Рабочая программа курса Русский язык 5 класс (учебник — Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. Русский язык 5. 2016)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Лутна
Клетнянского района Брянской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании МО
учителей филологии заместителем директора школы по УВР директор школы
Бибикова О. А.
Руководитель МО Жинжиковой М. А. ___________________
Кулаженкова Е. В.
__________________ ____________________ Приказ №______
Протокол № ___ «______» __________2016 г. от «____» __________2016 г.
от «___» ___________2016 г. Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
5 класс
Программу разработала
учитель немецкого языка
Пуненкова Наталья Евгеньевна
первая квалификационная категория
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). – М.: Просвещение, 2014г.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2016г.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень)
авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, 2012;
рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации;
соответствует Положению о рабочей программе МБОУ СОШ с. Лутна Клетнянского района, утверждено 10. 07. 2013 года;
соответствует учебному плану МБОУ СОШ с. Лутна.
При реализации данного учебного предмета используется системно-деятельностый и компетентностый подходы, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
В авторскую программу не внесены изменения.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе выделяется 170 часов в год, 5 часов в неделю, 34 учебные недели.
Цели и задачи курса
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире.
Цели изучения русского языка могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:
развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Приоритетные виды и формы контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирования. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля.
Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме.
Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме итоговых проверочных работ за год и носят комбинированный характер.
В тематическое планирование включена итоговая проверочная работа за год. Для проведения итоговой проверочной работы за год использован резервный час из уроков повторения. Для проведения контроля знаний обучающихся 1 раз в четверть использованы 3 проверочные работы (резервные часы)
Лист выполнения контрольно – практической части для обучающихся
за 2016 – 2017 учебный год.
№ п/пТип урока Тема урока Кол-во часов
1 Урок контроля Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография». 1
2 Урок развития речи Написание сочинения- рассуждения по теме: «Морфемика. Словообразование». 1
3 Урок контроля Контрольный диктант по теме: «Морфология. Словообразование. Графика». 1
4 Урок контроля Контрольная работа по теме:
«Лексикология». 1
5 Урок развития речи Изложение с продолжением по теме: «М. Пришвин. «Кладовая солнца». Чёрный пень ». 1
6 Урок развития речи Сочинение по теме: «Как я первый раз...». 1
7 Урок контроля Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Лексикология». 1
8 Урок контроля Контрольная работа по аудированию по теме: «Морфология». 1
9 Урок контроля Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное». 1
10 Урок развития речи Написание сочинения-описания по картине Ф. Васильева «Мокрый луг». 1
11 Урок контроля Контрольная работа по теме: «Местоимение». 1
12 Урок развития речи Сочинение – описание предмета по теме: «Глагол». 1
13 Урок развития речи Сочинение по картине по теме:
«И.Я. Билибин. «Гвидон и царица». 1
14 Урок контроля Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфология». 1
15 Урок контроля Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация». 1
16 Урок развития речи Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». 1
17 Урок контроля Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. 1
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Введение.
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
Фонетика. Графика. Орфография.
Буква и звук. Алфавит. Транскрипция. Согласные звуки и буквы (звонкие/глухие, парные/непарные). Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы. Сложные слова.
Лексикология.
Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Морфология.
Морфология как раздел науки о языке. Части речи. Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных Число имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание НЕ с именами прилагательными.
Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов.
Наречие как часть речи. Служебные части речи. Роль служебных частей речи в тексте.
Синтаксис и пунктуация.
Что изучает синтаксис? Словосочетание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов. Предложение – основная единица речевого общения. Роль предложений в формировании и выражении мысли. Главные и второстепенные члены предложения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении. Сказуемое. Способы выражения сказуемого в предложениях. Тире между главными членами предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. Прямая речь. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении.
Учебно-тематическое планирование
№
Название раздела Количество часов
1. Введение. Язык и языкознание 6 ч.
2. Фонетика. Графика. Орфография 18 ч.
3. Морфемика. Словообразование. Орфография. 14 ч.
4. Лексикология 40 ч.
5. Морфология 55 ч.
6. Синтаксис и пунктуация 37 ч.
Всего 170
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Наименование объектов и
средств материально-технического обеспечения Примечания
Программы
Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: Просвещение, 2014.
Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2-е издание, Москва: Просвещение, 2014.
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по русскому языку, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2016.
В учебнике реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы – развитие личности школьника средствами русского языка, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе.
В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения русского языка за счет обязательного и дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др.
