Презентация опыта Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности
Восьмой год я работаю по развивающей системе Л.В. Занкова. Работая по этой программе важно, считаю для себя, иметь хорошую методическую подготовку, энтузиазм, хорошо знать своих детей, владеть основами общей, возрастной и педагогической психологии, вместе с психологом грамотно выявлять склонности, интересы детей, наметить программу развития. Л.В. Занков так видел личность учителя начальных классов, работающего по его методике развивающего обучения:
Уметь выдержать паузу после формулировки вопроса – не мешать детям думать.
Не вести ребенка за руку в решении проблемы – дать поле свободы (Что думаете? Что скажете? Что молчите?)
Уметь организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказываться по своей инициативе.
Считаться с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если у детей вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.
Уметь радоваться ошибкам детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
Владеть активными методами и формами работы ( игровая, театрализованная, тренинги), так как они эффективны для развития творческого потенциала детей.
Владеть нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т.д.).
Уметь снять напряжение, раздражительность. Уметь сосредоточить внимание, увлечь работой.
Уметь быть равноправным партнером, избегая роли лектора.
Уметь видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что учитель видит их достоинства независимо от учебных успехов.
Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.
Уметь поощрять детей к свободному проявлению чувств.
Стремиться поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умение видеть и ценить индивидуальность друг друга.
Не злоупотреблять оценками и оцениваниями.
И это его видение для меня в работе очень близко и понятно.
Очень важно, что бы на уроке дети могли наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, группировать, проводить аналогии, чтобы был организован поиск, чтобы был высокий уровень трудности, но с соблюдением меры, работа направлена на осознание детьми знаний. Воспитание на уроке идет косвенно, незаметно, идет единство знания, развития и воспитания.
При изучении грамматики по системе Л.В. Занкова используются богатые возможности для развития школьников. Согласно программе начиная с 1-го класса, школьникам дается значительный объем теоретических сведений по грамматике. Вводятся термины и определения таких частей речи, как имя существительное, глагол, имя прилагательное. Кроме того, вводятся ряд других грамматических понятий: корень слова и однокоренные слова, речь, текст, предлоги, приставки и др.
Существенно отличаются упражнения в учебнике, составленные на принципиально новой основе. Прежде всего следует указать на большое отличие в объеме словарного материала. Чтоб ученики могли усвоить словарную орфографию на действительно грамматической основе, т.е. путем осмысления языковых соотношений и их общения, а не путем заучивания правописания определенных слов.
Упражнения отличаются и по характеру заданий. Каждое упражнение представляет своего рода задачу, над решением которой нужно думать. Главная роль при этом отводится сравнению языковых фрагментов, т. е. такому приему, который в наибольшей степени стимулирует умственную работу школьников. Учащиеся должны оперировать в упражнениях различным грамматическим материалом, что способствует лучшей дифференциации знаний, осмысливанию связей между отдельными знаниями и их систематизации.
Учитель начальных классов обязан научить детей решать задачи и уравнения, писать грамотно диктанты овладеть техникой правильного обозного беглого чтения. Но у него есть святой долг перед учениками – разбудить, родить их душу, все их лучшие чувства. Ведь ум, туго набитый знаниями, как кошелек с деньгами, в сочетании с пустым сердцем – это опасная вещь, как говорил А. Райкин. Как не вспомнить мудрые слова, что если появляется пустота, то ее тут же заполняет бездуховность, жесткость.
Именно урок чтения в начальной школе – это то поле деятельности, где мы можем повлиять на душу ребенка.
Урок чтения в системе Л.В. Занкова – не тот урок, на котором руководствовались категоричной установкой: читать не менее 30 минут и т.д., а урок, на котором присутствуют эмоциональные переживания, где дети сопереживают, сострадают, они живут, работают не только ум, но и чувства! «Живое слово» З.И. Романовской – это подарок, это клад, это праздник. Как замечательно подобран материал для чтения. Все произведения дают пищу уму и сердцу, это действительно живое слово.
Уроки математики построены на принципах творческого овладения учебным материалом, проблемных вопросах, на задачах повышенной трудности, а богатый геометрический материал помогает развивать пространственное воображение, дает возможность вычленить из общего частное. Особенность программы по математике дает возможность для групповой, коллективной работы, когда включаются в нее и самые слабые учащиеся.
