Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Текст. Стили речи


Пояснительная записка.
Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и используется учителем для проведения факультативных занятий по русскому языку в 7 классе. Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи.
Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ выпускников в новой форме.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.
На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи: овладение основными текстоведческими понятиями; развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы: лекция;беседа;объяснение учителя;исследование;наблюдение;сопоставление анализ.
Виды деятельности учащихся: контрольное списывание; сжатие исходного текста; редактирование текста; составление текста по образцу; составление обрамлений к рассказу; восстановление частей текста; составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему; анализ текста художественного и публицистического стилей; конспектирование, тезисирование; работа с научной и публицистической литературой; составление схем, таблиц алгоритмов.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;научатся работать над сжатием исходного текста;смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание программы:
1. Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.)
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (4 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
Календарно-тематическое планирование курса
№п/п Тема Основное содержание Дта проведения
Язык и речь (5ч.)
1. Язык и речь, или почему мы умеем говорить? Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи. 2. Русский язык среди других языков мира. Место русского языка среди других языков мира. История и происхождение. 3. Выразительные возможности русского языка. Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка. 4. Речь устная и письменная. Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе. 5. Монолог. Диалог. Полилог. Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте. Язык и его единицы (3ч.)
6.-7. Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте. Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. 8. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения. Текст и его основные понятия (7 ч.)
9. Текст. Текст. Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана. 10. Микротема и абзац. Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. 11. Контекст. Подтекст. Затекст. Контекст. Подтекст. Затекст. 12. Средства связи предложений в тексте. Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. 13. Типы связи Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. 14. Основная мысль текста. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. 15. Текст как целостное композиционное единство. Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»). 16. Стили речи. Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
17. Публицистический стиль. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
18. Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. 19. Публицистический стиль. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. 20. Художественный стиль речи и его структура Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.
21-22. Сжатие текста художественного стиля.
Приемы сжатия. Составление текста по образцу. 23-24. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Структура сочинения рассуждения. Рецензия на написанное произведение.
25-27. Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. 28-29. Научный стиль речи. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.
30. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение Система работы над текстом (4ч.)
31. Основные виды работы с текстом. Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста. 32. Виды анализа текста. Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа. 33. Комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору) 34 Комплексный анализ прозаического текста Анализ рассказа А.Платонова (по выбору).