Методические пособия для учителя
Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова,
И.Г. Добротина; Москва: Просвещение, 2014.
В методическом пособии описана авторская технология обучения русскому языку. Пособие построено поурочно и включает примерное тематическое планирование, самостоятельные работы, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку.
Технические средства
Компьютер.
Проектор.
Устройство для вывода информации на печать, оформление проектных папок, проектов: принтер.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык».
Речь и речевое общение.
Учащийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Учащийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность.
АудированиеУчащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение.
Учащийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.Говорение.
Учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо.
Учащийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявленияс учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст.
Учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка.
Учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературысточки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке.
Учащийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика.
Учащийся научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование.
Учащийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология.
Учащийся научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информациюиз лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология.
Учащийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис.
Учащийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация.
Учащийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура.
Учащийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 5 класс
Автор учебника: Л.М.Рыбникова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын
(Линия УМК «Рыбченкова Л. М. (5-9 классы)»)
170 часов
№ урока Дата Наименование разделов, тем отдельных уроков Кол-во
часов Основные виды учебной деятельности обучающихсяпо плану фактически Введение. «Язык и языкознание» - 6ч.
1. Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека. 1 Определяют значимость речи в общении и обосновывают своё суждение; различают предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывают своё суждение; понимают связи развития языка с развитием культуры русского народа;
2. Язык и языкознание. Язык – выразительное средство общения. 1 Осваивают средства устного общения. Овладевают приемами ознакомительного и изучающего чтения. Выбор темы исследования. Определение методов исследования.
3. Язык и общение. Нормы русского литературного языка. 1 Дают определение понятиям. Соблюдают нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивают соблюдение этих норм в речи собеседников. Совершенствуют умения выразительного чтения
4. Язык и общение. Язык – универсальное средство общения. 1 Строят ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализируют факты языка с выделением их отличительных признаков. Понимают, что язык – универсальное средство общения, составляют письменное связное монологическое высказывание на заданную тему.
5. Развитие речи. Текст. Понятие о тексте. 1 Знают определение теста, составляют текст. Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.
6. Развитие речи. Текст. Признаки текста 1 Определяют признаки текста, озаглавливают тексты. Устанавливают принадлежность текста к определенному типу речи. Используют формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Фонетика. Графика. Орфография
7. Буква и звук. Алфавит. Различие буквы и звука. 1 Сознают предмет изучения фонетики, графики, орфоэпии, соблюдают нормы произношения постановки ударения. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Различают звук и букву, видят звук в сильной и слабой позиции.
8. Буква и звук. Алфавит. Классификация звуков. Транскрипция. 1 Узнают классификацию звуков и букв русского языка, учатся артикулировать звуки, делить слово на слоги, правильно переносят слово в процессе письменной речи, осуществляют элементы фонетического разбора слова. Находят в тексте требуемую информацию (пробегая текст глазами, определяют его основные элементы, сопоставляют формы выражения информации в запросе и в самом тексте).
9. Буква и звук. Алфавит. 1 Используют знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках. Решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
10. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение. 1 Выделяют корень слова, подбирают однокоренные слова, узнают фонетические процессы: оглушение и озвончение.
11. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Орфограмма 1 Совершенствуют орфографические умения при работе с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова».
12. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Проверяемые согласные в корне. 1 Совершенствуют орфографические умения при работе с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова». Орфографический и пунктуационный тренинг
13. Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. 1 Совершенствуют орфографические умения при работе с орфограммой «Непроизносимые согласные», делают транскрипцию слова. Создают текст; его коллективное обсуждение.
14. Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. 1 Сопоставляют произношение с написанием, подбирают однокоренные слова. Создают текст, коллективно его обсуждают.
15. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Классификация гласных звуков и букв. 1 Знают классификацию звуков и букв русского языка, осуществляют элементы фонетического разбора слова. Преобразовывают текст, используя новые формы представления информации.
16. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Элементы фонетического разбора. Буквы е, ё, ю, я 1 знают классификацию звуков и букв русского языка, осуществляют элементы фонетического разбора слова. Различают темы и подтемы текста.
17. Слог и ударение. Ударные и безударные слоги. 1 Различают ударные и безударные слоги, владеют понятием «логическое ударение», выразительно читают, работают с орфоэпическим словарём. Распознают и ставят вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования.
