи по обеспечению минеральным и энергетическим сырьем хозяйства России.
Проводимые метеорологические наблюдения в районе школы и их данные о родном крае используются в теме “Климаты России” для объяснения различных явлений, изменений погодных условий по временам года и связей хозяйства с климатом.
В теме “Внутренние воды России” данные об источниках питания, о режиме и хозяйственном использовании местных рек сопоставляются с аналогичными данными по рекам всей страны.
Такой же подход должен быть и при изучении озер и других водоемов.
В теме “Почвы, растительность и животный мир” для характеристики зоны, в которой располагается край, привлекается весь материал по изучению местных почв, растительности и животного мира и природно-территориального комплекса.
Уроки следует начинать с вводной беседы о своей местности или с описания конкретного географического объекта, от которого переходить к объяснению общих понятий зональности в природе и закономерностях размещения природных зон.
При изучении темы “Население России” можно использовать факты из практики развития хозяйства и культуры в родном крае, которые могут служить иллюстрациями к текущему учебному материалу.
Вторая часть курса—природные условия и естественные ресурсы России — имеет больше возможностей для связи программного материала с краеведением, особенно при изучении крупного региона, в который входит свой край. Допустимо изучение темы “Своя область” вместе со своим регионом. В этом имеется большой смысл. Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи как в отношении природной среды, так и в отношении хозяйства своего края со всем регионом, частью которого он и является.
В курсе экономической географии России краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Но его осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы программы с местным материалом при изучении отраслевого обзора РФ и своего экономического района. Большая часть краеведческой работы в этом курсе проводится по изучению местного производства. В городе это может быть небольшое промышленное предприятие, а в сельской местности — колхоз, подсобное хозяйство. Часть практических занятий, упражнений и заданий по экономико-географическому анализу и расчетам может выполняться на местном статистическом и производственном материале. В учебном пособии по школьному курсу содержится много заданий и вопросов, направленных на использование краеведческих знаний для формирования общих экономико-географических понятий и приобретения учащимися некоторых практических навыков (обработка статистических данных, их графическое оформление, работа с экономической картой и др.).
Очень много может дать в сельских школах практика, связанная с сельскохозяйственными работами. Участвуя в этих работах, школьники знакомятся с местным сельским хозяйством. Учитель при помощи специальных заданий может это ознакомление направить на усвоение учащимися представлений и понятий, необходимых при изучении сельского хозяйства в курсе экономической географии; например, можно предложить школьникам следующие задания:
1. Выяснить, какие сельскохозяйственные культуры из зерновых, технических, кормовых возделываются в хозяйстве.
2. Определить, что составляет основу хозяйства — земледелие или животноводство.
3. Выяснить, какая сельскохозяйственная техника используется в хозяйстве и как она способствует повышению производительности труда и облегчению труда работников сельского хозяйства.
4. Определить экономическую выгодность различных отраслей хозяйства с учетом затрат труда и средств на производство продукции.
Изучение местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, поточный метод, а по сельскому хозяйству —земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, структура сельского хозяйства. Особенно важно знакомство с местными предприятиями для понимания значения использования в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных производственных связей и роли местных предприятий в межрайонном территориальном разделении труда. Правильное представление о производственных связях промышленных предприятий формируется на примере предприятий своего района.
Весь собранный материал о местном производстве дает возможность проводить уроки, опираясь на представления, которые сложились у учащихся в процессе всей краеведческой работы. На примере собственного края могут быть яснее показаны те факторы, которые обусловили размещение и развитие производства, а затем от частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив .
В экономической географии зарубежных стран в меньшей степени, чем в других школьных курсах, может устанавливаться прямая связь краеведения с содержанием предмета. Однако и здесь возможно использование краеведческого материала в преподавании. Прежде всего, для более конкретных описаний и хозяйственной оценки природных ресурсов ряда стран могут применяться сравнения их с природными условиями своего края. В этом случае краеведение поможет находить понятные примеры для разъяснения учащимся, во-первых, изменения роли природной среды и хозяйственной деятельности в зависимости от способа производства; во-вторых, значения сырьевых -ресурсов в географии производства в различных социально-исторических условиях.
Специфика краеведческого материала, включаемого в курс экономической географии зарубежных стран, его ограниченность и непостоянная возможность использования определяют методы его применения в учебном процессе.
2.3. Формы и методы краеведческой работы с детьми.
Следующей составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения.
Существует три направления работы с учениками:
Учебное (уроки, факультативные занятия)
Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах)
Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).
Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Подробнее о некоторых формах.
Осуществление краеведческого принципа в обучении географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы и хозяйства всей России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы.
В учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельностью людей своей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностях школы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса. Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, не исчерпывается связь обучения с краеведением. Могут быть применены многие другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, например работа с местными картами, с краевой литературой и т. д.
Наиболее правильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения и т. д.
Первые краеведческие наблюдения начинаются в начальной школе; например, в 1-3 классах школьники учатся составлять календари погоды. Из года в год краеведческие работы должны усложняться, приобретаться все новые и новые навыки наблюдений и расширяться знания о своем крае. Распределение краеведческих работ в учебной програме школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальном курсе физической географии (6 класс), физической географии России (8 класс), подводят к теме “Своя область...”, которую начинают изучать в 8 классе и продолжают в курсе экономической географии России. При этом накопленный материал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе.
Осуществление краеведческого принципа в обучении географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание.
Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников. Ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.
Наиболее часто применяемый учителями прием введения краеведческого материала в учебные занятия — это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий.
Вопросы такого рода обычно задаются, когда необходимо создать правильное представление о видовых признаках географических объектов, для уяснения причин явления.
Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. При этом учитель должен связывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программного материала.
Для проблемного обучения на краеведческом материале чаще всего может применяться проблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которой проблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросов содержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когда связывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческом материале[4].
Проблемные задания на краеведческом материале даются в связи со следующими вопросами курса: а) для решения на основании данных местных наблюдений природы общих землеведческих проблем типа объяснения причин явлений, их описания, характеристики действия, развития и т. п., б) для оценки природных условий и природных ресурсов стран и районов на основании материалов наблюдений связей, взаимодействия и взаимообусловленности природных компонентов и их использования в строительстве своего края, в) для выявления направления хозяйственной специализации, изучаемой по программе территории на примерах экономических расчетов и обоснований развития местного производства и размещения отдельных предприятий, г) для составления комплексной географической характеристики территории на основании плана изучения и описания своего края.
Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используется составленная краеведами карта своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов на условное их изображение топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты.
При изучении климата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда все данные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этом случае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и т. д.), показанные на карте, будут реально восприниматься. Привлечение материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять географические особенности той или иной территории.
Расширению географических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой и периодической печатью служит дежурная карта своей области. Это местный педагогический прием, дающий хорошие результаты, так как учащиеся привыкают систематически следить за текущими событиями. Основным источником для дежурной карты является областная (краевая) газета. Сама же карта—пособие для иллюстраций на уроках по ряду вопросов школьного курса географии (охране природы, развитию отдельных отраслей хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства населенных пунктов и т. д.). Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого принципа в преподавании учебных курсов серьезную помощь оказывают соответствующие упражнения и задания, помещаемые учебниках. Выполнение их вырабатывает у учащихся необходимые навыки и умения давать географические характеристики территории. Они помогают устанавливать связи между конкретной географией местности и изучаемым программным материалом.
Необходимо, чтобы эти работы проводились на протяжении всего года как на уроках, так и во внеурочной работе. Чаще всего это наблюдения природы в разное время года. Учитывая местные условия, учитель намечает конкретные места вблизи школы, где будут выполняться рекомендуемые наблюдения, и планирует их выполнение по времени. При этом от сроков, предусматриваемых учебником, могут быть сделаны отступления, например в связи с сезонными условиями. Но всегда надо иметь в виду, что предлагаемые в учебниках работы по краеведению большей частью связаны с содержанием темы, поэтому необходимо стараться так ставить их выполнение, чтобы можно было результаты использовать на учебных занятиях.
Накоплению краеведческого материала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей, в которые записываются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своего края.
Полезным является издание школьной краеведческой газеты. Большое воспитательное значение имеет сам процесс работы над ней (подбор и подготовка материала для очередного номера, его редактирование, литературное и художественное оформление и т. д.). А при условии направления газеты соответственно с тематикой разделов курса, изучаемых ко времени выпуска номера, она становится своеобразным дополнительным источником знаний, наглядным пособием.
Учебным целям может быть подчинено издание краеведческого школьного (или классного) журнала. В этом случае все помещаемые в номере статьи, карты, рисунки по своему содержанию должны отвечать темам программы.
Чаще всего краеведческий материал привлекают для сравнительной характеристики изучаемых территорий с родным краем. Этим достигается более точное представление об особенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой страны сравниваются с реками своей области, географический комплекс какого-либо региона — с природно-хозяйственным комплексом родного края и т. д. Для разъяснения на уроках процессов развития и взаимосвязей явлений убедительные примеры дают длительные наблюдения над местными природными явлениями (климатическими, водным режимом, фенологическими). Ссылки на эти наблюдения и на их результаты будут понятны учащимся, так как были уже осознаны в течение самих наблюдений. Учащиеся, например, лучше понимают различия в климатах отдельных районов и стран, когда ведут систематические наблюдения за погодой края и причинами ее изменения.
