Открытый урок. Обобщающий урок по теме Глагол

Ход урока.
Организационный момент
(СЛАЙД 1). Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь, пожалуйста. Разрешите представиться. Зовут меня Руфина Гайсаевна Сегодня я буду вашим учителем и, надеюсь, мы с вами подружимся.

Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Давайте подарим друг другу улыбки и отличное настроение. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, к ним, улыбнитесь. Пожелаем нашим гостям хорошего начала дня.
На ваших столах лежат сигнальные таблички. На протяжении урока мы будем работать с ними. Ими можно показывать наше настроение, отношение, оценивать себя и своих одноклассников.
(СЛАЙД 2). Красное сердечко символизирует – у вас отличное настроение, зеленое - все хорошо, а желтый кружок – говорит о том, что по каким-либо вашим личным причинам ваш день началсЯ не очень хорошо.

Начнем с меня. настроение у меня отличное. (красное) А какое настроение у вас?

Определение темы и цели урока.

Вы знаете, совсем недавно я перебирала школьные тетради, и мне на глаза попалась очень интересная записка. И я решила, что она поможет нам определиться с темой сегодняшнего урока. Давайте, посмотрим.

Записка (СЛАЙД 3)

Дорогая Маша, несердись, но я хочу тебя попрасить помоч мне с математикой. Ты могла бы позаниматся со мной? Скоро прозвенит звонок, прихади в столовую – кушать! Петя.

Слово учителя. - В словах какой части речи допущены ошибки? (В глаголах)

-А почему Петя допустил ошибки? . (Не знает правописание глаголов).

- Что же надо сделать, чтобы не быть таким безграмотным, как Петя? ( Для того, чтобы исправить этот текст, мы должны Повторить и закрепить правописание глаголов, вспомнить основные правила)

Слово учителя. – Сформулируйте, пожалуйста тему нашего сегодняшнего урока! (обобщение и повторение по теме глагол) (СЛАЙД 4). Если вы уже изучали эту тему , то что мы будем сегодня делать? - обобщать)

-Какие мы поставим перед собой цели?

Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
(на доску вешаются цели)

Это Грамматические признаки глаголов

Введение в тему урока

Для достижения наших целей, ребята, я предлагаю отправиться в путешествие, только так мы сможем исправить ошибки в записке.


А чтобы вам отгадать название страны, в которой будем путешествовать, я предлагаю поменять местами буквы. (СЛАЙД 5) В какую страну мы отправляемся ?
Кто догадался? («Глаголия»)

Повторение

Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем. А для этого нам понадобятся все ваши знания. Давайте, вспомним некоторые особенности глагола.

Что такое глагол?
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Что такое инфинитив?
Инфинитив – начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме?
(-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)

Изменение глагола по лицам и числам – это
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

В предложении глагол обычно бывает
(сказуемым)


Для того чтобы отправиться в путь мы должны упаковать наши вещи. Упаковывать мы их будем в чемоданчики, которые видим на доске. Чтобы это сделать нам нужно вспомнить грамматические признаки глагола.
В первый чемодан вы будете складывать глаголы несов.вида, а во второй – сов.вида.

Кто сможет назвать вопросы совершенного вида?
и несовершенного вида?
(что сделать? , что делать?)

Итак, сейчас каждый по очереди начиная с 1 парты 1 ряда должен выйти к доске и распределить глаголы по их виду. Слова-глаголы лежат на моем столе.

Несов.вида
Сов. вида

Стараться
Мочь
Видеть
Делать
Резать
Наводить
Выжимать
Строить
Говорить
Бежать
Читать
Жевать
Выбросить
Сделать
Поглядеть
Показать
Зачитать
Рассмеяться
Вымыть
Почистить
Задуматься
Сдуться
Выйти
Обняться



- Вот мы с вами и собрались, теперь отправляемся в путь.
Во время путешествия мы будем вести дневник, в котором будем записывать все самое интересное, что встретим на пути. На роль дневника хорошо подойдут ваши рабочие тетради. (СЛАЙД6) число, классная работа, тема).

Отметим дату начала путешествия и сделаем наши первые заметки.

Открываем тетради, записываем Четырнадцатое марта. Классная работа. Обобщение по теме глагол.

На каком транспорте мы можем путешествовать?
Путешествовать мы с вами будем на разном транспорте. (автомобиль, поезд, самолет, воздушный шар).
Чтобы узнать, на каком транспорте мы начнем наше путешествие, я предлагаю отгадать загадку:
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?
-Что это? ( машина) (СЛАЙД 7)
- Молодцы, поехали.
На нашем пути встретилось препятствие. (СЛАЙД8 кочка)

- Итак ребята, я предлагаю для этого задания разделиться на 6 групп. (Раздать нумерацию групп. Ребята, вы 1 группа- поворачивайтесь. Вы вторая и т.д. Мы будем работать четверками. Раздаю задания. Ваше задание:
Соединить стрелочками пословицу по смыслу. Вставить пропущенные буквы-орфограммы и объяснить их написание. На это задание у вас 2 минуты.