18. Развитие речи. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». 1 Строят рассказ в соответствии с требования повествования, знают особенности композиции повествования, составляют устное и письменное сочинении по картине. Работают над правильностью и беглостью чтения.
19. Правописание безударных гласных в корне слова. 1 Выделяют корень слова, ставят ударение, подбирают однокоренные слова, пользуются орфографическим словарём, развивают навык работы с безударной гласной корня, различают безударные гласные проверяемые и непроверяемые.
20. Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление. 1 Развивают навык работы с безударной гласной корня, различают безударные гласные проверяемые и непроверяемые. Анализируют и обобщают собранный материал.
21. Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного. 1 Выполняют фонетический разбор слова. Выполняют задания тестового характера.
22. Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Закрепление. 1 Выполняют фонетический разбор слова. Применяют на практике письма разные способы проверки безударных гласных в корне слова. Используют орфографический словарь.
23. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография». 1 Грамотно и каллиграфически правильно пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Умеют воспринимать текст на слух, безошибочно пишут под орфоэпическую диктовку, выполняют орфографический разбор слов.
24. Работа над ошибками 1 Осуществляют рефлексию способов и условий действия, выбирают наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
25. Корень слова. Родственные слова 1 Разбираются в понятии «морфемика», овладевают алгоритмом определения корня слова, различают однокоренные слова и формы слова, подбирают однокоренные слова. Грамотно формулируют вопросы при подготовке домашнего задания.
26. Окончание и основа слова. 1 Осознают роль окончания и основы в слове, выделяют в слове окончание и основу, изменяют слово (склонение, спряжение), графически обозначают окончание и основу, объясняют значение окончаний.
27. Развитие речи. Сочинение-рассуждение по данному началу 1 Определяют тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирают материал. Правильно выражают свои мысли в соответствии с литературными нормами. Распознают тему сочинения; стиль сочинения; создают текст на определенную тему.
28. Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения по данному началу 1 Создают собственное высказывание, соблюдают лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка. Распознают тему сочинения; стиль сочинения; создают текст на определенную тему.
29. Приставки. 1 Владеют алгоритмом определения приставки в слове, осознают роль приставок в словообразовании, образовывают производные слова от исходных при помощи приставок. Работают над правильностью и беглостью чтения
30. Суффиксы. 1 Владеют алгоритмом определения суффикса в слове, осознают роль суффиксов в словообразовании, образовывают производные слова от исходных при помощи приставок и суффиксов, разграничивают суффиксы словообразовательные и формообразующие. Структурируют текст.
31. Развитие речи. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. 1 Определяют признаки текста, озаглавливают тексты. Составляют связное монологическое высказывание на заданную тему. Совершенствуют умения выразительного чтения.
32. Сложные слова. 1 Характеризуют морфемный состав слова. Используют морфемный словарь. Выбирают из текста или придумывают заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
33. Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного. 1 Создают устные высказывания-рассуждения учебно-научного стиля. Анализируют и обобщают собранный материал. Оформляют наглядный материал.
34. Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Закрепление. 1 Применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слова. Анализируют и обобщают собранный материал. Оформляют наглядный материал.
35. Контрольный диктант по теме «Морфемика, словообразование, орфография». 1 Грамотно и каллиграфически правильно пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Умеют воспринимать текст на слух, безошибочно пишут под орфоэпическую диктовку, выполняют орфографический разбор слов.
36. Работа над ошибками 1 Осуществляют рефлексию способов и условий действия, выбирают наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
37. Развитие речи. Изложение с продолжением (упр.40) 1 Создают письменный текст, анализируют его с точки зрения содержания. Создают текст по заданному началу. Перечитывают текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
38. Развитие речи. Написание изложения с продолжением 1 Умеют правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами. Создают текст по заданному началу. Перечитывают текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Лексикология
39. Лексическое значение слова. 1 Практически используют знание алфавита при работе со словарём; выявляют слова, значение которых требует уточнения. Работают с текстом: оценивают информацию, понимают текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства.
40. Развитие речи. Устная и письменная речь. 1 Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют лексическое значение слов различными способами. Ставят перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
41. Развитие речи. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. 1 Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют лексическое значение слов различными способами. Ставят перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
42. Толковые словари. 1 Определяют значение слова по тексту или уточняют с помощью толкового словаря. Знают структуру и назначение толкового словаря, пользуются толковым словарём в практических целях. Выбирают из текста или придумывают заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
43. Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Определяют основную мысль текста, ключевые слова.
44. Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Закрепление 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Формулируют тезис, выражающий общий смысл текста.
45. Однозначные и многозначные слова. 1 Овладевают сведениями об однозначности и многозначности слов. Различают темы и подтемы текста.
46. Развитие речи. Понятие о лексической сочетаемости. 1 Овладевают сведениями о лексической сочетаемости. Редактируют текст. Ставят перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
47. Тематическая группа. 1 Овладевают сведениями о тематических связях слов. Опознают, находят основания для распределения слов по тематическим группам. Группируют слова по тематическим группам. Выделяют не только главную, но и избыточную информацию текста.
48. Синонимы. 1 Опознают синонимы, устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Используют синонимы в речи. Подбирают синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи.
49. Антонимы. 1 Овладевают сведениями об анатомических связях слов. Опознают антонимы, составляют антонимические пары слов. Подбирают антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Формируют на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
50. Омонимы. Паронимы. Различение омонимов и многозначных слов. 1 Овладевают сведениями об омонимах и паронимах. Опознают омонимы и паронимы. Различают омонимы и многозначные слова. Оценивают уместность и точность использования слов в тексте. Совершенствуют умения выразительного чтения.
51. Омонимы. Паронимы. Их оформление в толковых словарях. 1 Видят омонимы в речи, знают правила оформления омонимов в толковых и специальных словарях, работают с толковым словарём, различают омонимы, паронимы и многозначные слова.
52. Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. 1 Создают устные высказывания на заданную тему, корректируют собственную разговорную речь. Выражают собственное мнение, аргументируют его с учётом ситуации общения. Создают текст по данному началу в письменной форме. Работают с текстом: оценка информации.
53. Контрольная работа по теме: «Лексикология». 1 Вносят необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Работают над сознательностью чтения.
54. Понятие о чередовании. 1 Овладевают сведениями о чередовании звуков в пределах одной морфемы. Анализируют орфографический материал. Выделяют корни в словах с чередованием звуков. Выполняют комплексный анализ текста, исходя из речевых и грамматических умений и навыков.
55. Буквы Е//И в корнях с чередованием. 1 Сопоставляют написание слов с изученной орфограммой, делают выводы. Применяют при письме данное орфографическое правило. Видят и графически обозначают чередование. Решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
56. Буквы Е//И в корнях с чередованием. Закрепление. 1 Анализируют слова с точки зрения правописания, группируют их по заданным признакам. Выделяют корень в слове, видят опознавательные признаки орфограммы, отличают чередующуюся гласную от проверяемой. Совершенствуют умения выразительного чтения.
57. Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-. 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Видят и графически обозначают чередование. Составляют тематическую цепочку, озаглавливают тест на основе его темы
58. Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС-. 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Видят и графически обозначают чередование. Различают темы и подтемы текста
59. Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного1 Выделяют корень в слове, видят опознавательные признаки орфограммы.
60. Развитие речи. Изложение с продолжением по фрагменту М. Пришвина «Кладовая солнца». 1 Создают текст по данному началу в письменной форме. Создают текст по заданному началу.
61. Развитие речи. Написание изложения с продолжением по теме: «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца»). 1 Выбирают тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, готовят рабочий материал, выстраивают композицию. Умеют правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами. Совершенствуют умения выразительного чтения
62. Суффиксы -чик-//-щик-. 1 Владеют орфограммой «Правописание суффиксов –чик-, -щик-». Применяют изученное правило в практике письма. Решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
63. Суффиксы -чик-//-щик-. Закрепление. 1 Применяют на письме данное орфографическое правило. С опорой на план передают содержание текста в устной форме, создают устное монологическое высказывание
64. Буквы И//Ы после приставок на согласные. 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Работают над правильностью и беглостью чтения
65. Развитие речи. Обучающее сочинение «Как я первый раз...». 1 Определяют тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирают материал. Правильно выражают свои мысли в соответствии с литературными нормами.
66. Развитие речи. Написание сочинения «Как я первый раз...». 1 Распознают тему сочинения; стиль сочинения; создают текст на определенную тему.
67. Особенности написания приставок на З//С. 1 Выделяют приставку в слове, классифицируют вид приставки с точки зрения правописания, работают с орфографическим словарём. Выбирают из текста или придумывают заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
68. Особенности написания приставок на З//С 1 Владеют орфограммой «Правописание приставок на –з, -с», графически обозначают её на письме. Формируют на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
69. Особенности написания приставок на З//С. Закрепление 1 Владеют орфограммой «Правописание приставок на –з, -с», графически обозначают её на письме. Ставят перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
70. Понятие о фразеологизмах. 1 Овладевают основными понятиями фразеологии. Опознают фразеологические обороты по их правилам. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмов. Работают с текстом: оценка информации.
