Конспект урока истории на тему Вторая война Рима с Карфагеном
Вторая война Рима с Карфагеном
Цели урока:
изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена; развитие воображения и логического мышления;
воспитание таких личностных качеств, как смелость, храбрость, смекалка (на примере полководца Ганнибала).
Оборудование: учебник, кроссенс, презентация, раздаточный материал
Ход урока
Добрый день, ребята! Надеюсь, что вы станете сегодня моими помощниками. Урок хочу начать с загадки, а вы попробуйте отгадать ее.
«В честь Реи Сильвии и Марса назвали город, до сих пор он есть, и в древности и в наше время жить там для большинства порой большая честь».
Верно,это Рим. Мы с вами продолжаем разговор о замечательном государстве под названием Древнейший Рим.
Давайте освежим в нашей памяти, изученный нами материал. Перед вами кроссенс. Попробуем определить его тему, и логические взаимосвязи.
Мы изучили немало терминов по истории Древнего Рима, предлагаю вспомнить некоторые из них, разгадав ребусы.
Сенатор
Консул
Ликтор
Дайте определение данным терминам.
Объяснение нового материала
Хорошо, ребята. Вам известно, что римляне хотели завладеть Сицилией, но против был город Карфаген. Что бывает в таких ситуациях?
Верно, война. Началась вторая война Рима с Карфагеном, о которой мы сегодня поговорим.
Запишите тему урока «Вторая война Рима с Карфагеном».
Наполним корзину задач нашего урока проблемным вопросом «Почему полководец Ганнибал, не знавший поражений, проиграл войну Италии?»
Причиной Второй Пунической войны по – прежнему остаётся агрессивная политика Рима и Карфагена. Римляне стремились стать единственными хозяевами всего Западного Средиземноморья, на их пути был город Карфаген. Карфаген готовился к новой войне. Карфагенские рабовладельцы, стремясь вознаградить себя за потерю Сицилии и других территорий, захватили значительную часть Испании. Здесь они собрали большую армию, во главе которой стоял полководец Ганнибал.
Я предлагаю вашему вниманию видеоматериал о этом полководце и о ходе войны. Перед вами конвертики с событиями этой войны, расположите их в хронологической последовательности, слушая и просматривая фильм.
Вопрос: какими личностными качествами обладал Ганнибал? Обсуждение ответов.
В какой последовательности вы расположили события?
Физпауза (гимнастика для глаз под музыкальное сопровождение «Итальянская полька» С.Рахманинова) .
Закрепление.
Ребята, перед вами интерактивный плакат, по которому очень просто рассказать ход и последовательность событий войны Рима с Карфагеном. Попробуем.
Итак, ребята, Ганнибал с меньшими силами окружил и уничтожил численно превосходящую римскую армию. После битвы при Каннах карфагеняне были уверены в скором окончании войны, считая, что римляне пойдут на выгодный для карфагенян мир.
Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но римские военачальники сменили тактику: они перешли к изматыванию противника, не ввязывались в большие сражения. Войско Ганнибала редело. Местные жители перестали его поддерживать, так как воины Ганнибала грабили захваченные территории. Полководец Сципион предложил высадиться в Карфагене и начать там боевые действия. Это заставило Ганнибала вернуться назад. В 202 г. близ города Зама, к югу от Карфагена, армия Ганнибала была разбита. Могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в Западном Средиземноморье.
Возвращаемся к корзине задач.
Почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, все же проиграл войну?
а) Местное население, кроме галлов, не поддержало Ганнибала.
б) Римско-итальянский союз устоял.
в) Рим укреплял свои силы, а положение Ганнибала ухудшалось.
г) Правители Карфагена не спешили с помощью, они боялись, что Ганнибал захватит верховную власть в Карфагене.
Итак, ребята, каковы были результаты Второй Пунической войны?
Она завершилась победой Рима над Карфагеном.
Какой можно из этого сделать вывод?
Рим в результате Второй Пунической войны стал самым сильным из средиземноморских государств.
Рефлексия : ребята, выполним упражнение «Плюс-минус-интересно»
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным, В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Д/з. п.47, 1 гр.– кроссворд по теме ( 7 заданий)
2 гр. – синквейн «Ганнибал»
Оценивание учащихся
Резерв
Первая пуническая война закончилась в 241 году до н.э. Вспомните, сколько лет она продолжалась, сосчитайте, в каком году она закончилась.
По преданию Карфаген был основан в 814 году до н.э. А когда был основан Рим? Сосчитайте, сколько лет прошло между этими событиями?
15