Каждая группа читает пословицу и объясняет. Посмотрите, какие пословицы у нас получились. (СЛАЙД 9). Сверим свои ответы со слайдом

Хорошо, а теперь, займите свои места.


Чтобы продолжить наше путешествие нам нужно пересесть на другой транспорт и чтобы узнать на каком, отгадайте, пожалуйста, ребус. (СЛАЙД 10)

-Ребята, на поезд без билетов нельзя. Чтобы получить билет нам нужно выполнить следующее задание, я буду читать вам глаголы, а вы должны определить их спряжение. Если я называю глагол 1 спряжения- вы должны спрятаться вот так, а если 2 го- похлопайте в ладоши. Давайте попробуем.
Клеить2 - спрятаться
Дышать2
Обидеть2
Волновать 1
Зависеть 2
Слышать 2
Видеть2
Клевать1
Писать1
Учиться2
Лениться2
Стелить 1
Разрушать1
Веять1
Хохотать1
Лелеять1

Для чего нам нужно знать спряжение глаголов. (чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов , 1 спр- у,ю,е. 2 спр- а,я,и.)

На чем мы отправимся дальше, вы узнаете , если поменяете буквы местами. (СЛАЙД11)
- Пристегните ремни, полетели.
(СЛАЙД 12) (стюардесса)
(не желаете покушать)
-Ребята, какую ошибку совершила бортпроводница?

Лингвистическая справка ЕСТЬ и КУШАТЬ это слова синонимы, они по сути обозначают одно и тоже. - принимать пищу
С глаголом кушать нужно быть осторожнее. Употребляется только в вежливой форме к очень близким людям или детям . Например, при вежливом приглашении к столу. И только в повелительном наклонении. «Кушайте, пожалуйста». Но Нелепо услышать: «Сегодня утром я кушал омлет». Правильно будет «Я ел омлет».

-Вот мы с вами и прилетели. Ребята мы находимся в самом центре страны «Глаголии». (СЛАЙД13)
А, вот и сам Царь «Глагол». ( слайд 14)
Давайте посмотрим, какие интересные задания он для нас приготовил.

На ваших столах карточки с пословицами. Вам нужно их списать, вставить пропущенные буквы и объяснить правописание глаголов.
Кто выполнил задание, обменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте и на полях поставьте оценку.
А теперь давайте проверим вместе, внимание на экран.(СЛАЙД15)
(у кого так, поднимите руку)
Кто объяснит, на какое правило эти глаголы.
Глаголы 2 лица, ед.ч –ь знак.
Крепкую дружбу топором не разрубиш_.
Скажеш_ – не воротиш_, напишеш_ не сотрёш_, отрубиш_ – не приставиш_.

Орфоэпич.мин.(Если останется время)
Царь «Глагол» приготовил для нас интересное задание, необходимо расставить ударение в словах. (СЛАЙД 16)
Ребята, сейчас я , буду кидать вам мячик, а вы должны будете проговорить слово, выделяя голосом ударение. (ПРОИЗНЕСИ ПЕРВОЕ СЛОВО ВТОРОЕ,,,)
баловать, черпать, звонит, поняла, облегчить (проговорить все слова)

(Если останется время)А вот и следующее задание. Надо выписать глаголы из словосочетаний (СЛАЙД 17): 1 ряд выписывает глаголы: Пр. вр., 2 ряд: Н. вр., 3 ряд: Б. вр. 2мин
проверим правильно ли вы выписали глаголы. Читают вслух по желанию. По каким признакам вы распределили глаголы?
(Слайд 18) Перед вами стихотворение_____________
Вам нужно выписать последнее предложение, подчеркнуть грамматические основы.
По желанию.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и рожь в полях растет.

В.Кондрашов

Кто сможет объяснить, постановку знаков препинания.
Кто сможет проговорить грамматические основы в предложении?
(СЛАЙД 19)
Давайте выполним морфологический разбор глагола СТРОЯТ
-Кто желает пойти к доске?
-Ребята, оцените работу.

Вот и закончились задания от царя «Глагола» и теперь мы готовы вернуться домой.
Итог урока

Наш урок подходит к концу . Давайте вспомним нашу записку и исправим в ней ошибки. (СЛАЙД 20). На какие правила, вы увидели ошибки. Объясните.
Спишите в тетради исправленный вами текст . (СЛАЙД 21)

Если останется время. Повторим теоретический материал.

Достигли ли мы целей урока? Что мы сегодня повторили? (если вдруг не вспомнят)

Вы сегодня хорошо поработали.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке сигнальными карточками.
Я очень довольна вами и нашим уроком.
Я уйду от вас с отличным настроением.
-Покажите, какое настроение сейчас у вас.
-Домашнее задание у вас будет творческим.
(Слайд 22)

Спасибо за внимание! (СЛАЙД 26)