71. Фразеологизмы: их признаки. Синонимичные фразеологизмы. 1 Опознают фразеологические обороты по их правилам. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы; получат представление о синонимичных фразеологизмах. Используют фразеологические обороты в устной речи. Работают с текстом: оценка информации.
72. Крылатые слова 1 Получают представление о происхождении крылатых слов. Опознают крылатые слова, уместно используют их в речи. Формируют на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
73. Развитие речи. Изложение прочитанного текста. 1 Выбирают тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, готовят рабочий материал, выстраивают композицию. Умеют правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами. Совершенствуют умения выразительного чтения
74. Развитие речи. Написание изложения по прочитанному тексту. 1 Создают письменный текст, анализируют его с точки зрения содержания. Перечитывают текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек
75. Обобщение изученного по теме: «Лексикология». 1 Выполняют морфологический и орфографический разборы, совершенствуют орфографические и пунктуационные умения. Работают над правильностью и беглостью чтения.
76. Повторение по теме: «Лексикология». 1 Выполняют тестовые задания. Структурируют текст, связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
77. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Лексикология». 1 Грамотно и каллиграфически правильно пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Воспринимают текст на слух, безошибочно пишут под орфоэпическую диктовку, выполняют орфографический разбор слов.
78. Работа над ошибками. 1 Осознают причины появления ошибки и определяют способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Совершенствуют умения выразительного чтения.
Морфология
79. Части речи. 1 Опознают изученные самостоятельные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям, различают части речи по вопросу и значению. Работают со схемами. Составляют план ответа. Анализируют и характеризуют слова как части речи.
80. Имя существительное. 1 Опознают изученные самостоятельные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям, различают части речи по вопросу и значению. Работают со схемами. Составляют план ответа. Анализируют и характеризуют слово как часть речи
81. Род имён существительных 1 Овладевают сведениями о существительных общего рода и опознают их в разном контекстном окружении, об именах существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа
82. Развитие речи. Выборочное изложение 1 Создают письменный текст, анализируют его с точки зрения содержания. Перечитывают текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек
83. Склонение имён существительных. 1 Осознанно передают содержание прочитанного текста, строят высказывание в устной и письменной формах. Самостоятельно работают с текстом.
84. Контрольная работа по аудированию. 1 Осознанно передают содержание прочитанного текста, строят высказывание в устной и письменной формах. Самостоятельно работают с текстом.
85. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. 1 Осваивают содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применяют на письме данное орфографическое правило. Создают алгоритм рассуждения при выборе написания слова. Работают с таблицами.
86. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Закрепление. 1 Анализируют орфографический материал, делают выводы. Применяют при письме данное орфографическое правило.
87. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. 1 Применяют при письме данное орфографическое правило, классифицируют языковой материал по заданным признакам.
88. НЕ с именами существительными. Условия слитного написания. 1 Владеют орфограммой «НЕ с существительными».
89. НЕ с именами существительными. Условия раздельного написания. 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Анализируют слова. Подбирают антонимы и синонимы к словам.
90. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфология. Имя существительное». 1 Грамотно и каллиграфически правильно пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Работают самостоятельно
91. Работа над ошибками. 1 Группируют слова по видам орфограмм, графически обозначают условия орфограммы, выполняют орфографический разбор
92. Имя прилагательное 1 Опознают прилагательные в речи, выполняют частичный морфологический разбор прилагательных, употребляют их в речи. Орфографический тренинг. Анализируют и дают характеристику слов с точки зрения морфологических признаков и значения, роли в тексте
93. Развитие речи. Повествование с элементами описания 1 Выражают собственное мнение, аргументируют его с учётом ситуации общения. Читают и анализируют текст.
94. Развитие речи. Написание изложения-повествования с элементами описания 1 Выражают собственное мнение, аргументируют его с учётом ситуации общения. Читают и анализируют текст
95. Правописание окончаний имён прилагательных. 1 Анализируют орфографический материал, осваивают содержание орфографического правила. Применяют при письме данное орфографическое правило. Составляют алгоритм.
