Технологическая карта урока русского языка в 11 классе Публицистический стиль.Его особенности
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе.
Учитель русского языка Буканова Ольга Викторовна.
Тип урока: урок использования приемов исследовательской деятельности учащихся по теме: «Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры».
Цели как деятельность учеников:
метапредметные познавательные, соотносимые с развивающими познавательными УУД:
преобразовывание информации из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова), умение находить интересный краеведческий материал и связывать его с практической деятельностью на уроках русского языка;
привитие любви к родному слову, к истории страны и родного села;
линии развития: знания о языке как основа речевой деятельности, овладение средствами художественной выразительности:
умение различать стили речи, определять жанры публицистического стиля, уметь проводить лингвостилистический анализ текста, находить в текстах средства художественной выразительности, присущие публицистическому стилю, умение работать со словарями;
линии развития: умения разных видов устной и письменной речи: развитие умения анализировать тексты, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность; развивать творческие способности и исследовательскую деятельность учащихся.
Тема Исследование публицистического стиля речи, его особенностей, жанров.
Цель Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи:
Задачи 1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.
2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую речь. 4. Совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;
5.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе;
6.Понять, что через знание истории родного села рождается любовь к своей Родине;
7.Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.
8.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, умение делать вывод из собственного высказывания.
9.Стимулировать творческую деятельность в изучении стилей речи.
Формируемые УУД Личностные:
учебно - познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные:
волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные:
анализ, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, умение делать вывод, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:
достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия Публицистический стиль, средства художественной выразительности, жанры публицистического стиля, лингвостилистический анализ текста.
Ресурсы Доска, мультимедиа система, материалы музея, газеты местной типографии довоенного, военного и послевоенного времени, газетные и журнальные публикации собственных текстов.
Организация пространства Индивидуальная и групповая работа, фронтальная и самостоятельная работа.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные Планируемые результаты
УУД
1.Орг. момент. Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Стимулирую деятельность учащихся:
сообщаю тему урока.
напоминаю, что работу по анализу текстов публицистического стиля проводим на материалах местных газет, вспоминаем деятельность, проведённую на предыдущих уроках и во внеурочное время.
Сообщение ассистентов- консультантов о результатах подготовки к уроку.
Формулируем цели урока. Объектом для своего исследования мы выбрали статьи из местной газеты довоенного, военного и послевоенного времени. Выбор темы мотивирован интересом к стилям речи, истории села и работе в нашем селе типографии и редакции газеты. Это обусловлено ещё и тем, что 2015 год - год семидесятилетия Великой Победы, и именно в предвоенные годы в селе была основана редакция газеты «Колхозная жизнь» и работала в военные и послевоенные годы.
Для осуществления проекта были предприняты экскурсии в музей села, встречи со старейшими жителями, с бывшим научным сотрудником Дома-музея ходока к Ленину, И.А.Чекунова. В результате работы были отобраны необходимые газетные материалы, документы, и произведён анализ газетных статей. Сделан вывод об эволюции публицистического стиля за 18 лет, который ребята представят на уроке. Знание особенностей публицистического стиля речи, его особенностей. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
Помочь учащимся целостно представить проект по обобщению, систематизации знаний в рамках темы.
2. Цель: актуализация знаний учащихся, умение использовать их на практике. Фронтальный опрос для введения в тему урока.
Ответы, работа со словарями.
Работа в группах, отвечают с места.
Какой вывод можно сделать? Для чего используется публицистический стиль? - Что такое стиль речи?
- Сколько функциональных стилей в современном русском языке?
- На какие группы делятся
стили?
- Назовите общие признаки стилей.
- Зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля?
- А зачем нам нужно это умение?
Работа со словарями.
Формулировка вывода Функциональные стили речи, их признаки, особенности публицистического стиля.
Умение работать с разными словарями. - смогут осознать значение изучаемого предмета,
-совместной деятельности, -развивать умения классифицировать познавательные объекты, - развивать монологическую и диалогическую речь.
Умение делать вывод из сказанного.
3. Цель:
умение сопоставлять стили речи и находить в них различие и схожесть;
умение делать выводы;
- развитие языковой компетенции;
продолжить работу по развитию алгоритмического мышления. Использую следующее: аргументированный ответ детей; -самостоятельную работу в сочетании с беседой; - развитие умений делать вывод Рассказ о публицистическом стиле, его чертах,
использовании, жанрах.
Вывод о роли публицистики. Рассказать о публицистическом стиле поподробнее, отметить его особенности, рассказать о роли публицистики - знание особенностей стиля , места реализации, роли публицистики
- умение распознавать стили речи на практике . - Развивать умение делать выводы, –закреплять понятия ,
Развивать умение распознавать стили речи на практике.
