Урок по окружающему миру Разнообразие растений на Земле, их общая характеристика (3 класс)



Тема Разнообразие растений на Земле, их общая характеристика
Класс 3класс
Цель Создать условия для  расширения представлений о разнообразии флоры на нашей планете.
Задачи образовательные: показать красоту и разнообразие растительного мира Земли; рассмотреть особенности каждой группы растений (деревья, кустарники, травы); расширить и углубить представления детей о растениях, их частях;
развивающие: развивать внимание, память, речь, наблюдательность;
воспитательные :воспитывать у детей бережное отношение к природе.
УУД ЛичностныеУУД: формировать внутреннюю позицию школьника, самоуважение и самооценка; морально-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем.
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы), устанавливать причинно- следственные связи (при построении алгоритма).
Планируемые результаты Личностные УУД: формирование основ экологической культуры.
Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно; выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
 Коммуникативные УУД: выполнять различные роли в группе: лидера и исполнителя; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка вопроса с целью проверки уровня усвоенного материала.
Основные понятия  Царства живой природы, бактерии, грибы, животные, растения, водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения,
Ресурсы  Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3 класс, Н. Ф. Виноградова, Рабочая тетрадь: 3 класс.
Формы урока фронтальная, индивидуальная, групповая
Технология  Использование ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Ход урока
Дидактическаяструктураурока Деятельностьучителя Деятельностьучеников УУД
Организационный момент: целеполагание и мотивация.
(1 мин)
 -Здравствуйте, девочки. Мы продолжаем путешествия по царствам…
А по каким же?
(Диалог с учителем)
Дети:(с короной на голове):
- В некотором царстве. В некотором государстве…
Дети:: Простите, мы путешествуем не по сказочным царствам!
Дети:: (Снимает корону) Я пошутила, все знают, что мы путешествуем по…
Дети: По царствам живой природы. Личностные УУД: Оценивать важность исполнения роли «хорошего ученика»
Актуализация знаний.
(10 мин) - Верно. И с тремя из них мы уже познакомились. Давайте вспомним названия этих царств. (По одному представителю каждой группы называют царства, выкладываются карточки на доске с их названиями — строится схема «Царства живой природы»).
- Теперь пусть каждая группа найдет несколько представителей своего царства, а их товарищи из других групп подготовят по одному по вопросу на знание материала.
Проверка: Назовите представителей и ответьте на вопросы товарищей. Дети: бактерии, грибы, животные.
(Во время ответов дети реагируют сигнальными карточками: согласны с ответом или нет и аргументируют свою позицию.) Познавательные УУД: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные УУД: участие в диалоге, умение оформлять мысль в устной форме.
Подготовка к восприятию нового
материала.
(3 мин)
Физкультминутка (2 мин)
- Как вы думаете, какое царство мы посетим сегодня.
Наша схема приобрела законченный вид. Но все ли нам известно об этом царстве? Откуда мы на уроках главным образом черпаем информацию?
Вот он и поможет нам поставить дальнейшие задачи урока. Откройте его на стр.33. Рассмотрите рисунок схему. Что вы увидели? Перечислите группы.
На какой главный вопрос мы должны будем сегодня ответить?
Мы сегодня будим учеными-исследователями и найдем ответ на этот вопрос. Исследовательский материал — растения различных групп. А нужные сведения о них вы будете заносить в таблички.
Сначала вспомним какие части есть у растений?
Как можно в таблице отмечать сведения об определенных группах? (Плюсом и минусом)
Физкультминутка (2 мин)
Итак, вперед в исследовательскую экспедицию! Царство растений.
(На доску вывешивается карточка)
Из учебника.
Что растения разделены на группы.
По какому признаку ученые разделили растения на группы.
Дети рассматривают гербарии и дают ответы на вопросы учителя)
1. Какая часть растения служит для укрепления его в почве и всасывания воды и минеральных веществ? (Корень)
Вписывают это название в ячейку под номером 1.
2. У дерева он один, а у кустарника - много. (Стебель)
3. Растет - зеленеет, увядает - желтеет, упадет - почернеет. (Лист)
4. Яркий и ароматный... (Цветок).
5. Появляется на месте цветка. (Плод) Регулятивные УУД: Постановка учебной
задачи на основе того, что уже известно; выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Познавательные УУД: находить ответ на вопрос используя учебник, свой жизненный опыт.
Изучение нового материала (15 мин) А начнем мы наше путешествие со дна морского. Вокруг нас заросли необыкновенных растений - это - водоросли.
Дополнение учителя: Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Морская капуста - это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.
-Сделали отметки в таблице и продолжаем путешествие. А теперь мы летим над тайгой. В иллюминаторе хорошо видны хвойные деревья. Какие они бывают? Чем отличаются от других растений? Вновь слово экскурсоводу.
Дополнение учителя Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.
Дети:Водоросли — растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие шелковистые зеленые нити. Некоторые водоросли похожи на многометровые бурые ленты. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей, корней. Все необходимое для жизни (воздух,воду, минеральные вещества) они поглощают всей поверхностью своего тела.