96. Краткие прилагательные. Применяют изученное правило в практике письма. Развивают орфографическую зоркость: составляют алгоритм орфографического правила
97. НЕ с именами прилагательными. Условия слитного написания. 1 Осваивают содержание орфографического правила. Применяют при письме данное орфографическое правило. Подбирают синонимы и антонимы.
98. НЕ с именами прилагательными. Условия раздельного написания. 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Подбирают синонимы и антонимы
99. Развитие речи. Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» 1 Выбирают тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, готовят рабочий материал, выстраивают композицию. Умеют правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами.
100. Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» 1 Создают письменный текст, анализируют его с точки зрения содержания Строят рассказ в соответствии с требования описания, знают особенности композиции описания, составляют устное и письменное сочинении по картине.
101. Имя числительное как часть речи 1 Определяют грамматические признаки числительных. Осуществляют морфологический разбор. Анализируют и дают характеристику значений и признаков числительных.
102. Имя числительное: морфологический разбор. 1 Отличают имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Выполняют морфологический разбор числительного. Осуществляют морфологический разбор. Анализируют и характеризуют значения и признаки числительных
103. Местоимение как часть речи. 1 Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы. Определяют грамматические признаки местоимений. Осуществляют морфологический разбор. Анализируют и дают характеристику значений и признаков местоимений
104. Местоимение: морфологический разбор. 1 Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль личных местоимений. Осуществляют морфологический разбор, анализ и характеристику значений и признаков местоимений.
105. Контрольная работа по теме: «Местоимение». 1 Самостоятельно работают с текстом.
106. Работа над ошибками. 1 Исправляют допущенные ошибки, делают словесное или графическое комментирование, приводят примеры.
107. Глагол как часть речи. 1 Наблюдают за употреблением глаголов в речи. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение. Определяют грамматические признаки глаголов. Осуществляют морфологический разбор. Анализируют и дают характеристику значений и признаков глагола
108. Понятие об инфинитиве 1 Распознают инфинитив и личные формы глагола. Приводят соответствующие примеры. Составляют классификацию суффиксов инфинитива. Анализируют текст
109. Инфинитив в составе сказуемого. 1 Создают устное монологическое высказывание на заданную тему, употребляя инфинитив в составе сказуемого. Дают классификацию суффиксов инфинитива. Анализируют текст.
110. Развитие речи. Средства связи предложений в тексте. 1 Создают устные высказывания по ключевым словам, правильно употребляя изучаемые формы глагола. Создают текста с использованием средств связи.
111. Развитие речи. Средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста. 1 Создают монологическое высказывание учебно-научного стиля. Анализируют содержание фрагментов художественного и научно-популярных текстов. Создают текст с использованием средств связи
112. Время глагола. 1 Определяют время глаголов. Группируют слова по признаку их употребления в рассказе о событиях настоящего, прошедшего, будущего. Работают с таблицей
113. Развитие речи. Тип текста. Время в предложении и тексте 1 Анализируют языковой материал по изучаемой теме, обобщают наблюдения и делают выводы. Анализируют текст. Определяют типовую принадлежность текста
114. Развитие речи. Сочинение-описание предмета 1 Создают собственный текст, уместно используют изобразительно-выразительные средства языка, соблюдают нормы при письме. Создают текст-описание
115. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Формы настоящего и будущего времени. 1 Изменяют глагол по лицам и числам, образовывают формы настоящего и будущего времени. Осуществляют морфологический разбор. Анализируют языковой материал
116. Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения. 1 Определяют спряжение глагола, отличают окончания 2 лица –ешь, -ишь. Осуществляют морфологический разбор. Анализируют языковой материал и составляют рассказ
117. Правописание окончаний глаголов. 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Осуществляют морфологический анализ. Составляют алгоритм действий.
118. Правописание окончаний глаголов. Закрепление 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Осуществляют морфологический анализ. Пишут цифровой диктант.
119. Правописание окончаний глаголов. Повторение и обобщение 1 Применяют при письме данное орфографическое правило. Осуществляют морфологический анализ.
120. Наречие как часть речи. 1 Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определяют его синтаксическую функцию. Работают с таблицей.
121. Наречие. О//Ё после шипящих в суффиксах наречий. 1 Опознают наречия. Применяют на письме правила правописания О/Е после шипящих в суффиксах наречий. Работают с таблицей. Анализируют текст.
122. Наречие. Ь на конце наречий 1 Применяют на письме правила правописания Ь после шипящих на конце наречий. Анализируют текст. Создают текст в соответствии с коммуникативной задачей.