С учебными задачами изучения географии в старших классах связана подготовка докладов и сообщений о характеристике и общих закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления.
Для обеспечения наглядности на уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративные пособия, составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы), которые помогают созданию у учащихся правильных географических понятий и образов.
Показ на уроке предметов, собранных на экскурсиях, может быть увязан с объяснением географических процессов.
Для более понятных представлений о сложных взаимоотношениях и взаимосвязях человека и природы прибегают к разъяснению происхождения местных названий.
Названия, данные географическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы, хозяйства, этнические особенности, историческое прошлое изучаемой территории.
В педагогическом же отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания событий и фактов.
Обычно у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края. Собирание местного топонимического материала связано с большой и содержательной работой: требуется записать все наименования, узнать, не изменялись ли они и не имеются ли наряду с официальными еще и неофициальные, пояснить их происхождение и смысл, составить краткие справки об объектах, существующих под определенным названием. Естественно, что для выполнения этой работы учащиеся должны использовать карту, литературные и официальные справочные источники исторические материалы и т. п. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение.
В осуществлении краеведческого принципа в обучении немалую роль играет как одно из важных правил организации учебных занятий перспективное тематическое планирование. В нем особенно тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связь с краеведением. Для получения лучших педагогических результатов при планировании учебной темы необходимо провести тщательный отбор краеведческого материала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он был однородным с изучаемой темой урока и доступным для понимания. Он должен помогать усвоению научных понятий географии, содействовать раскрытию сущности географических закономерностей и способствовать разрешению воспитательных задач, а также обеспечивать возможность применения наиболее правильных методов обучения, быть интересным и наглядным.
Непосредственная связь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадиях изучения темы. Из опыта работы многих учителей можно выделить следующие разновидности планов прохождения учебных тем на краеведческой основе[4].
1. Работа по краеведению предшествует изучению учебного материала. Например, в 8 классе учитель организует наблюдения погоды до изучения темы “Климаты России”, которая в этом случае может начинаться не с программных вопросов, а с сообщений учащихся о результатах их краеведческих наблюдении. Учитель специально так планирует краеведческие работы, чтобы они обеспечили достаточными примерами и убедительными выводами научные понятия и теоретические обобщения изучаемой темы.
2. Краеведческий материал органически включается в содержание темы, и краеведческие работы проводятся одновременно с изучением программых вопросов. Примером может служить тема 6 класса “Изображение земли на глобусе и картах” и работы по ориентированию на местности, по измерению расстояний и составлению топографического плана местности.
3. Краеведческая работа переносится в конец темы, например, тема “Географическая оболочка” в 6 классе заканчивается экскурсией на природу.
Во всех случаях краеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местных единичных понятий и представлений.
Большую роль играет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии.
2.4. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАШЕЙ ШКОЛЕ
В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.
Последние годы организацию краеведческой работы взяли на себя учителя географии ,истории. Каково же содержания учебного курса «Краеведение»? Считаем, что есть несколько тем, которые чрезвычайно важны и являются основой краеведческой работы:
Природа родного края.
История Родины в событиях в моем селе. Революционное прошлое Барановского.
История Воскресенска и Воскресенского района — как все начиналось. Памятники культуры района. Храмы земли Воскресенской.
Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития. Население, его занятия и выдающиеся люди.
Родная школа. Её история и традиции.
Мой дом. Родословная семьи.
Но самое важное — это уделить внимание всем темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому .
Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события.
Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.
История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.
История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес.
История храма
История нашего поселения неразрывно связана с христианством. Долгие годы в селе не было храма. В 2002 году был построен Вознесенский храм. Ученики посещают Воскресную школу, совершают паломнические экскурсии. Их заинтересовала история появления нового храма в Барановском. В итоге получилась такая работа.
В 1866 году в селе Усмерск на средства жителей и фабриканта Сергеева, была построена деревянная трехпридельная церковь, главный престол которой освящен в честь Рождества Христова, приделы – в честь Святой Троицы и в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
По воспоминаниям прихожан, большая и красивая церковь сложена была из дубовых бревен и обшита тесом. Незадолго до революции на деньги, собранные прихожанами, и на пожертвования владельца фабрики Кацепова П.Т. было начато строительство нового, каменного храма. Но успели заложить только фундамент новой церкви рядом со старой, и грянула революция 1917 года...
