Выступление на заседании педагогического совета школы с сообщениемГражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроках марийского (государственного) языка и ИКН через краеведческую деятельность


Л.Н.Чернова, учитель марийского
(государственного) языка и ИКН
МБОУ "Мари-Биляморская средняя
общеобразовательная школа
им Н.П.Венценосцева"
Патриотическое и гражданское воспитание учащихся на уроках марийского (государственного) языка и ИКН через краеведческую деятельность.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных задач государства и общества.
Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, совершенствуются формы и методы работы. Историческое краеведение играет особую роль в учебно- воспитательном процессе. Прежде всего необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Для того чтобы по-настоящему любить свой край, нужно его хорошо знать. Историческое краеведение - одна из форм внеклассной и внешкольной работы, которая способствует всестороннему развитию личности, расширяет кругозор, повышает культурный уровень учащихся. Во время встреч, экскурсий школьники знакомятся с историей, людьми родного края, получают навыки общения, проявляют инициативу.
Приобщение детей к краеведческой работе развивает у них познавательную, творческую и общественную активность, прививает навыки исследовательской работы. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
Предметы национально-регионального компонента ( ИКН и марийский ( государственный) язык ставят перед собой не только образовательную и познавательную цели, но и воспитательную. Это воспитание любви и бережного отношения к своему краю, малой Родине - тому месту где они живут - к истории края, его культуре, языку.
Любовь к родному дому является основой любви и уважения своему государству. Каждый уважающий себя человек должен знать свои корни: историю своей семьи, своего народа, своей страны. Большое место в воспитании школьников занимает краеведческая работа. Она помогает активизировать содержание уроков. А также способствует углубленному изучению той или иной темы, формированию мировоззрения, приобретению навыков исследовательской деятельности. Краеведческий материал близок, доступен, понятен и интересен учащимся, поэтому его необходимо максимально использовать при изучении предметов национально- регионального компонента.
Для занятий краеведением не нужно больших затрат. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг нас, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая Родина откроет массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.
Приведу примеры использования краеведческого материала на уроках ИКН . В каждом классе при проведении уроков стараюсь использовать краеведческие материалы по каждой теме. При изучении урока по теме "Устное народное творчество" , когда изучаем легенды и предания родной стороны, читаем местную легенду "Якын сер". С интересом выполняют ученики исследовательскую работу "Откуда родом я и моя семья? На уроках часто используем краеведческие материалы школьного музея, читаем краеведческую страницу "Турекская сторона" на страницах газеты "Знамя", собираем материалы о наших земляках, жизни школы, читаем стихотворения местных поэтов. Изучая эпоху сталинских репрессий 30-х гг., девятиклассники выполняют задание , по сверке репрессированных людей нашей местности.
Наше село Мари-Билямор имеет глубокие боевые, трудовые, культурные традиции, а наша школа за 140 лет выпустила сотни выпускников. В школе был создан школьный краеведческий музей, где за многие годы накоплен богатый краеведческий материал.
В год празднования 70-летия Победы основным направлением в работе стало историческое краеведение. Важное место в краеведческой работе занимает изучение подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Была выполнена исследовательская работа по сверке списков участников Великой Отечественной войны, пропавших без вести с опубликованным на сайте «МЕМОРИАЛ» книгами безвозвратных потерь военных частей. Члены кружка вели интервью с тружениками тыла, работы были предоставлены в районный архив. Работа "Фронтовые письма. Возвращение на малую Родину" была представлена на III Всероссийском конкурсе юношеских учебно- исследовательских работ "Юный архивист". В апреле месяце принимали участие в республиканском конкурсе "Ший талешке".
Краеведческая работа в школьном музее "Наследие", участие в районной НПК "Шаг в будущее", проведение и участие в конкурсах сочинений, проведение литературно- музыкальных вечеров, тематических уроков, классных часов, краеведческих экскурсии, участие в обучающих играх- конкурсах, формирует у учащихся творческое мировосприятие, интерес к собственным корням.
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. Включение в краеведческую деятельность позволяет ребенку лучше узнать свой край, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.