123. Понятие о служебных частях речи. 1 Различают предлоги и союзы. Правильно употребляют предлоги в составе словосочетания, союзы в составе предложения. Анализируют текст. Создают текст в соответствии с коммуникативной задачей.
124. Служебные части речи. Союзы. 1 Анализируют предложения, классифицируют их в зависимости от того, что соединяют союзы. Работают с таблицей.
125. Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов 1 Находят и исправляют ошибки в употреблении предлогов и союзов. Анализируют текст. Орфографический тренинг.
126. Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Гвидон и царица». 1 Составляют письменный рассказ на определённую тему. Изучают сведения о художнике. Пишут сочинение-описание, используя отобранный материал.
Создают текст с использованием предлагаемых словосочетаний
127. Развитие речи. Написание сочинения по картине И.Я. Билибина «Гвидон и царица». 1 Создают рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Создают текст с использованием предлагаемых словосочетаний
128. Повторение материала по теме: «Морфология». Орфографические разборы. 1 Выполняют морфологический и орфографический разборы, совершенствуют орфографические и пунктуационные умения. Повторяют теоретический материал. Анализируют текст. Орфографический тренинг.
129. Повторение материала по теме: «Морфология». Морфологические разборы 1 Выполняют морфологический и орфографический разборы, совершенствуют орфографические и пунктуационные умения. Повторяют теоретический материал. Осуществляют морфологический разбор, анализ текста.
130. Урок-обобщение по теме: «Морфология». 1 Владеют правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывают значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. Осуществляют морфологический разбор, анализ текста
131. Урок - практикум по теме: «Морфология». 1 Выполняют тестовые, а также другие практические задания по теме “Морфология”. Самостоятельная работа.
132. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфология». 1 Развивают умения оценивать свои достижения при написании контрольного диктанта. Формируют навыки самостоятельной работы и самопроверки, умения контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Работают самостоятельно.
133. Работа над ошибками. 1 Осознают причины появления ошибки и определяют способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Самостоятельно работают.
Синтаксис и пунктуация
134. Что изучает синтаксис? 1 Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют языковой материал, различают словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов. Изучают теоретический материал. Работают со схемой. Развивают устную речь.
135. Словосочетание. 1 Выделяют словосочетание из состава предложения, устанавливают связи между словами в словосочетании, анализируют строение словосочетаний, делают синтаксический разбор словосочетаний, строят схемы словосочетаний, дают классификацию словосочетаниям. Работают со схемами и теоретическим материалом. Моделируют словосочетания. Делают синтаксический разбор словосочетаний.
136. Предложение. 1 Видят признаки предложения, составляют предложения, правильно интонируют предложения, находят грамматическую основу предложения. Определяют границы предложения и его отличия от других языковых единиц.
137. Понятие о главных и второстепенных членах предложения. 1 Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют назначение главных и второстепенных членов предложения. Составляют схемы грамматических связей. Создают монологический ответ по теме.
138. Главные и второстепенные члены предложения. Их способы выражения 1 Выделяют грамматическую основу предложения, распространяют грамматическую основу предложения, определяют способ выражения подлежащего и сказуемого. Составляют схемы грамматических связей.
139. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Интонация и смысловые особенности. 1 Анализируют и характеризуют интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Изучают теоретический материал. Работают с таблицей. Анализируют и дают характеристику интонации в предложениях.
140. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Структурные и смысловые особенности. 1 Анализируют и характеризуют интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Сопоставляют их структурные и смысловые особенности. Употребляют предложения в речевой практике.
141. Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи 1 Анализируют языковой материал. Работают с текстом: анализируют, продолжают начатый текст.
142. Развитие речи. Эмоции и их отражение в предложении. Эмоциональная окраска предложений. 1 Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (побудительные, вопросительные, восклицательные), употребляют их в речевой практике. Анализируют предложения.
143. Развитие речи. Эмоции и их отражение в предложении. Употребление восклицательного знака в конце предложения. 1 Употребляют предложения в речевой практике, корректируя интонацию в соответствии с коммуникативной целью. Осуществляют словарную работу. Анализируют предложения.
144. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”. 1 Грамотно и каллиграфически правильно пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Самостоятельно работают с текстом и заданиями к нему
145. Работа над ошибками. 1 Осознают причины появления ошибки и определяют способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Самостоятельно работают с текстом.