Дети выполняют задание не однообразным способом, а тем, кому какой посилен. На таких уроках появляется возможность раскрыть технология процесса познания, процесса умения, с помощью товарищей установить при этом причины ошибок, создаются условия для выработки навыка учиться, тем временем создаются условия для развития наблюдательности, мышления, воли и чувств удовлетворения от труда познания. Постепенно идет накопление знаний и умений.
Дети используют знания, полученные из различных источников, что является немаловажным умением в овладении знаниями.
Внимание детей обращается на взаимосвязь изучаемых тем. Переключение с одной темы на другую снимает усталость у детей и повышает их интерес к учению. Уроки проходят живо. Дети работают с увлечением.
Более богатое содержание и иное его построение, необычный методический аппарат позволяют нам решать многие проблемы современной школы. Мне удается обучать детей, не подавляя, не тормозя их развитие, а несколько опережая его и тем самым, подтягивая каждого до наивысшего в данный момент уровня развития его возможностей.
С огромным интересом занимаются «занковцы» на уроках окружающего мира: это и походы Магеллана, геоцентрическая и гелиоцентрическая система построения мира, природа Европы и Азии, наша Чувашия. Здесь много интересных вопросов, кроссвордов, тем. Это интегрированный курс, который представляет детям широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.
Первые наши «занковцы» в настоящее время учатся в восьмом классе. После окончания 4 класса 7 человек из 9 поступавших стали гимназистами ЯНГ, 5 человек успешно занимаются в математическом классе нашей школы.
В настоящее время я занимаюсь по системе Л.В. Занкова со вторым набором. Ребята с увлечением занимаются по данной программе. И результаты административных контрольных работ, техники чтения, результаты четвертей и за год радуют нас. Ведь в эти классы мы не проводим отбора, а дети в работе добиваются неплохих результатов.
Над проблемой «Развитие познавательной активности и устной речи учащихся» я работаю восемь лет. Именно развивающая программа Л.В. Занкова во многом помогает мне в работе над этой проблемой.
Неоднократно мною были даны открытые уроки, как для учителей района, так и во время проведения семинаров Республиканского института образования в нашем районе.
Не раз выступала на кустовых, районных методических объединениях о развивающей системе Л.В. Занкова. Целью моих выступлений было заинтересовать учителей района данной развивающей программой.
Мною разработана авторская программа «О прекрасном и красивом», дополнена и доработана программа факультатива «Шедевры русской живописи»
Каждый урок стараюсь построить так, чтобы ребята могли сделать для себя маленькое научное открытие. Ребята с удовольствием принимают участие в научно-практических конференциях. Так в 2005-2006 учебном году ребята выступили на школьной научно-практической конференции со следующими работами:
«Газете «Знамя труда» - 70 лет»;
«Фенологические наблюдения за колорадским жуком»;
«Рыбы нашего пруда»;
«Производство керамического кирпича»;
«Священные животные Чувашии»;
«Города Чувашии».
Все они были удостоены первого места.
С этими же работами ребята выступили на четвертой районной научно – практической конференции «Будущие лидеры Отечества» и получили дипломы участников.
Наши ребята с удовольствием занимаются учреждениях дополнительного образования. Они посещают такие кружки и секции:
Клуб «Книгочей»;
Творческое объединение «Выразительное чтение»;
Танцевальный кружок;
Секция САМБО;
Секция «Теннис»;
Секция «Футбол»;
Музыкальная школа;
Вокальный кружок»;
Легкая атлетика;
Каратэ.
Члены творческого объединения «Выразительное чтение» принимают участие во многих районных и республиканских мероприятиях в составе приветственной группы: при открытии модельных библиотек, на общерайонном родительском собрании, на митингах в честь Дня Победы и т.д.
Спортсмены класса защищают честь класса, школы. Лучший капитан футбольной команды среди четвертых классов Вова Рыбкин учится в нашем классе. А теннисистка Валя Кокоринова не раз принимала участие в республиканских, Российских соревнованиях. В этом году она ездила в Нурлак (Республика Татарстан), где проходили соревнования теннисистов России и ближнего зарубежья. Ядринская команда, в составе которой была и ученица нашего класса Валя Кокоринова, заняла одиннадцатое место.
Большое значение придаю работе с родителями. Ведь все начинается с семьи. Родительские собрания, индивидуальные беседы, посещения на дому, уроки для родителей, спортивные соревнования и конкурсы между родителями и детьми – все это направлено на сближение семьи и школы.
15