Технологическая карта урока истории в 5 классе на тему Вторая война Рима с Карфагеном 218-201 гг. до н.э.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза П.И. Захарова
с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области
Технологическая карта урока истории
Тема: «Вторая война Рима с Карфагеном «218-201 гг. до н.э.».
Класс: 5
Учитель: Тагильцева Л.Н.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Дата проведения: 26.03.2015 года
Цель урока: выявить причины, характер, особенности, последствия войны Рима с Карфагеном.
Задачи:
образовательная: изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена
воспитательная: воспитание таких личностных качеств, как смелость, храбрость, смекалка(на примере полководца Ганнибала).
развивающая:развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, делать выводы и обобщения, развивать речевые способности.
Планируемые результаты:
Личностные: (личностные УУД)
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.
Предметные: (знания, умения, представления)
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Используемые технологии: проектный метод, обучение в сотрудничестве, ИКТ, проблемно-диалогическая.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.Средства обучения: Компьютер и мультимедийный проектор, экран, карта "Вторая Пуническая война", презентация «Вторая война Рима с Карфагеном «218-201 гг. до н.э.», http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-rim/vtoraya-voyna-s-karfagenom?seconds=0&chapter_id=908 «Интернет-урок».
Этапы Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегосяФормируемые УУД
Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников. - Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением займите свои места. Ученики приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневников и т.д.
Регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность
Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству,
оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности «Включение» в учебную деятельность Настраивает ребят на активную работу на уроке:
- Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление в 365г. до н. э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе (Презентация, приложение №1)
Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. А ещё как можно прославиться?
Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос.
Высказывают своё мнение, слушают своих одноклассников Личностные:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
Познавательные: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровнеЭтап актуализации и пробного учебного действия Актуализация опорных знаний и способов действий Проверяет домашнее задание:
индивидуальная работа
- фронтальная работа:
учитель называет событие, учащиеся должны поднять карточку с соответствующей датой
Решение задачи. Римский историк Тит Ливии пишет: «Грозила война... а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шёл в кабалу за долги».
а) почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?
б) Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме? 2 учащихся работают по карточкам (приложение №2); 2-е - у доски работают с терминами, 2-е – в рабочих тетрадях (1уч. №62, 2уч. №63);
учащиеся слушают учителя и поднимают карточку с соответствующей датой
Коллективно решают задачу, отвечают на вопросы Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные:
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоить; осознание качества и уровня усвоения
Осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Этап выявления места и причины затруднения Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей Учитель озвучивает проблему:
Почему Ганнибал, не проиграв на территории Италии ни одного сражения, не смог завоевать Италию?
Слушают и осмысливают проблемную ситуацию
Определяют место затруднения, определяют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Этап построения проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации Совместно с детьми составляет и утверждает план работы
Физкультминутка
Потянулись к солнышку.
Мы – боксеры (движение боксеров)
Мы – штангисты (движение штангистов)
Бегуны и футболисты.
Мы плывем через моря
Всюду есть у нас друзья.
Головою 3 кивка.
Ручки за спину «завели»
Голову подняли выше и легко-легко подышим (глубокий вздох и выдох)
Тихо сели и вновь за дело.
Делит класс на группы
Перечисляет, что по теме должны знать и уметь учащиеся:
Какими личностными качествами обладал полководец Ганнибал?
Почему, несмотря на превосходство карфагенской армии, римляне победили? Роль диктатора Квинта Фабия Максима и стратега Сципиона в этой победе.
Сообщает цель урока и задачи для групп:
1 гр. Подготовка Ганнибала к войне с римлянами
2 гр. Переход Ганнибала через Альпы
3 гр. Победы и поражение армии Ганнибала
4 гр. Значение победы римлян Совместно с учителем составляют план работы
Слушают, участвуют в беседе
Отвечают на вопросы
Получают карточку с заданием (приложение № 3) Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами
Этап реализации построенного проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще Корректирует и контролирует
работу в группах, стимулирует познавательную деятельность
Составляют план работы, распределяют роли, работают с материалом параграфа 47, стр.216-220
Обсуждают материал,
проводят исследования Коммуникативные: организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
Познавательные: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; классифицировать(группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач, включение в «тренировочную» деятельность Слушает выступления по плану:
-что должны были сделать
-полученные результаты
-предварительные выводы
Задает вопросы докладчикам
Выступают по заранее обговоренному алгоритму (плану)
Отвечают на вопросы учителя Познавательные:находить(в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне
Регулятивные: планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью
Коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков Организует самостоятельную работу и предлагает учащимся вспомнить, как она оценивается.