В 1919 году были расстреляны настоятель храма священник Илия Орлов и священник Александр Ардашев. Последним настоятелем храма с 1926 года был отец Сергий, репрессированный в 1930-м и сосланный на три года на лесозаготовки. После возвращения в родное село его вновь арестовали в 1937 году, и больше сведений о нем не было.
А в 1956 году здание церкви разобрали, тес и бревна пошли на строительство скотного двора и хозяйственных построек, которые в том же году, по воле Божией, сгорели.
На месте храма в 1961 году была выстроена школа, причем на фундаменте каменного храма были поставлены хозяйственные постройки.
С наступлением новых времен повсюду стали открываться храмы и монастыри, и жители села Барановского обратились в администрацию с просьбой об открытии храма. В 1999 году на сходе сельчан, куда пригласили главу администрации и благочинного церквей Воскресенского округа, было принято решение о строительстве в селе храма в честь Вознесения Господня.
Церковная община храма Вознесения Господня в селе Барановском была зарегистрирована 3 октября 2000 года. А первая Божественная литургия в выделенном на территории Барановской больницы помещении была совершена на Сретение Господне 15 февраля 2000 года. И уже в июне того же юбилейного года от Рождества Христова Барановскую землю с архипастырским визитом посетил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Владыка побывал во временном храме и благословил настоятеля отца Александра Сипягина на строительство нового, каменного храма. С помощью Божией на средства прихожан – жителей села Барановского, окрестных сел и деревень, благотворителей, при поддержке администрации села Барановского и города Воскресенска, руководства больницы и предприятий района началось строительство.
С Великого поста 2002 года настоятелем храма назначается священник Сергий Рыбаков, который продолжает строительство. В декабре 2003 года начались богослужения в подкупольном объеме нового храма, летом 2006 года завершено основное строительство трапезной части храма, и служба совершается уже во всем объеме храма. Летом 2007 года построена колокольня.
10 февраля 2008 года храм освящен архиепископом Можайским Григорием.
Ученица нашей школы Моисеева Алина , а сейчас студентка МГОУ , интересовалась историей своего села, читала много литературы, искала материалы об истории создания деревни… Вот выдержки из ее работы:
« Село Барановское упоминается в 1578 г. как деревня Демидова. На межевом плане 1784 г. Демидова, Барановка тож; в списке 1862 г. Барановка (Бараново); в 1911 г. Барановская; в 1926 г. Барановское. Первоначальное название связано с Демид, разг. формой православного имени Диомид. Более позднее название связано с древнерусским именем Баран и в процессе употребления претерпело ряд изменений».
Разве это не итог нашей краеведческой работы? Девочке, а сейчас девушке, интересна история села, она хочет знать свои корни, свою историю.
Основным предприятием нашего села долгие годы являлась ткацкая фабрика «Вперед». На ней работали бабушки, дедушки наших учеников. Сейчас фабрика уже не та. На ее территории размещено большое количество производств. Мы с учениками регулярно совершаем экскурсии на фабрику с целью знакомства с новыми производствами, Результаты этих экскурсий ребята оформляют в виде докладов, проектов: «История старой Фабрики», «Современные производства на территории фабрики», «ООО «Русский матрац».
При организации краеведческой работы с детьми в нашей школе используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.
Учебное.
Это организация и проведение уроков по краеведению. Проведение уроков осуществляется в 5—9 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, причем продумана она таким образом, чтобы, завершая курс краеведения, ребята имели представление обо всех шести самых важных краеведческих темах, названных выше.
Внеурочное.
При подготовке к празднованию юбилея школы ребята изучили историю ее возникновения. Познакомились с биографиями директоров школы ,учителей, которые работали у нас, становлением и развитием школьного образования .Занимаясь сбором информации, ребята брали интервью у старейших учителей школы, выпускников прошлых лет. Результатом этой работы было оформление стенда «История родной школы», который экспонируется на втором этаже. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы. Например, на основе документальных данных об учащихся нашей школы Глухих Виталии, Устинове Александре, Бадикове Романе ,сражавшихся в горячих точках, ребята с помощью учителя литературы приготовили литературно-музыкальную композицию «В памяти вечно».
Внешкольное.
Это организация поисковой краеведческой работы в сельской библиотеке. Здесь ребята не только систематизируют и оформляют материал, здесь они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда, «Огоньки воспоминаний», концерты для тружеников села. Ежегодно 8 мая в селе проходит торжественное факельное шествие , посвященное Великой Победе. Кадеты нашей школы организуют Почетный караул у памятника воинам, погибшим в годы войны, выступают с концертами Памяти. 9 Мая ребята обязательно участвуют в торжественном марше в г. Воскресенске. Я уверена, что все это оставит в душах ребят неизгладимый след.
Подробнее о некоторых формах.
1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса .
Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана. Создавая учебные календарно-тематические планы учителя , планируют внедрение краеведческого материала в учебные курсы.
2. Изучение рассматриваемых вопросов на уроках краеведения
На уроках краеведения ребята получают начальные знания, по истории Воскресенского района начиная с древности, и заканчивая современным развитием нашего края.
3. Внеклассные занятия.
В школе они бывают массовыми, групповыми, индивидуальными. Школа организует экскурсии для своих учащихся. Ежегодно в дни летних каникул кадеты занимаются в военно- патриотическом лагере на базе « Орленка».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очень много раз я себе
задавал вопрос:
«Для чего родился на свет,
я взрослел и рос?»
Для чего плывут облака, идут дожди?
В этом мире ты для себя ничего не жди.
Я бы улетел к облакам, да крыльев нет.
Манит меня издалека тот звездный свет.
Но звезду достать нелегко, хоть цель близка.
И не знаю, хватит ли сил для броска.
Я подожду еще чуть-чуть, и собираться буду в путь
Вслед за надеждой и мечтой, не догорай, звезда моя, постой.
Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?
Сколько покорить мне вершин, чтоб себя найти?
Сколько же с отвесной скалы мне падать вниз?
Сколько начинать все с нуля и есть ли смысл?
Сколько лет работаю в школе, столько раз задаю вопрос: «В чем смысл жизни?». А действительно в чем он смысл жизни, для чего человек приходит в этот мир? Почему он должен жить так, а не иначе? Кто определяет жизненный путь человека? И почему жизненный путь одних остается в памяти живущих поколений, а другой забывается на следующий день?
У педагога Ш. Амонашвили есть строки:
«Мы выбираем путь своей земной жизни. Наставляет нас мудрец: «Пусть учитель скажет детям о различии между победной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в Мировом океане будет строителем Будущего».
Как верно, точнее не скажешь, не придумаешь. К каким бы источникам мудрости не обращался, вывод будет один:
достойная жизнь на благо других людей — детей и взрослых,
любовь к месту, в котором живешь,
служение Отечеству — вот путь к Свету...
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы». Часто у ребят после этих слов возникает вопрос:
А если я простой, рабочий человек, живу со своей семьей в деревне и ничего героического не совершаю — значит, я не достойный гражданин своей Родины?
Вместе ищем ответ на этот не простой вопрос, снова обращаясь к понятию «смысл жизни». Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить ее так, чтобы дело, которым ты занимаешься, было важным, интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям. Всмотритесь повнимательней в лица ваших бабушек и дедушек, разузнайте поподробнее о днях их жизни, многое вас удивит, многое заставит пересмотреть свою жизненную позицию.
Мои ученики с радостью откликаются на это предложение, и в ответ получаю эксклюзивный краеведческий материал, который ярко расцвечивает страницы жизни моего села. Появляется новый материал, доказывающий необычность и важность каждой жизни.
Но самое главное, они уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем.
Кто-то грубо скажет — «деревня».
И презрительно смеривши взглядом,
Пройдет мимо, наивно веря,
Он — то лучше, красивей «фасадом».
А я твердо уверена в том,
Что мои земляки — это сила.
Ведь на них же держится дом,
Да и в целом — моя Россия.
В каждой улице здесь — история,
И в семье каждой свой роман,
Своя сага, своя хронология,
Загляни и поймешь все сам.
Здесь умеют любить по-русски,
И по-русски умеют жить,
Приглядись и пойми, посочувствуй,
Не порви жизни тонкую нить.
Говорят, умирает деревня,
Ее участь уже решена.
Если мы растворимся во времени,
Как же выживешь ты, страна?
Поспеши сохранить историю,
И гордись, что среди лесов,
Есть деревня- малая Родина,
Твое детство, твой мир, твой кров
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Город на 55- й параллели. Коломна: РПЦ «Тираж», 2003 год. Коллектив авторов.
Воскресенск и воскресенцы. М.Е. Махатаев ,1998 год. Издательство «Подмосковье»
Очерки Воскресенского края А.Суслов А.Фролов2012 год «Новалис» Москва
Интернет-ресурсы.
Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева //Словарь русского языка. — 4-е изд. Стер. — М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. — Т.2. — С.118.
Иванов П. В., Матрусов И. С., Сейненский А. Е. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. — М., 1993. — Т.1.- С. 475—476.
Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. — С.295.
Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — М., 1973. — Т. 13. — С. 920.