4. Цель: обеспечение развития умения находить нужный материал, ставя перед собой цель исследования,
Развитие монологической речи через сообщение исследований учащихся
Продолжаю работать, используя те же методы. Даем словесную оценку исследовательской деятельности учащихся. Ученик знакомит с историей первой российской газетой, с созданием типографии в селе и с рассказом о старейшем селькоре Фоминок.
Проверка домашних исследований
-знание истории создания типографии села. -Развивать умение находить необходимую информацию , -умение классифицировать познавательный объект, -осознавать практическую значимость материала.
5.Цель:
Умение проводить лингвостилистический анализ текста Использую: аргументированный ответ детей; -самостоятельную работу в сочетании с беседой; - развитие умений делать вывод Лингвостилистический анализ текста, проведённый группой на предыдущем уроке Выступления представителей от каждой группы с лингвистическим анализом текста.
Прослеживание эволюции публицистического стиля за 18 лет довоенного, военного и послевоенного периода.
Вывод об изменении стиля за определённый промежуток времени. Умение проводить лингвостилистический анализ текста, различать стили речи, видеть изменения в стиле, знать средства художественной выразительности. Помочь учащимся целостно представить проект поэволюции публицистического стиля речи, систематизации знаний в рамках темы.
6. Цель: организация деятельности учащихся по подведению итогов урока;
составление итоговой таблицы по изученному материалу
Настраиваю учащихся на заполнение итоговой таблицы, готовлю к итогу урока.
Самостоятельная работа по заполнению таблицы.
Итоговая таблица, запись в тетрадях о языковых средствах публицистического стиля речи
-особенности публицистического стиля; –лингвостилистический анализ текста публицистического стиля;
Языковые средства публицистического стиля. -развивать умения организации деятельности по закреплению способов действий при выполнении лингвистического анализа;
умения формулировать проблему и предлагать пути решения; - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.
7.Подведение итога урока и запись домашнего задания.
Цель: проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности
Подготовка к самостоятельному применению знаний в создании собственного текста. Итог урока.
Что можете сказать по изученному материалу?
-Как вы думаете, почему для агитации используется публицистический стиль речи?
- Где ещё может использоваться публицистический стиль?
- Каковы особенности публицистического стиля?
Отвечают на вопросы.
Записывают в тетради языковые средства публицистичес-кого стиля.
Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя. Запись домашнего задания.
1.Подготовить сообщение об особенностях публицистического стиля, пользуясь составленной таблицей.
2.Создать свою статью, очерк, репортаж. Лучшая работа будет отправлена на конкурс «Проба пера».
Знание языковых средств публицистического стиля:
1) Употребление торжественной лексики (например, наша держава, святыня и т. д.).
2) наличие общественно-политической лексики и лексики, которая обозначает понятие этики, морали, экономики, медицины, психологии, культуры и т.д.
3) Использование различных средств художественной выразительности:
- эпитеты;
- сравнения;
- метафоры;
- риторические вопросы и обращения;
- лексические повторы;
- пословицы, поговорки, устойчивые выражения (попасть впросак, бить баклуши, как снег на голову и т. д.);
- цитаты, литературные образы;
- сатира, юмор.
- развивать умения организации деятельности по самостоятельному созданию собственного текста.
8. Рефлексия Вы все справились с заданием, грамотно провели лингвостилистический анализ и сумели доказать стилевую принадлежность текстов. Подбор текстов был не случайным. Анализируя тексты, мы еще раз вспомнили ключевые события 2015 года –70-летие Великой Победы, узнали много интересных сведений об истории местной газеты, а самое главное: еще раз повторили особенности публицистического стиля речи.
Учащиеся оценивают свою деятельность рисунками. А теперь сами оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях публицистического стиля, сможете без труда выполнить творческую работу самостоятельно, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. Покажите свои рисунки.
Урок окончен. Вы хорошо поработали. Спасибо.
Умение различать стили речи , умение создавать собственные тексты разных стилей. Умение составлять собственные тексты;
получение знаний по истории села. Фоминского района, истории газеты, работе типографии, расширение знаний о знаменитых людях села.
При подготовке материалов к уроку мы использовали:
статьи газеты «Колхозная жизнь» Фоминского района довоенного, военного и послевоенного времени;
Этимологические словари;
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»;
Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный;
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка;
Сборный словарь иностранных слов русского языка.
Ребята проанализировали изменения и усложнения публицистического стиля на примере материалов этих газет.