Предлагает выбрать уровень заданий.
Необходимый уровень:
отметить соответствующими цифрами на ленте времени следующие даты и подписать их: 218 г. до н.э., 216 г. до н.э., 202 г. до н.э.
Повышенный уровень:
посчитать, сколько лет назад началась Вторая война Рима с Карфагеном
Повышенный уровень:
написать даты событий пунической войны в летоисчислении по римскому календарю и события, которые связаны с этими датами
Организует самопроверку по эталону Применяют знания на практике
Перечисляют критерии оценивания (необходимый уровень – «3», повышенный уровень – «4», максимальный уровень – «5») либо знакомятся с ними в карточках (приложение №4)
Выполняют задания на листах.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (приложение №5) Регулятивные: находить и исправлять ошибки
Коммуникативные: корректировать своё мнение под воздействием контраргументов
Познавательные:сравнивать свои знания по определённым критериям, выявлять пробелы
Этап включения в систему знаний и повторения Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса Предлагает задания:
- показать на карте город Карфаген
- расставить условные обозначения на плане «Битва при Каннах»
- показать на карте место последнего сражения Ганнибала
Закрепление материала на сайте http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-rim/vtoraya-voyna-s-karfagenom?seconds=0&chapter_id=908Решение тестов-onlineHYPERLINK "http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-rim/vtoraya-voyna-s-karfagenom?seconds=0&chapter_id=908"http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-rim/vtoraya-voyna-s-karfagenom?seconds=0&chapter_id=908 Выполняют задания учителя на повторение изученного материала Познавательные:поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей
Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Помогает обобщить данные и сформулировать выводы, предлагает составить синквейн по пройденной теме
Оценивает деятельность на уроке в соответствии со своими записями и карточками учащихся
Предлагает разноуровневое домашнее задание с элементами выбора, творчества:
- необходимый уровень: § 47, вопросы к теме, контурная карта
- повышенный уровень: прочитать в романе А.И. Немировского о походе Ганнибала через Альпы и рассказать одноклассникам
- максимальный уровень: изготовить макет осадных орудий римлян или подготовить групповой макет «Осада Карфагена» Обобщают изученное,
составляют синквейн:
Ганнибал
Смелый, храбрый
Захватывал, воевал, побеждал
Победная тактика римлян
Рим – хозяин в Западном Средиземноморье! Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли
Личностные: самоопределение,
формулирование своего понимания, высказывание свей позиции, видение, оценка факта относительно своего видения
Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, умение анализировать и обобщать факты; перенос знаний в новые условия,творческое применение умений
Приложение №2
Карточка №1
Первая Пуническая война закончилась в 241 году до н.э. Вспомните, сколько лет она продолжалась, сосчитайте, в каком году она началась.
Карточка №2 По преданию Карфаген был основан в 814 году до н.э. А когда был основан Рим? Сосчитайте, сколько лет прошло между этими событиями?
Приложение №3
Группа №1
Прочитать стр. 216 § 47 и подготовить сообщение на тему: «Подготовка Ганнибала к войне с римлянами»
Группа №2 Прочитать стр. 217 § 47 и подготовить сообщение на тему: «Переход Ганнибала через Альпы»
Группа №3 Прочитать стр. 218-219 § 47 и подготовить сообщение на тему: «Победы и поражение армии Ганнибала»
Группа №4 Прочитать стр. 220 § 47 и подготовить сообщение на тему: «Значение победы римлян»
Приложение №4
Необходимый уровень «3»:
отметить соответствующими цифрами на ленте времени следующие даты и подписать их: 218 г. до н.э., 216 г. до н.э., 202 г. до н.э.
Повышенный уровень «4»:
посчитать, сколько лет назад началась Вторая война Рима с Карфагеном
Повышенный уровень «5»:
написать даты событий пунической войны в летоисчислении по римскому календарю и события, которые связаны с этими датами
Приложение №5
Алгоритм самооценки: 1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Отметка -