Открытый урок на тему Глагол (7 класс)
Тема урока: Глагол
Цели урока: а) Дать понятие о глаголе как части речи; закрепить навыки нахождения и употребления глаголов; продолжать учить изменять глаголы по временам, числам и лицам.
в) в игровой форме развивать познавательные способности учащихся: память, мышление, внимание.
г) прививать любовь к учебному предмету, повысить языковую речь и расширить знания получаемые на уроках.
Тип урока: Комбинированный урок с элементами игры
Методы и приемы: Работа над текстом, занимательные игры.
Оборудование: слайды, флипчарты, интерактивная доска, учебник 7 кл.
Ход урока.
1 этап: Организационный момент урока.
1.Знакомство учащихся к активной и сознательной деятельности.
2. Психологический момент.
этап: Опрос домашнего задания.
Блиц-опрос
Что обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают?
Какие морфологические признаки имеет существительное?
Какие окончания имеют существительные в мужском, женском
и среднем роде?
Что такое склонение имен существительных? Какие склонения имеют имена существительные?
Какие существительные относятся к разносклоняемым именам существительным?
Какие существительные относятся к несклоняемым именам существительным?
Каким членом предложения являются имена
существительные?
3 этап: Объяснение новой темы.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Интересная часть речи В русском языке живет Кто что делает, расскажет Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол Варит, жарит, моет, чистит Все расскажет нам ...
Глагол
Что без меня предметы?
Лишь названия
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
Слово глагол – очень древнее слово. Глаголить означало говорить. Сейчас глаголами называют слова, которые обозначают все действия. Глагол одна из самых больших частей речи в современном русском языке. Примерно пять часть всех слов – глаголы.
Глагол очень важная часть речи. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться, ни поиграть. «Почему ?» - спросите вы недовольно. Да потому, что все действия вы делаете с помощью глагола.
Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет неопределённую форму (инфинитив).
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?: слушать, писать, читать; а совершенного – на вопрос что сделать?: послушать, написать, прочитать.
Слайд Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в видовые пары:
Писать- написать
Читать- прочитать
Слайд Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе): пел, пела, пело, пели.
этап: Закрепление
Лечит, обследует, выпишет
(врач)
2.Тренируется, упражняется, выигрывает
(спортсмен)
3. Учит, проверяет, объясняет
(учитель)
4. Варит, жарит, печёт
(повар)
5. Не слушает, опаздывает, не учит
(ученик)
4 этап Упражнение 394 Вместо точек вставьте буквы.
1. Труд всё побежда … . 2. Солдатское братство рожда…тся в бою. 3. Рыба вид…т приманку, а не крючок. 4. Книга в счастье украша...т, а в несчастье помога…т. 5. Счастье в воздухе не вьётся, а руками доста…тся.
5 этап: «Что делают люди разных профессий?»
Врач лечит детей в больнице
Шахтер добывает уголь в шахте
Тракторист копает землю в поле
Садовник сажает деревья в саду
Учительница учит детей в школе
Строитель строит дома в городе и в селе
Пограничник охраняет на границе
Птичница кормят цыплят
6 этап Подберите глаголы
Человек –
Заяц –
Автомобиль –
самолёт-
Телефон –
Ребёнок –
Ученик -
Учитель -
7 этап Вставьте пропушенные буквы.
Как ты хорошо поё….! Скажи, ты пойдё…. играть вместе с нами ? Почему ты на меня так сердито смотри…….? Ты попроси…… у своей подруги кассету ? Ты хоче…….мороженое ?
8 этап Допиши пословицу и объясни смысл
… сани летом, а телегу зимой
Семь раз ………. , один раз отрежь.
Не учи безделью - учи …………..
Новых друзей наживай,
а старых не………………………
Не бойся врага, бойся глупого …………..
9 этап: Игра « Хлопок »
Произведите хлопок в том случае, если услышите глагол:
школа, учиться, веселый, первый, оценка, отвечать, читать, рисовать, отлично, два, не готовиться, разговаривать, книга, учитель, кричать, город, писать, играть, тетрадь, лететь. 10 этап «Кто быстрее?»
Назовите глаголы.
Дело, делать, работа, работать, действие, действовать, ответ, ответить, беседа, беседовать, разговор, разговаривать, название, назвать, решение, решать, бег, бегать, игра, играть. 11 этап Практические задания
-. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
Повар -…,
врач - …..,
учитель - …,
ученик - …,
художник - …,
портниха - …,
продавец - …,
пекарь - …,
гром - …,
трава - ..,
дождь - …,
огонь - …,
солнце - ..,
вода - ..
12 этап Послушайте стихотворение и найдите глаголы
Я страшное дело какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю
13 этап Рефлексия.
14 этап Домашнее задание
Выучить правило, упр 398
стр. 181,
Выучить наизусть стихотворение
«Ветхая избушка».
15 этап: Выставление оценок.
школа имени Асета Бейсеуова с дошкольным миницентром
на тему:
7 «Ә» класс
Учитель русского языка: Досчанова А.С.
2013-2014 учебный год