Разработка технологической карты по технологии (мальчики) на тему: Выпиливание деталей лобзиком
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор урока, учитель: Емельянова Елена Викторовна
Предмет: Технология
Класс: 5
Тема: Выпиливание деталей лобзиком
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели: Научить учащихся выпиливанию лобзиком из материала: фанера.
Планируемые результаты:
Вид планируемых учебных действий Задачи учителя Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся
Предметные формировать представления о фанере, как материале; формировать у учащихся навыки выбора и разметки заготовки усвоение правил выбора заготовки;
выполнять разметочные операции при перенесении чертежа изделия;
Выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
Регулятивные Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его выполнять действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов разметки деталей ;выполнить рефлексию
Познавательные Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую выделять и принимать учебную цель (задачи) на урок;
на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявлять общие и существенные признаки понятия «выполнение разметки и приёмов выпиливания»;
создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов выпиливания деталей из фанеры;
выполнить практическую работу по нанесению разметки и выпиливанию отдельных деталей
Коммуникативные Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других учиться осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы, взаимоотношениям в совместной деятельности
Личностные Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе Умение применять личностный опыт;
осознание ответственности за качество своей деятельности;
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
рефлексия: оценка собственной деятельности, своих достижений;
Деятельность педагога Деятельность обучающихсяМОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
I. Организационный момент
приветствие
проверка явки учащихся
заполнение классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.
Демонстрация образца выполняемой работы : изделие "Гимнаст"
Выдача заготовок фанеры 150Х100 мм, набор шаблонов
доведение до учащихся плана урока
План урока.
1. вводная часть. Сообщить представление о технологических свойствах материала фанера.
2. Демонстрация приёмов разметки деталей.
3.Демонстрация приёмов выпиливания лобзиком.
4. Выработка результативной технологии при выполнении работы. Личностные УУД Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой на урок и т.д.
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
активное слушание
выдвижение предположений о теме урока и т.д.
Формируемые способы деятельности:
формулирование собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
построение понятных для собеседника высказываний.
Проверка выполнения домашнего задания
Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок. Личностные УУД Формируемые способы деятельности:
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
Контролируют правильность ответов учащихся
Формируемые способы деятельности:
Оценивают результаты по алгоритму;
Адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
Взаимодействует с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
Продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
Умение полно и точно выражать свои мысли.
III Актуализация знаний
Цель этапа:
Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
Предъявить задания близкие жизненному опыту детей
Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обснованииЛичностныеУУД Осуществляемые действия:
Активизация имеющихся ранее знаний
Активное погружение в тему
Высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
Умение слушать, в соответствии с целевой установкой
Принимать и сохранять учебную цель и задачу
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познавательные УУД Осуществляемые действия
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
слушание собеседника
взаимодействуют с учителем во время беседы
Формируемые способы деятельности:
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
IV. Проблемное изложения нового знания
эвристическая беседа
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самостоятельное определение темы урока
осознание целей и задач обучения
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
формирование умения слушать и понимать других
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
формирование умения работать в парах, в группах
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление знаний учащихся
использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
*- Назовите правила выбора заготовки и выполнения разметки.
- Как наносятся линии разметки
*обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
-выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. Личностные УУД Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VI. Физкультминутка
Учитель (ученики)
Трава маленькая-маленькая (Делают приседания)
Деревья высокие-высокие (Поднимают руки вверх)
Ветер деревья качает-качает (Вращаются)
То направо, то налево наклоняет (Наклоняются вправо, влево)
То вверх, то назад (Потягиваются вверх, назад)
То вниз сгибает (Наклоняется вперед)
Птицы летят-улетают (Машут руками-«крыльями»)
Ученики тихонько за парты садятся (Садятся за парты)
VII. Практическая работа «Перенесение шаблонов деталей и выполнение выпиливания деталей лобзиком с последующей отделочной обработкой» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
7.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение учащимся названия практической работы;
разъяснение учащимся задач практической работы;
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией;
предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы;
инструктаж по технике безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД .Перенесение форм деталей на заготовку.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
7.3.1. Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учит:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. Личностные УУД Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выдвижение гипотез их обоснование
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
Включить новый способ действий в систему знаний;
Тренировать способность применять новый алгоритм действий
Домашнее задание Познавательные УУД Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по изученной теме
творческая переработка изученной информации
поиск информации в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях) поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)
переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
поиск и выделение информации
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
IX. Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Рисуем настроение.
Цветик-многоцветик.
Выберете для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к ответу на вопрос:
- Сегодня на уроке …... Затем все лепестки соберите в общий цветок
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
Слайд №17 (Приложение №2)
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли