Обобщение и закрепление по теме Фонетика и Графика


Обобщающее повторение по теме «Фонетика и графика»
Цели урока: 1) обобщить имеющиеся теоретические знания по теме; 2) систематизировать представления об основных фонетических процессах и звуковых значениях букв; 3) совершенствовать  навыки  конспектирования.Методика урока: теоретическое повторение, составление опорного конспекта.  Оборудование: «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык». Раздел «Фонетика и графика» (Теория).
I. Вступительное слово учителя При выполнении тестовых заданий по фонетике и графике следует помнить, что в русском языке звуков гораздо больше, чем букв. Это соответствует объективно существующему принципу экономии языковых средств. Буквы — это графическое изображение звуков. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Тестовые задания в версиях ЕГЭ предполагают проверку вашего умения слышать звучащую речь и осознавать результаты действующих фонетических процессов. . Пример: 1. Фонетические единицы русского языка Слог— это... Ударение — это... Интонация — это... Особенности интонации • в повествовательном предложении • в вопросительном предложении 2. Соответствие букв и звуков 1) Однозначные буквы и их звуковое соответствие: • согласные твердые: мягкие: • гласные: 2) Двузначные буквы и их звуковое соответствие: • согласные твердые: мягкие: • гласные     йотированные: нейотированные 3) Буквы, не имеющие звукового соответствия (знаки): 3. Основные фонетические процессы Гласные в своем основном значении выступают   в       слоге.   В слог... происходит качественная редукция. Примеры: Согласные в речи могут изменяться в своем качестве — происходит • оглушение:  • озвончение:  • смягчение:  • выпадение звука:  III. Комментарии учителя. Вопросы на закрепление — Какой характер имеет ударение в русском языке? Проиллюстрируйте это на примерах. — Чему равно количество слогов в слове? Перед какими согласными не про исходит озвончения? — Как произносятся сочетания чн, чт, исч? — В чем заключается двойная роль букв Е,Ё,Ю, Я? — Каким правилам подчиняется рас положение слов в алфавитном порядке? — В чем суть фонетического разбора? В заключение учитель подчеркивает, что эти вопросы встретятся им во время тематического зачета. IV. Практикум Выполнение упражнений на закрепление знаний в тетрадях и у доски (фонетический разбор, расположение слов по алфавиту, транскрибирование).
Задание. Подберите проверочные слова к данным словам: объявление, одряхлевший, изваяние, изображение. В каком из них произносится звук [а] ? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? (Следует обратить внимание на то, что в двух последних словах на месте выделенных букв а произносится ослабленное а — редуцированный звук, поэтому нужно выбирать слово с ударным а (изваяние). Слово учителя: — В написаниях типа подытожить, разыграть нашел отражение на письме еще один фонетический процесс русского языка — аккомодация. Добавим это понятие в наш конспект. Аккомодация — это процесс перехода [и] в [ы] после твердых согласных. На письме он отражается только после приставок. Поскольку этот процесс встречается только в русском языке, то и в орфографии он отражается только после русских приставок. Почему русские приставки МЕЖ и СВЕРХ являются исключением? V. Выполнение орфографических упражнений на закрепление правил 
Урок 6 Обобщающее повторение по теме: ЛексикологияЦели урока: 1) обобщить знания по теме «Лексика» 2) подготовить учащихся работать самостоятельно3) закрепление навыков правописания. Методика урока: «мозговой штурм», консультация. Форма урока: урок с одним компьютером в классе. Оборудование: ЭИ «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык». Разделы: «Лексика и фразеология», «Выразительность речи» (Теория. Тренинг). Чтобы ученики чувствовали себя уверенно и чтобы урок прошел в хорошем темпе, ученикам предварительно следует дать возможность познакомиться с теоретическим материалом электронного справочника. Если у них нет доступа к ЭИ, то можно распечатать соответствующие материалы и раздать их заблаговременно, чтобы все успели подготовиться. Ученики должны знать, что они готовятся к итоговой работе. Распределить учащихся на 2 — 3 группы в зависимости от количества учеников в классе. Группы целесообразно подбирать так, чтобы ученикам удобно было обсуждать задания между собой. После обсуждения в группах принимается единое мотивированное решение и открывается правильный ответ. Каждая группа выполняет задание, записывая ответ на листе бумаги, учитель фиксирует ответы в заранее подготовленном протоколе ответов, отмечая активность каждого ученика. Примерная форма протокола:
№ вопроса Наличие правильного ответа Группа Отвечающий 1. + 1 Гридина О. 2. + 2 Петрова А. 3. и т. д. 1 Гридина О.
Монитор компьютера используется как доска. Перед началом урока следует увеличить шрифт текста на экране, чтобы все ученики могли видеть вопрос и оценку ответа компьютером. Отвечающие подходят к компьютеру и нажимают соответствующую кнопку. Комментарии к неправильным ответам учитель зачитывает вслух и разъясняет их. В конце урока подводятся итоги, определяется группа-лидер, тройка ведущих знатоков. В качестве домашнего задания можно предложить выполнение аналогичных заданий со свободной формой ответа.