Статья на тему ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ж. В. Данченко,
студентка групппы 3ДС
Адыгейский государственный университет
Факультет: педагогики и психологии
Научный руководитель: профессор Цеева Л. Х.
Проблема готовности детей к школьному обучению и развития навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка к школе. Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их незрелость, недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное её преодоление ещё в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению; формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:
-в недрах игровой деятельности[2, 15];
-в процессе специально организованного обучения[7, 11].
Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач, развитию школьных навыков: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности. Недостаточно разработан вопрос о формировании предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, что определяет актуальностьтемы.
Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г. [13], а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО[12]. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте». Одним из условий ФГОС является: формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы; преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный).
Предполагаемые результаты сформированности УУД в ФГОС представленны в виде целевых ориентиров:
- овладение основными культурными способами деятельности,
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; -активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-достаточно хорошее владение устной речью;
-умение контролировать своими движения и управление ими;
- способности к волевым усилиям;
- проявление любознательности;
-способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Овладевая всеми перечисленными качествами у ребёнка складываются предпосылки грамотности, готовности перехода его на новую, основную ступень образования в начальной школе.
Готовность ребенка к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский,
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Л.И.Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И.Гуткина, Г.И. Капчеля, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.) [2, 4, 7, 9,15]
В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий готовности к обучению. Так, А.В. Запорожец[14] под готовностью ребенка к школе понимает «целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития её познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.»
Б.Д. Эльконин [15]предлагал в качестве основных критериев готовности к школьному обучению учитывать сформированность игровой деятельности, которая проявляется: в способности к переносу значений с одного предмета на другой; умении соотносить роль и правило; умении подчиниться открытому правилу игры; высоком уровне развития наглядно-образного мышления; использовании символических средств; наличии зачатков новообразований, характерных для учебной деятельности. Обсуждая проблему готовности к школе, на первое место он ставит сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относит умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие
Готовность детей к школе означает многогранное развитие личности будущего школьника и складывается из следующих компонентов: умственная готовность; нравственно-волевая готовность; мотивационная готовность; физическая готовность.[1]
Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.
Н.Г.Салмина в качестве показателей готовности к школе выделяет произвольность, как одну из предпосылок учебной деятельности и личностные характеристики включающие особенности общения, умении совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы.[14]
В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений.[10, 11]
Предпосылки учебной деятельности – это целенаправленный процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста таких новообразований в учебно-игровой деятельности, как принятие учебной задачи, овладения обобщёнными способами решения учебных задач, контроль и оценка достижения результата, которые определяют готовность к школьному обучению.В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.
Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:
Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)
Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены: умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.
Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:
- высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;
- средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки.
- низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке. [3].
Современная социокультурная ситуация вызвала изменения в процессе развития ребёнка, поэтому очевидна необходимость разработки научных и психолого-дидактических основ перестройки воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Вот почему возрастает актуальность исследований, направленных на выявление и изучение неисследованных возможностей дошкольников для формирования у них предпосылок учебной деятельности
В представленном исследовании за основу принимается концепция Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, но также учитывается и положения А.П.Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, чтов развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения. В процессе обучения приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями.
Цель исследования – выявить и апробировать педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективной, если в дошкольном образовательном учреждении реализовать в комплексе следующие условия:
- обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;
-использование разнообразных форм организации игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях);
- создание условий для взаимодействия детей (в самостоятельной деятельности и на занятии;
-профессиональное просвещение педагогических кадров с целью повышения их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
-теоретические(анализ научной, философской, психологической, педагогической и методической литературы; нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнение);
- эмпирические методы (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; опросы, педагогическое наблюдение, изучение педагогической документации и педагогического опыта);
-методы математической обработки собранных данных, методы оценивания и измерения
База исследования:подготовительная группа МБДОУ№3 п. Тульский Майкопскогорайона.Выборку составили 24 ребёнка старшего дошкольного возраста (12детей контрольной группы посещающих детский сад и 12 детей экспериментальной группы, не посещающих детский сад; и 16 педагогов дошкольной образовательной организации). Исследование осуществлялось в 3 этапа – констатирующего, формирующего и контрольного.
Констатирующий этап работы проводился в контрольной и экспериментальной группах. В целях диагностики использовались следующие методы и диагностические методики:
1.Наблюдение, беседа. Тест С.А.Банкова.
2. Методика №1. Тест Керна-Йирасика.
3. Методика №2. Тест Р.С.Немова «Проставь значки».
4. Методика №3. Тест А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов».
Анализ материалов констатирующих опытов позволили разделить детей на три группы с учётом уровня проявления предпосылок учебной деятельности, познавательной активности и самостоятельности: 1-я группа(высокий уровень); 2-я группа(средний уровень) и3-я группа(низкий уровень).
Результаты констатирующих опытов показали следующее. Существенные различия в проявлении указанных предпосылок у детей экспериментальной иконтрольной групп. Так, например, у детей 1-й группы разница в проявлении предпосылок учебной деятельности между экспериментальной и контрольной группами составляет 16,7%; 2-ой группы-8,3%. Менее других различий предпосылок проявилось в таком показателе, как самоконтроль, - у 25% отмечается низкий уровень. И это закономерно, так как самоконтроль только начинает формироваться в дошкольном возрасте. Это одна из наиболее важных и сложных в освоении предпосылок учебной деятельности.
