Тема: Тема. «Особенности празднования Масленицы. Чтение «Масленица»


План – конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Разработала и провела
учитель Харачих Айше ИдрисовнаТема. «Особенности празднования Масленицы. Чтение «Масленица»
Цель: рассказать детям об особенностях празднования Масленицы, выучить календарные песни, которые пели в этот праздник; развивать речь учащихся, навыки правильного и выразительного чтения, прививать эстетический вкус, уважение к традициям своего народа.
Оборудование: иллюстрации ( ухват, кочерга, зимние пейзажи, празднование масленицы), карточки с текстом.
Ход урока: І. Организация класса.
– Ребята, поприветствуем гостей. Улыбнитесь!
– Подумайте о чём – то хорошем, приятном. Давайте в таком прекрасном настроении и проведём сегодняшний урок и подарим друг другу радость общения:
Добрый день!
В добрый час!
Рада, дети, видеть вас!
Вы услышали звонок?
Он позвал нас на урок.
II. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
Обобщающая беседа о прочитанном произведении.
- Какую статью вы читали дома?
-Какому музыкальному произведению посвящена эта статья?
-Назовите имя русского композитора, написавшего пьесу «Январь».
-Сколько всего музыкальных пьес в альбоме «Времена года»? Почему их именно 12?
Выставка детских рисунков.
Конкурс на лучшего рассказчика рассказов о зиме, составленных дома.
Подведение итогов.
III .Актуализация опорных знаний уч-ся.
Беседа.
- Скажите, ребята, какие праздники отмечают зимой? (праздник Святого Николая, Новый год, Рождество, праздник Василя или старый новый год)
- Какой праздник самый любимый?
I√ .Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы поговорим с вами о чудесном празднике - проводы зимы. Этот праздник называется вот так: ( запись на доске полустёртая), выучим песни, которые пели в эти праздничные дни.
О чём этот праздник узнаете если отгадаете слова: МАЗИ(зима), ЗДНИКПРА(праздник), БЛИНЫ(блины), АТЯБЕР(ребята), НЕЛЯДЕ(неделя).
Масленица – что за праздник? (Рассказывает подготовленный ученик)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Масленица.
5. Восприятие и осознание нового материала
1.Рассказ учителя.
Зима – прекрасное и очень холодное время года. К концу зимы на Руси справляют старинный праздник проводов зимы – Масленицу. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающие жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.
Каждый день Масленицы имеет своё название и обряды. Понедельник – Встреча: в этот день сооружали и наряжали соломенное чучело и начинали печь блины. Вторник – Заигрыши: с раннего утра молодёжь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости. Среда – Лакомка: в этот день зять приходил к теще на блины. Кроме зятя тёща приглашали и других гостей. Четверг – Широкий разгул, народ предавался всевозможным потехам: ледяные горки, качели, катание на лошадях, карнавал, кулачные бои, шумные пирушки. Пятница – Тещины вечерки: теперь уже зятья у себя дома принимали тёщ с румяными блинами. Суббота – Заловкины посиделки: заловки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения. Воскресенье – прощёный день или Прощёное Воскресенье. Традиционный обряд этого дня и окончание Масленицы – сжигание соломенного чучела, которое являлось символом уходящей зимы.
2. Беседа.
– Что нового вы узнали о Масленице?
– Когда отмечают старинный праздник?
– Какие конкурсы устраивали в этот день?
– Чем угощали гостей?
Физкультминутка.
3. Ну а теперь будем читать. Прежде чем читать, давайте подготовим речевой аппарат. Поработаем над дыханием : а) упражнение «Задуйте свечу».
б) Упражнение: посчитаем Егорок.
в) Проговорим чётко, громко, понятно скороговорку:
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках (работа над скороговоркой).
4. Чтение учащимися текста по карточкам (жужжащее).
5.Чтение вслух выборочно ( найти ответы на вопросы ).
6. Закрепление и осмысление знаний.
1.Чтение текста учителем ( с.19 – 21)
Словарная работа.
Ухват - надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, которые ставятся в русскую печь.
Кочерга – толстый железный прут для перемешивания топлива в печи.
2.Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения:
а) команда «губы» - «вслух»;
б) «бросок» - «засечка»;
в) чтение в паре с учителем;
г) чтение по рядам;
д) упражнениее для развития угла чтения: чтение первого и последнего слогов на строчке;
е) найди ошибку;
ж) чтение текста детьми.
7.Итог урока.
Итоговая беседа.
.- О каком празднике говорили на уроке?
- Когда празднуют Масленицу?
- Чем угощают гостей?
В какие игры играют?
- Какие масленичные песни поют?
Оценивание ответов учащихся.
8. Домашнее задание. Прочитать текст с. 19 – 21,выучить наизусть одну из песен.