Урок по развитию речи для 7 класса на тему: Стили русского литературного языка


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лозовская специальная школа-интернат»
Урок по развитию речи для 7 класса на тему:
«Стили русского литературного языка»
Составитель
учитель русского языка
Яшина В. В.
с. Ферсманово, 2014
Тема урока: Стили русского литературного языка
Тип урока: повторительно – обобщающий
Цель: повторить и систематизировать знания о стилях русского литературного языка.
Задачи:
Обучающие:
повторить стили речи русского языка;
закрепить умения обучающихся различать тексты разных стилей речи, определять их жанры;
закрепить умение выделять черты, характерные для каждого стиля речи;
учить находить и исправлять стилистические ошибки.
Коррекционно-развивающие:
развивать устную и письменную речь обучающихся;
развивать умение доказывать свою точку зрения;
коррегировать внимание путем выполнения поиска в тексте стилистических ошибок.
Воспитательные:
формировать умение работать в группе;
взаимоуважение друг к другу;
воспитывать интерес к предмету.
УУД:
Регулятивные: самостоятельное формулирование задач урока, планирование своих действий с учетом конечного результата.
Познавательные: способствовать формированию умения строить речевые высказывания, упражнять обучающихся в выполнении мыслительных операций: анализ, синтез.
Коммуникативные: формировать умение работать в группах, умение принимать участие в коллективном изучении проблемы.
Планируемые результаты:
обучающие знают стили русского языка;
умеют перечислять стили речи и отличать друг от друга;
могут найти и исправить простые стилистические ошибки в тексте.
Оборудование: доска, мел, карточки с текстами, таблица стилистических ошибок.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Задания на карточках
(Путем просмотра и проверки тетрадей после урока)
Актуализация опорных знаний.
Эвристическая беседа.
Что такое стилистика? (Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы).
Дайте определение термину «стили». (Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка).
Какие существуют сферы общения в нашей жизни? (Бытовая сфера, научная сфера, правовая сфера, сфера политики и искусства).
Какие функции языка вы можете назвать? (Общение, сообщение и воздействие).
Назовите разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка.
(Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения. Научный стиль – сфера науки, функция – сообщение. Публицистический стиль используется в сфере политики и искусства, функция – сообщение и воздействие. Официально-деловой стиль – сфера права, функция – сообщение и воздействие. Художественный стиль необходимо использовать в сфере искусства, функция эмоционального воздействия).
Работа над темой.
Запись числа и темы урока.
Стилистический анализ текста (работа в группах).
Задание на карточках: 1 карточка на 2-3 человека.
Карточка 1. Россия расположена в Северном полушарии, на севере материка Евразия. Она омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Черным, Азовским морями Атлантического океана и Каспийским морем, при этом обладая самой протяженной береговой линией (37 653 км). Уральские горы и Кумо-Манычская впадина делят Россию на европейскую и азиатскую части. Последняя включает в себя Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток России (Из энциклопедии).
Карточка 2. Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить она сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой (По А. Митяеву).
Карточка 3. Верно тебе говорю: читай! Вот не хватает тебе знаний о чем-то – в книге найдешь. Совет если нужен – тоже книга поможет. И о жизни, и о людях всяких, и о самых разных странах – все в книге найдешь (По Т. Антошину).
Карточка 4. Объявление.
Завтра, 15 октября, состоится футбольный матч между командами 5-А и 5_Б классов. Начало в 15.00.
Спорткомитет школы.
Карточка 5. Мальчик и отец заметили, как мама уснула.
- Смотри, папа, - сказал мальчик чуть слышно, - у мамы около брови морщинка. Откуда она взялась?
- А помнишь, как ты поколотил маленькую девочку? - спросил папа.
- Помню.
- Так вот на другой день у мамы появилась морщинка.
- А около губ морщинка тоже моя?
- Наверное, твоя. Мальчику стало грустно. Папа сказал:
- Мы с тобой оба виноваты. Давай не огорчать маму.
- И морщинок совсем не будет? - спросил мальчик.
- Совсем, - сказал папа.
3. Прием «Смешение стилей»
Слово учителя. Правильный выбор высказывания очень важен. Представьте, что на доске объявлений вы увидели такое написанное объявление. Что бы вы при этом подумали? Смешение каких стилей допущено в тексте?
(на доске)
Объявление
С завтрашнего дня, если кто вздумает прийти без сменной обуви на урок физкультуры, пусть пеняет на себя. Он узнает, где раки зимуют.
Директор школы
ФизминуткаНаходим стилистические ошибки.
А) Изучение таблицы стилистических ошибок (карточки на парте).
Стилистические ошибки
Вид стилистической ошибки Сущность стилистической ошибки Пример
Тавтология Повторение в одном предложении одинаковых или однокоренных слов Этот необыкновенный случай случился со мной недавно
Плеоназм Языковое излишество Он рассказал мне автобиографию своей жизни
Смешение В одном тексте разностилевые языковые элементы В преддверии собрания на необходимо подготовить все нужные бумаги
Канцеляризмы Элементы официально-делового стиля, употребление неуместно. Процесс выгружения вещей с подвод во дворе Ростовых остановить было невозможно.
Речевые штампы Устойчивые избитые выражения Нацелить внимание; красной нитью, осветить вопрос, семимильными шагами и т. д.
Прием «Найди ошибку»
Задание: найдите стилистические ошибки в предложениях из ученических сочинений. Укажите их вид, пользуясь таблицей.
В поэме «Мертвые души» Гоголь запечатлел (изобразил) свои впечатления о русской деревне.
Мы дорожим каждой минутой времени.
Умерщвление происходит по причине утонутия (утопления).
Русский народ свято хранит свои полководцев (память о своих полководцах).
Итоги урока. Рефлексия.
Заключительная беседа.
Назовите существующие в русском языке сферы общения.
Укажите функции русского языка.
Что нового вы узнали на уроке?
Оценивание обучающихся.
Домашнее задание.
(Карточки)
Задание: прочитайте текст. Найдите в нем ответы на вопросы: что называется функциональным стилем? Почему художественный стиль называют особым?
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какие из слов, близких или одинаковых по значению, более уместны в той или иной ситуации? Ведь мы по-разному строим речь, используем разные языковые средства, имеющие определенную стилевую окраску. Если нам приходится говорить, например, на официальном собрании и во время отдыха дома. Она зависит от закрепленности слов за тем или иным функциональным стилем.
Функциональным стилем называется исторически сложившаяся система языковых средств, используемых в определенной сфере общения. Стилисты разграничивают книжные функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный. Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы.
Функциональные стили взаимодействуют, влияя друг на друга. Но это влияние не всегда бывает благотворным, зачастую нарушая стилистическое единство текста.