146. Развитие речи. Как писать отзыв. 1 Овладевают техникой написания отзыва. Анализируют текст, составляют алгоритм действий
147. Понятие о грамматической основе предложения. 1 Определяют способы выражения грамматической основы. Составляют алгоритм действий. Анализируют предложения.
148. Способы выражения грамматической основы предложения. 1 Определяют способы выражения грамматической основы. Анализируют предложения
149. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Закрепление. 1 Овладевают сведениями о способах выражения подлежащего и сказуемого. Анализируют языковой материал. Составляют алгоритм действий.
150. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Обобщение. 1 Применяют на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют языковой материал.
151. Второстепенные члены предложения. 1 Определяют назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия. Распространяют предложения второстепенными членами. Анализируют языковой материал. Составляют алгоритм действий. Осуществляют синтаксический разбор.
152. Определение. 1 Пользуются алгоритмом выявления определения, осознают целесообразность использования определений и их роль в речи, составляют предложения с использованием определений. Анализируют языковой материал. Составляют алгоритм действий. Осуществляют синтаксический разбор.
153. Понятие о дополнении 1 Знают и пользуются алгоритмом определения дополнения, составляют предложения с использованием дополнений. Анализируют языковой материал. Составляют алгоритм действий. Осуществляют синтаксический разбор.
154. Дополнение как второстепенный член предложения. 1 Знают и пользуются алгоритмом определения дополнения, составляют предложения с использованием дополнений. Анализируют языковой материал. Осуществляют синтаксический разбор.
155. Понятие об обстоятельстве. 1 Знают и пользуются алгоритмом определения обстоятельства. Изучают теоретический материал. Составляют алгоритм действий.
156. Обстоятельство как второстепенный член предложения. 1 Составляют предложения с использованием обстоятельств различных видов. Составляют алгоритм действий. Осуществляют синтаксический разбор.
157. Понятие об однородных членах предложения 1 Знают признаки ОЧП, опознают их в предложении. Работают с теоретическим материалом и схемами. Анализируют предложения и текст. Осуществляют синтаксический разбор
158. Однородные члены предложения. Обозначение однородных членов предложения 1 Правильно интонируют предложения с ОЧП, выделяют из предложения однородные ряды, составляют схемы ОЧП. Анализируют предложения и текст. Осуществляют синтаксический разбор
159. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 Применяют при письме данное пунктуационное правило. Работают с теоретическим материалом и схемами. Анализируют предложения и текст. Осуществляют синтаксический разбор.
160. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление 1 Правильно расставляют знаки препинания в предложениях с ОЧП, объясняя условия выбора знаков или их отсутствия. Анализируют предложения и текст. Осуществляют синтаксический разбор. Моделируют предложения
161. Развитие речи. Вопросный план текста. 1 Правильно составляют вопросный план текста. Составляют простой план текста, пересказывают текст.
162. Понятие об обращении. 1 Знают функции обращения и его грамматические особенности, отличают обращение от подлежащего. Работают с теоретическим материалом и схемами. Анализируют предложения.
163. Обращение. Знаки препинания при обращении. 1 Составляют предложения с обращениями, схемы предложений с обращениями, пунктуационно выделяют обращения в предложении. Работают с теоретическим материалом и схемами. Анализируют предложения, делают их синтаксический разбор.
164. Прямая речь. 1 Составляют схемы предложений с прямой речью, отличают прямую речь от слов автора, правильно пунктуационно оформляют прямую речь, правильно интонируют предложения с прямой речью. Работают с теоретическим материалом и схемами. Анализируют предложения, делают их синтаксический разбор.
165. Развитие речи. План текста. Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». 1 Составляют план текста. Самостоятельно работают над анализом текста.
166. Развитие речи. Написание изложения с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». 1 Составляют план текста. Самостоятельно работают над анализом текста.
167. Сложное предложение. 1 Опознают сложные предложения, правильно ставят знаки препинания в них. Выделяют среди предложений сложные путём нахождения их грамматических основ. Изучают теоретический материал и схемы. Осуществляют синтаксический разбор.
168. Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация». 1 Грамотно пунктуационно оформляют свою письменную речь, выполняют пунктуационный и синтаксический разборы. Повторяют теоретический материал. Работают самостоятельно, в парах и микрогруппах.
169. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 Грамотно и каллиграфически правильно пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Самостоятельно работают.
170. Работа над ошибками. Обобщение изученного в 5 классе 1 Умеют исправлять допущенные ошибки, делают словесное или графическое комментирование, приводят примеры. Работают самостоятельно.