Статья на тему Виртуальный музей как инновационная форма гражданско-патриотического воспитания
Виртуальный музей как инновационная форма гражданско-патриотического воспитания
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Закономерным итогом краеведческой деятельности обучающихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений). Министерство образования и науки России рассматривает музеи образовательных учреждений, как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует их создание образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней, поскольку педагогический и памятникоохранительный аспекты организации и функционирования музеев занимают важнейшую сторону деятельности образовательных учреждений при осуществлении необходимого взаимодействия с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами и другими организациями.
Известно, что экспозиционная часть музеев составляет примерно 30% от общего количества хранящихся в них произведений искусства. Остальные 70% находятся в фондохранилищах. Экспозиции меняются редко и незначительно.
В последнее время в связи с развитием информационных технологий и развитием Интернета появилась инновационная форма музея – виртуальный музей.
За рубежом и в России открываются все больше и больше музейных сайтов. Интернет дает возможность посетить не только отечественные музеи, но и побывать в знаменитых музеях других стран. Ссылки на многие из них можно найти на сервере «Музеи». Так, например, можно посетить Лувр и пройтись по его залам. На сервере «Музеи России» расположены такие виртуальные музеи, как «Государственный историко-культурный музей-заповедник», «Третьяковская галерея», «Государственный Эрмитаж», «Государственный Русский музей» «Московский Кремль» и другие.
Вопрос о значении виртуальных музеев в сохранении историко-культурного наследия нашей страны постоянно поднимается на различных конференциях. В своей работе «Сайт истории города как форма виртуального историко-краеведческого музея» ответственный хранитель музея археологии г. Москвы Антон Борисович Лагутин предлагает схему открытия виртуального музея и способ подачи информации в нем. Он считает, что именно сайт истории отдельной территории или города может стать универсальным источником информации о прошлом данной местности.
Свою лепту в сохранение наследия и создание виртуальных музеев вносят и учреждения дополнительного образования, при которых существуют музеи и имеется материальная база и поэтому в 2010 году на базе Центра детского творчества «Радуга» был создан свой виртуальный музей. Посетители сайта могут посетить музей и познакомится с историей пионерского движения города Бузулука. На сайте представлен видеоролик и фотоальбом с интересным материалом об истории пионерского движения. Интересная информация представлена на сайте музея в статьях: «Городская неделя «Музей и дети», «Инновационные формы работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе», «Областная поисковая акция «Памяти юных героев посвящается». Эта инновационная форма работы позволяет посетить музей не только педагогам ЦДТ «Радуга», обучающимся и родителям, но и всем пользователям сети Интернет.
Воспитательный потенциал такой формы работы широк. Виртуальные музеи позволяют:
повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения;
способствовать формированию ценностных ориентаций воспитанников;
сохранить историко-культурное наследие общества;
стимулировать интерес подростков к позитивному практическому использованию компьютерных средств.
На страницах сайта имеет смысл разместить подробную, последовательно изложенную популярную историю территории, образовательного учреждения и т.п., снабженную максимально богатым иллюстративным рядом.
Таким образом, виртуальный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Работа музея повышает эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении, путем включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.