Урок химии в 9 классе на тему Галогены

Тема урока: «Общая характеристика галогенов».

Цель урока: дать общую сравнительную характеристику галогенов в свете трёх форм существования: в форме атомов, в форме простых веществ, в соединениях. Химические свойства рассмотреть в свете ОВР.

Образовательные задачи: совершенствовать навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства простых веществ-неметаллов, в составлении ОВР.

Метод проведения «беседа». Путём ответа на логически поставленные вопросы, используя ранее полученные знания, учащиеся принимают участие в рассмотрении темы, являясь при этом «обучающимися», что позволит им лучше усвоить данный материал. В ходе беседы параллельно выполняются соответствующие упражнения.


Ход урока.
Оргмомент.
Проверка усвоенного ранее.
Фронтальный опрос.
Вопросы о положении немее в ПСМ и изменении радиуса атома немее и немее свойств внутри периода и группы, о способности отдавать и принимать электроны. По ходу беседы выполняются упражнения.
Упр. № 1.
А) Расположите элементы в порядке возрастания радиуса атома.
F, C, B, N, O.
Б). Расположите элементы 6 группы главной подгруппы в порядке усиления неметаллических свойств.

Упр. № 2.
Определить степень окисления элементов:
Na2S SO2 H2S NaH

Изучение нового материала.
Актуализация темы. Вопросы.
1). С ме какой группы мы начали изучение раздела «Металлы»? Попробуйте ответить на вопрос: «Почему?» Ответ объясните.
2). Какую группу занимают самые активные металлы?

Тема урока «Общая характеристика галогенов. Соединения галогенов».
Положение ГА в ПСМ.
Вопрос. Охарактеризуйте положение галогенов (ГА) в ПС и строение их атомов.
Вопрос. Какие свойства окислителя или восстановителя будут характерны для ГА? Сравните эти свойства с другими неме. Какая степень окисления будет возможна для ГА в связи с этим?



Упр. № 3.
Определить степень окисления элементов:
NaF F2O BaCI2 CI2O7

Вопрос. Как изменяется ЭО в ряду галогенов?

Галогены – простые вещества.


Вопрос. Какой тип химической связи в молекуле ГА?
Работа с учебником. Стр. 79, таблица 7.
Вопрос. Сравните агрегатные состояния ГА, их плотность, интенсивность окраски. Как в связи с этим и учитывая положение ГА в ПСМ изменяются неме и ме свойства галогенов?

F2 и CI2 - газы
Br2 - жидкость
I2 – твёрдое вещество

ГА20 + 2е-- 2ГА-1 - окислитель

Химические свойства галогенов.
Вопрос. Если ГА являются окислителями, то с какими веществами они будут взаимодействовать – окислителями или восстановителями?
Отчётливые свойства окислителей ГА проявляют при их взаимодействии с металлами. При это образуются соли.

Мех+п ( ГА )у-п

Упр. № 4.
Составьте формулы солей – хлориды натрия, бария и алюминия.

1. Фтор – F2. «фторос» - греч. разрушающий. Открыт 1866 г. французом Анри Муасеном, за что и получил Нобелевскую премию.

При обычных условиях взаимодействует почти со всеми ме, при нагревании – с золотом, серебром и платиной, алюминий и цинк воспламеняются при взаимодействии с фтором.
Учащийся на доске записывает уравнение реакции и рассматривают её в свете ОВР:

Zn + F2 ZnF2

Остальные ГА с металлами взаимодействуют при нагревании.

2. Хлор – CI2. «хлорос» - греч. жёлто-зелёный. Открыт в 1774 г шведом Карлом Шееле.
При взаимодействии с сурьмой образуется смесь из двух хлоридов:

Sb+3 CI3-1 и Sb+5 CI5-1.
Нагретый порошок железа и хлор дают хлорид железа (3).
Учащийся на доске записывает уравнение реакции и рассматривает её в свете ОВР:
Fe + CI2 FeCI3.

3. В парах брома ( t кип.= + 58 С ) сгорает раскалённая медная проволока.
Учащийся на доске записывает уравнение реакции и рассматривает её в свете ОВР:

Cu + Br2 CuBr2

4. C йодом реакции окисления металлов протекают очень медленно и в присутствии катализатора – воды.
Учащийся на доске записывает уравнение реакции и рассматривает её в свете ОВР:
AI + I2 AI I3.

5. Атомы галогенов способны вытеснять друг друга из раствора их солей, а фтор способен вытеснять кислород из воды:

CI2 + 2NaBr 2NaCI + Br2


Br2 + NaCI
F2 + H2O HF + O2

6. Ослабление окислительных свойств галогенов на примере взаимодействия с водородом:
Г2 + Н2 ГН ( F CI Br - + Q, I - -Q).
HCI – бесцветный газ с резким запахом, токсичен, «дымится» на воздухе. При его растворении в воде образуется соляная кислота, которая проявляет свойства характерные для кислот.

Закрепление.
Упр. № 5.
Заполни пропкски:
А). HCI + ? MqCI2 + H2
Б). HCI + Fe2O3 ? + H2O
В). HCI + Ca(OH)2 ? + ?

Д.З. п 18
15