Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по русскому языку в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Начальная школа XXI века», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Актуальность.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.
Тема «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов » связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.
Основная часть.
а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Начальная школа XXI века». Разработать дидактический материал для проведения урока.
Цель урока: формирование представления о правильном написании строчной буквы р в слогах
Задачи урока: организовать работу по осуществлению совместной деятельности;
способствовать овладению умением написания буквы р в слогах;
развивать внимание, наблюдательность, память.
б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
в) Ресурсы:
- книгопечатная продукция- - рабочая тетрадь № 2 «Прописи»;
- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- дидактический материал – магнитная азбука, разноцветные фишки.
Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: анализировать образ буквы и воспроизводить моторную программу изображения строчной буквы р;
получат возможность научиться: наглядно-образному мышлению посредством использования моделей (звук, слог, слово), использовать фонематический слух;.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка отводится 99 часов в год. (33 уч.нед.)
Данной теме -1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Знакомство с буквой н» и последующим материалом «Письмо заглавной и строчной буквы Л,л».
Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Стихотворение на постановку учебной задачи.
Формируются УУД - Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о постановке ударения в словах;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Задание 2. Работа по ленте букв.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 3. Работа с правилом по учебнику.
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 4: Работа в прописи.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 5: Упражнение в правильном выборе звука по мягкости, твердости и обозначении его на письме.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 6. Составление алгоритма по выбору написания заглавной или строчной буквы Р,р.
.
Формируются УУД – Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 7. Беседа по вопросам.
Формируются УУД – Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: уважать мнение собеседника
Задание 8. Дифференцированная работа по выбору букв .
Формируются УУД – Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД – Личностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные – самооценка.
Тип урока – решение частных задач.
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД;
коммуникативные - КУУД;
регулятивные – РУУД;
личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов»
N
п/п
Этап урока
и вид деятельности
Ресурсы
Деятельность
обучающихся
Форма организации
учебной деятельности
Содержание материала
Формируемые УУД
1.
Орг.момент
Мотивационный этап
Мотивация познавательной деятельности
Актуализация знаний, постановка проблемной задачи
Стихотворение
Лента букв
Слушание стихотворения, анализ, формулировка вывода.
Анализ, классификация изученных звуков и букв, соотнесение печатных и письменных букв.
Коллективная
Фронтальная
Задание 1. Слушание стихотворения, с целью организованного начала урока, создания эмоционального настроя.
- Определите, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Выберите нужный смайлик.
Вывод- сегодня на уроке мы будем хорошо работать.
Задание 2. Работа по ленте букв.
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
-Чем отличаются звуки от букв?
-Какие согласные звуки и буквы мы изучили?
- Замените печатные буквы письменными, запишите.
Вывод - Появилось затруднение в написании строчной буквы р.
РУУД
ПУУД
РУУД
КУУД
2.
Операционно-исполнительский этап
Планирование
Первичное закрепление
Самостоятельная работа
Пропись №2,
с 13
Пропись № 2.
с.14
Пропись №2, с.14
Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу
Взаимопроверка.
.
Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез.
Выполнение задания на отработку написания букв Р, р, взаимопроверка
Коллективная
Фронтальная
Индивидуальная
Коллективная
Индивидуальная, Парами
Задание 3. Работа с прописью.
- С какой буквой мы с вами будем знакомиться?
- Из каких элементов состоит строчная буква р?
Вывод – Буква р состоит из 2-х элементов: наклонная палочка и наклонная палочка с закруглениями с двух сторон.
Задание 4. Работа в прописи.
- Обведите в прописи букву р на 1 и 2 строках.– - Вывод – Чтобы правильно писать букву р, надо уметь верно писать элементы букв.
Задание 5. Упражнение в правильном выборе звука по мягкости, твердости и обозначении его на письме.
- Какими гласными буквами обозначается твердость согласных?
- Как не сделать ошибку при письме букв?
Вывод – чтобы верно написать слоги, нужно проверить по ленте букв, какими гласными обозначаются мягкость и твердость согласных.
Задание 6. Составление алгоритма по выбору написания заглавной или строчной буквы Р,р.
- Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
- Запишите слова, выделите цветным карандашом мягкость или твердость согласных букв, проверьте у себя, затем друг у друга.
Вывод – С заглавной буквы пишутся имена и фамилии людей, клички животных, названия рек, городов и т.п.
РУУД
ПУУД
РУУД
КУУД
ПУУД
ЛУУД
ПУУД
РУУД
КУУД
ПУУД
РУУД
КУУД
ЛУУД
3.
Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексия
Оценивание
Раздаточный материал
Смайлики на каждого уч.
Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок.
Самопроверка
Коллективная
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Задание 7. Беседа по вопросам.
- С какой буквой познакомились на уроке?
-Какой звук обозначает буква р?
-Из каких элементов состоит буква р?
-Как обозначим мягкость, твердость буквы р на письме?
-В каких случаях пишется заглавная буква Р?
Вывод – Запомнить написание заглавной и строчной буквы Р,р.
Задание 8. Дифференцированная работа по выбору букв .
1 вариант
-Догадайтесь, какая буква пропущена, вставьте её.
2 вариант
-Прочитай предложения, подчеркни в словах букву р.
3 вариант
-Найдите и прочитайте в предложениях имена детей.
4 вариант
Возьми любой цветной карандаш и закрасьте части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р»
Вывод- нужно быть внимательными.
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
- Обведите тот смайлик, который соответствует вашему пониманию пройденного материала.
Вывод- оценивание смайликами работы на уроке, понимания темы.
ПУУД
РУУД
КУУД
РУУД
ЛУУД
РУУД
ЛУУД
Заключение.
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
Для решения поставленных задач и реализации цели урока проводились следующие виды работ: звуко-буквенный анализ , тренировочные упражнения в написании элементов букв, использование дидактического материала для развития внимания, взаимопроверка, работа в паре как способ осуществления совместной деятельности.
Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков русского языка в 1 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.
Проверка настроя детей на урокРисунок 1I. Организационный момент урока, рефлексия - 1 мин На экране: Проверка настроя детей на урок. Приём "Смайлики"15