Дети:: Хвойные растения — растения, у которых игловидные листья — хвоинки. У хвойных не бывает цветов и плодов. Их семена созревают в шишках.
Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
Познавательные УУД: находить ответ на вопрос используя услышанный материал.
А если зайти подальше в чащу леса... Крупные листья, похожие на павлиний хвост. Что же это за растения?
Дополнение учителя: Гигантские древовидные папоротники росли на Земле более 300 млн. лет назад. Они широки распространились на планете, достигали в высоту 30 метров с толщиной ствола в диаметре до одного метра. Погибая в каменноугольный период становления Земли, растения образовали залежи каменного угля, который люди добывают в настоящее время. И сейчас во влажных тропических лесах на островах сохранились колонии древовидных папоротников до 70 и более метров в высоту, с огромными толстыми стволами и мощными перистыми листьями.
Занесем данные о папоротнике в таблицу и продолжим.
-А теперь пройдем поближе к болотам, там где больше влаги.
Дополнение Мхи - низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре - 14 градусов. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф - это и удобрение, и горючее вещество.. Мхи очень выносливы.
Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Дети:: Зайдешь в глубь леса и обнаружишь папоротник. Его легко отличить по ажурным листьям. Существует огромное количество видов папоротников, даже у нас в классе есть комнатный папоротник. А ведь это удивительное растение появилось на Земле еще во времена динозавров. От других растений папоротник отличается тем, что размножается не семенами, а спорами, которые расположены с внутренней стороны листа, а когда созревают - выстреливают.
У папоротников нет цветков, но есть листья,стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
Мхи- небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах . Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. А теперь мы в Африке, в пустыне. Здесь живут растения не похожие ни на какие другие.
Дополнение учителя. Есть крошки высотой в один сантиметр, а есть двадцати пяти метровые великаны. В Европу кактусы попали после первого путешествия Колумба в Америку, как чудо Нового Света. В Россию кактусы привез Петр первый.
К какой же группе отнесли ученые эти необычные растения? Ответить мы сможем, услышав последнего экскурсовода, который расскажет о цветковых растениях.
Игра «Доскажи словечко».
Желуди растут на ?..(дубе).
Яблоки - ?.....(на яблоне).
Грозди растут на.....(рябине).
Шишки растут на ...(ели и сосне).
Крылатки- (на клене)
Ягоды — (на вишне)
- Вы закончили заполнять таблицу. Посовещайтесь в своих группах и решите, как же ответить на главный вопрос урока: по каким признакам делят растения на группы?
Дети:: Кактусы родом из Мексики. Эти цветы замечательно приспособлены к засушливому климату. Влага в стволах кактусов удерживается в самую засушливую погоду, благодаря иголкам-листьям, покрывающим весь ствол растения. Одни похожи на ежа, другие - на тыкву, третьи - на подсвечник. Стебли некоторых кактусов пекут и жарят, из плодов земляничного кактуса готовят мармелад, пьют сок плодов. Есть кактусы, которые идут на корм скота, а есть такие из древесины которых строят жилища, делают мебель
Группа цветковых растений - самая многочисленная группа. Все растения, которые цветут и плодоносят относятся к этой группе. Все плодовые, ягодные и зерновые растения относятся к цветковым. Растения, у которых есть корень, побег, цветы и плоды с семенами.
Кактус относится к цветковым.
По наличию или отсутствию частей
(органов) растения. Регулятивные УУД: высказывать свое предположение.
Закрепление
(работа в учебнике)
(3 мин) 1. На стр. 34 найдите рубрику «А здесь ты просто улыбнешься». Какой значок ее найти?
Прочтем по ролям.
Выполним первое задание на стр. 34.
А к каким еще группам мы можем отнести эти растения — и тогда они все будут в разных группах? «Смайлик»
Работа в парах
Травы, кустарники и деревья. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные УУД: Совместно находить правильный ответ.
Работа в тетрадях
(4 мин) В рабочей тетради на с. 17 есть свободное место вклейте на это место вашу табличку.
Задание выполните в Рабочей тетради на стр. 14
А еще постарайтесь узнать растения, которым принадлежат эти листья, подпишите их названия. Ученик читает вслух задание, объясняет, как его нужно выполнять: На рисунке изображена только левая часть листьев. Нужно внимательно ее рассмотреть и нарисовать с правой стороны похожую. Познавательные УУД: сравнивать свой рисунок с образцом.
Домашнее задание
(2 мин) А понаблюдать за развитием растения, мы сможем, вырастив самостоятельно растение из семени. Работа в рабочей тетради, стр. 14 в рубрике «Домашняя работа» вам предстоит заполнить таблицу, проставляя дату, когда происходили у растения изменения. Вносят первую дату 12.02.13 Рефлексия(1 мин.) Наш урок подошел к концу.
Давайте оценим нашу работу.
Сегодня на уроке я…На доске — слова-помощники узнал,удивился, научился, отлично работал, усвоил материал, хорошо работал, но ещё имеются небольшие проблемы,было сложно  Регулятивные УУД: оценивать свою работу.
Личностные УУД: объяснять самому себе, что мне нравится, а что нет и почему.