Полученные результаты экспериментальной группы убеждают нас в необходимости последовательной и целенаправленной работы с детьми этой группы по формированию предпосылок учебной деятельности, а литературные источники – в том, что в процессе их развития целесообразно использование различных методик обучения дошкольников, для развития у них данных предпосылок.
Формирующий этап исследования проводился по двум направлениям: организация работы с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, направленная на формирование предпосылок учебной деятельности (принятие учебной задачи, планирование и выполнение учебных действий, контроль и самоконтроль) и работа с педагогами (психолого-педагогические и методические семинары, просмотры открытых мероприятий, тренинги, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации и др.)
С целью дальнейшего формирования предпосылок учебной деятельности была разработана программа «Скоро в школу», представленная в виде подробных сценариев занятий. В подборе занятий мы опирались на «Компилятивную программу коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста» Н.А.Овсянниковой (педагог-психолог)[6]; Н.В.Тимофеева[5]; Т.И Алиева[8]. Эти разработки послужили основой для создания собственных сценарий с учётом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Ценностью программы состоит в психологически основанной последовательности групповых занятий. Все занятия имели общую гибкую структуру, которая разработаны с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Основными задачами экспериментальной работы было определение и реализация психолого-педагогичеких условий, способствующих формированию предпосылок учебной деятельности:
-поэтапное формирование у детей предпосылок учебной деятельности;
-дидактически обоснованное сочетание и взаимосвязь игровых упражнений и дидактических игр на разных этапах работы;
-использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса;
-реализация дифференцированного подхода к детям с учётом степени проявления у них предпосылок учебной деятельности;
-организация взаимодействия дошкольников с педагогом и со сверстниками с целью оптимизации процесса формирования предпосылок учебной деятельности;
-широкое использование дидактического наглядного материала;
-развивающий характер системы дидактических игр и игровых упражнений.
Реализация комплекса психолого-педагогических условий в процессе работы с детьми и работы с педагогами позволило достичь значительных позитивных изменений в характере и уровне проявления предпосылок учебной деятельности у детей.
С целью выявления динамики в развитии предпосылок учебной деятельности у детей и эффективности разработанной программы «Скоро в школу» был проведён контрольный эксперимент, предусматривающий решение задач, направленных на:
1.выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп;
2.изучение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, прошедших экспериментальное обучение по вопросам формирования у детей предпосылок учебной деятельности;
3.определение эффективности разработанной программы формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
Для решения этих задач использовались следующие методы:
-тестирование детей;
-наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;
-анкетирование педагогов, беседа с ними;
-изучение педагогической документации (планов учебно-воспитательной работы);
-наблюдение за работой педагогов.
На контрольном этапе работы осуществлялись итоговая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, подготовка выводов, апробация и внедрение результатов исследования в практику работы детского сада. Контрольные опыты проводились с теми же детьми контрольной и экспериментальной группи использовались те же методики, что и на констатирующем этапе, но с некоторым усложнением содержания и требований к качеству их выполнения (большая самостоятельность детей, вариативность способов действий и т.д.).
Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей контрольной группы на контрольном этапе несколько выше, чем на констатирующем. Освоение ими программы детского сада повлияло на общее развитие детей, но значительного влияния на уровень развития предпосылок учебной деятельности не оказал.
В экспериментальной группе значительно возросло количество детей с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности и увеличилось на 33,3%; понизился низкий уровень развития на 16,6%. Следовательно, в экспериментальной группе преобладающими стали высокий и средний уровни развития предпосылок учебной деятельности. Повысилось качество выполнения заданий, их результативность. Это подтвердило эффективность разработанной программы «Скоро в школу». Результат проведённых диагностических методик у детей контрольной группы существенных изменений не зафиксировано.
Положительная динамика в повышении уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о значении экспериментальной работы.
В результате теоретического исследования изучаемой проблемы, как многоаспектного изучения готовности ребёнка к школе, в целом подтвердилась актуальность проблемы и необходимость в исследовании такого понятия как формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Использованная литература:
Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. – М.: Айрис Пресс, 2005. – 144 с.
Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. - 3-е изд., стер. - М.:Академия, 2008. – 176 с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова; ред.: Т.Б. Слизкова, Р.К. Лопина. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
Немов, Р.С. Психология: В 3 кн./ Р.С.Немов. – М.: Владос, 2010. – 608с.
Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками / авт.-сост. Н.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 127 с.
Овсянникова Н.А., «Компилятивную программу коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста», http//:festival.1september.ru/articies/505704/
Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Т.И.Алиева[и др.];под ред. Л.А.Парамоновой.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.-784с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. – СПб.; М. : Питер, 2007. – 713 с.
Степанова, М.И. «Школьная зрелость» как важная предпосылка учебной деятельности / Степанова М.И., Лашнева И.П., Сазанюк З.И. // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6 (42). – С. 6-13.
Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание.2014.№2.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: минобр-науки.р.ф.
Цеева, Л.Х. Дошкольная педагогика: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Х. Цеева, Н.В. Петрова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. – 196 с
Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б.Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 387с.