План-конспект урока по технологии на тему: «Выпиливание лобзиком»
План-конспект урока по технологии учителя г Новиковой Анны
Тема: «Выпиливание лобзиком»
Возраст: 5 класс
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
Ознакомить с приемами пиления лобзиком;
Продолжить изучение приемов художественной обработки древесины;
научить выпиливать лобзиком;
воспитывать бережное отношение к материалу.
Инструменты и оборудование:
для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока, альбомы по выпиливанию;
для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры с нанесенным и выжженным рисунком, выпиловочный столик, тетрадь учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения.
Оформление классной доски: тема урока, новые слова, домашнее задание.
План урока:
организационный момент 1-2 минуты;
сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;
повторение пройденного материала при просмотре мультимедийной презентации 4-5 минут;
сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 7-10 мин;
вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;
самостоятельная работа учащихся , текущий инструктаж 20 мин;
подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.
Ход урока:
Здравствуйте, садитесь!
Проверка присутствующих на уроке.
Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одну тему по художественной обработке древесины и познакомимся с устройством инструмента для выпиливания – лобзика ( акцент внимания на тему урока и новые слова на доске) , рассмотрим приемы работы и установки пилки ,а также продолжим выполнение нашей творческой работы – рамочки для фотографии с элементами выжигания. ( начинается показ презентации 1 и 2 слайды) на столе у меня стоит законченный один из вариантов ( рамочка с динозавриком).
Прежде чем приступим к рассмотрению нового материала, давайте вспомним тему прошлого занятия:
Вопрос: ( в презентации 3-4 слайды)
Назовите 2-ое название прибора для выжигания? ( пирограф)
Перечислите составные части пирографа. (Перо, корпус, ручка, регулятор нагрева пера, электрический шнур)
Как работают пером? ( по аналогии с карандашом пером рисуют, но без нажима. Если требуется провести тонкую линию перо ведут быстро еле касаясь древесины, а толстую яркую линию получают при медленной работе. Работать можно линией, штрихом, точкой.)
Назовите длительность работы электровыжигателем? ( 10 минут и перерыв на остывание ручки)
Назовите порядок подготовки поверхности для выжигания. Перечислите инструменты и приспособления. ( выбор узора или картинки для выжигания , подготовка поверхности: шлифование шкуркой крупным (если требуется) и мелким зерном, перевод шаблона или рисунка на основу ( от руки или с помощью копировальной бумаги) )
Назовите правила безопасной работы прибором. (включать прибор в сеть только с разрешения учителя, работать исправным инструментом, при работе проветривать помещение, не наклоняться близко к месту выжигания, не оставлять прибор включенным в сеть, оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.)
Теперь приступим к рассмотрению инструмента, с помощью которого мы будем выпиливать внешний и внутренний контуры рамки и подставки под нее ( Демонстрирую образец. Разбираю и показываю отдельные части).
Лобзик состоит из ручки, рамки, верхнего и нижнего зажимов и пилки ( 5 кадр презентации). Обратите внимание, что глубина рамки может быть различной, а это значит, что и глубина пропила рисунка на фанере тоже будет разной, но у вас работы небольшого размера, так что это не играет никакой роли.
Обратите внимание на наклон зубьев пилки. Они должны быть наклонены в сторону ручки, так как при выпиливании лобзик держат вертикально, а значит резание происходит при движении лобзика вниз.
Теперь, пожалуй, самый сложный момент для вас: установка пилки. Ее можно натягивать вручную или с помощью эксцентрикового зажима. Мы будем устанавливать вручную. Для этого требуется ослабить зажим у ручки лобзика, вставить пилку с наклоном зубьев вниз и закрутить гайку зажима. После этого нужно вставить пилку в верхний зажим , но прежде чем затянуть его лобзик нужно сжать. Пилочка должна быть установлена с натяжением, иначе она не будет пилить по намеченной линии, а будет гнуться и сломается. Посмотрите, как натягивается пилка( показываю приемы натяжения пилки).
Давайте попробуем установить пилу. (Практическая работа учащихся по установке пилки). Прохожу по рядам и контролирую правильность установки и натяжения пилки.
При выпиливании лобзиком используют специальное приспособление для опоры фанеры – выпиловочный столик ( фотография в презентации) . Он закрепляется в зажим. ( демонстрирую)
Теперь посмотрим, какая правильная поза должна быть при выпиливании. ( фотографии презентации) сесть нужно так, чтобы правое плечо было напротив выпиловочного столика, а заготовка находилась на уровне груди.
Вопрос:
Посмотрите на две фотографии : как вы думаете, на какой фотографии правой или левой правильная посадка? ( слайд из презентации)
Теперь рассмотрим приемы выпиливания:
Приступают к выпиливанию с внутреннего контура, предварительно просверлив отверстие в фанере или проткнув его шилом;
Выпиливание ведут без перекосов лобзика . Пилка работает вертикально по всей своей длине с легким нажимом на нее , чтобы не поломать ее . Правая рука с лобзиком работает как бы на одном месте, а левая рука, придерживая заготовку подает ее на пилку;
Для выполнения поворота рука с лобзиком совершает более частые и мелкие движения , а левая рука плавно поворачивает заготовку;
При выпиливании острого угла поступают следующим образом: не доходя до угла совершают плавный поворот, затем отдельно с двух сторон выпиливают угол;
Зачистку выпиленных кромок производят с помощью шлифовальной бумаги и надфилей разного сечения;
Показываю отрывок фильма о правилах выпиливания в презентации.
После выпиливания и зачистки кромок производят подгонку шипов рамки в отверстия основания , а дальше приступают к заключительной отделке, о которой мы поговорим на других занятиях.
Взгляните, сколько интересных изделий можно выполнить в технике выпиливания ( заключительный кадр из презентации). В нашем кабинете есть журналы и книги по этому виду творчества , где есть немало интересных и полезных для дома вещей. ( показываю книги и альбомы)
Откройте учебник на странице 50 познакомимся с техникой безопасности при выпиливании :
Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;
Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;
Надежно закреплять пилку в рамке лобзика;
Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
Вводный инструктаж:
Приготовим рабочее место: с верстака уберем все лишнее, закрепим в зажим выпиловочный столик;
Заготовка с нанесенным контуром рамки подготовлена у нас на предыдущих занятиях. Внутренний рисунок рамки мы выжгли пирографом. Сегодня мы начнем выпиливание рамки. Выпиливание начинается с внутреннего контура . Отверстие под пилочку у нас приготовлено. Вначале вы ослабите верхний зажим лобзика и вставите пилочку в отверстие заготовки, затем сожмете лобзик и закрутите зажим, натягивая пилку.
Теперь далее можете начинать выпиливание. Т.к. вы новички в этом деле, то я просверлила вам отверстия не вплотную к контуру, а на некотором расстояния, чтобы вы смогли освоиться с инструментом . Подойдя вплотную к контуру выпиливание старайтесь вести строго по линии, не удаляясь от нее;
Приступайте к работе.
Текущий инструктаж:
Подсказываю и корректирую положение рук при работе, помогаю натянуть пилки в лобзике, контролирую ход практической работы.
Заключительный инструктаж:
Характеристика успехов и ошибок в работе. Мы начали выпиливать изделие и отверстие под фотографию у всех готово. Работа по внешнему контуру еще не закончена и к подставке мы еще не приступили. Это задание следующего урока. На дом задание повторить пройденный материал, на следующем уроке будет тестирование по пройденным темам: выжигание, выпиливание и зачистка кромок.
Сейчас , в оставшиеся 5 минут до конца урока выполните убору рабочих мест:
Сдайте инструменты и приспособления, предварительно вынув пилку;
Сдайте изделия;
Приберите рабочее место щеткой-сметкой и совком;
Повесьте спецодежду;
Урок окончен. До свидания.
15