Конспект урока по литературному чтению в 4 классеТема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»
Конспект урока по литературному чтению в 4 « А» классе
Подготовила и провела Л.П.Луговая 22/11/2013
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»
Цели:
а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
г)работать над навыками выразительной речи; прививать любовь к чтению.
д)учить работе с текстом;
е)учить учащихся выделять главное и составлять интеллектуальную карту урока;
ж)учить анализировать содержание сказки и поступки героев;
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, инсценирование, выразительное чтение отрывков.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, интеллектуальные карты учащихся, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»
Оборудование: презентация о биографии А.С.Пушкина, репродукция картины «Царевна Лебедь», аудиозапись «Полёт шмеля», мультимедиа, проектор, выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, начать урок литературного чтения я бы хотела словами английского философа, историка, политического деятеля, Френсиса Бекона
«Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
- Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней. О каких ценностях идёт речь? ( О сказках)
2.Введение в тему
-Послушайте отрывок в исполнении Князевой Эвелины (Звучит музыка «В гостях у сказки»)
У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
- Кто написал эти строки? Какое произведение начинается этими строками?
3. Вступительное слово учителя «А.С.Пушкин – солнце русской поэзии» Поэзия А.С. Пушкина – с детства входит в жизнь каждого из нас.
« Пушкин … давно принадлежит миру. Он как солнце, которое встаёт над каждой страной - раньше или позже», так сказала известная болгарская поэтесса Элисавета Багряна.
А сейчас предоставим слова ребятам, что нового они узнали о Пушкине.
Маликов Айдар - Пушкин не разделял своих читателей по возрасту, писал, так что был понятен и доступен для всех. Он понимал, что причина не в возрасте, а в душевном развитии человека. Просто для каждого возраста есть свой уровень понимания, своя глубина, нужно только, чтобы читатель был чуточку одарён поэтическим чутьём.
Решетников Владимир - А.С.Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат народные сказки.Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С.Пушкина.
3). Тростинская Анастасия - Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Проходят годы, а любовь к творчеству А.С.Пушкина становится всё крепче.
Едва за книгой руку протянуИ пушкинские разверну страницы –Забыто все, я у него в плену,И тихая беседа наша длится…
Вывод учителя: - Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке литературы?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».
4.Тема урока: Сегодня мы займёмся анализом сказки А.С.Пушкина, отметим особенности литературной сказки, составим интеллектуальную карту по сказке.
5. Анализ сказки
«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 182 года. Она основана на сюжете народной сказки- первоистчнике «По колено ноги в золоте».
-Назовите сказочные приметы.
(Зачин, присказка, троекратные повторы, волшебные предметы и действия, концовка).
Зачин (Давайте посмотрим выступление ребят)
(Ответ: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком) Присказка
(Ответ: Я там был, мед, пиво пил-
И усы лишь обмочил). Повторы
(Ответы: а) Три раза к острову Буяну
приставали корабельщики
б) Три раза князь Гвидон, превращаясь летал к отцу царю Салтану (в комара, в муху, шмеля).
в) Три чуда (белка, которая пела песенки и грызла орешки; тридцать богатырей с дядькой Черномором, царевна Лебедь).
г) Три сестры и их желания.
Волшебные предметы и действия: (Ответы: возникновение города златоглавого, царевна Лебедь, превращения князя Гвидона, белка волшебная, тридцать витязей прекрасных).
Концовка
(Ответ:Я там был, мед, пиво пил- И усы лишь обмочил).
6.Выборочное чтение сказки
Пушкин придумал характеры своим героям, поступки
-Приведите примеры героев, где был показан их характер.
1.В кухне злится повариха (злость)
2. Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене. ( зависть)
3.Ввек тебя я не забуду;
Отплачу тебе добром
Сослужу тебе потом…(благодарность)
7. Почему произведение называют сказкой? -Что такое сказка? (Сказка – это рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить. В ней происходят чудеса) - Как вы думаете, для чего нужны чудеса?
(Чтобы исполнять желание, мечту)
- Какие чудеса описаны Пушкиным в сказке?
Одно из чудес – это превращения Гвидона. В кого он превращался, чтобы навестить отца? (зачитать отрывок)
Вам нравится сказка? Вот и композитору Николаю Римскому Корсакову она понравилась. К 100 летию А.С.Пушкина он написал оперу – сказку. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане» - одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы, музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно.
8. Сейчас послушаем отрывок из оперы «Полёт шмеля» и немного отдохнём, сделаем физминутку.
- Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и с закрытыми глазами последите за полётом шмеля. Это поможет расслабиться.
Опера Н.А.Римского-Корсакова является одной из популярных опер композитора. Она была поставлена во многих российских и зарубежных театрах. Среди постановок можно отметить спектакли в Москве, Петербурге, Барселоне, Милане, Софии, Мюнхене, Берлине.
9.Продолжение работы по сказке
- Какие ещё чудеса происходят в сказке? Кто охраняет город?
(тридцать три богатыря) (Выразительное чтение Коноваловой Анастасии)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идёт там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор.
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить
И той стражи нет надёжней,
Ни храбрее, ни прилежней.
- О каком прекрасном чуде рассказывает нам сказка А.С.Пушкина? (Прекрасная Царевна Лебедь)
Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина, декорации и костюмы к опере Н.А.Римского – Корсакова создал великий художник Врубель. Одна из самых известных картин «Царевна Лебедь»
Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный. Царевна – Лебедь на картине художника необыкновенно красивая – действительно «красота неописанная» сказочных царевен. В волнах мерцающего, бурлящего моря происходит чудо – превращение. На наших глазах сказочная птица превращается в загадочную красавицу. Живопись М.Врубеля воплощает музыку сказочного чуда и полет человеческой мечты.
- Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)
Есть ещё одно чудо в сказке - белочка.
Под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе.
10. Характеристика героев
Кого из героев можно назвать положительными, а кого отрицательными?
- На примере этой сказки мы ещё раз убедились в том, что добро побеждает зло.
- Добро и зло живут только в сказках? К сожалению, не только. Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло? Можно ли назвать эти понятия неизменными, вечными? Любовь к сказкам, в том числе и к сказкам А.С.Пушкина, любовь к музыке, живописи, ко всему прекрасному. И желание человека сделать этот мир прекрасным, свободным от зла, счастливым.
Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. Вы мне верите?
11. Поиграем в игру «Верю, не верю»
Отвечая на мои вопросы, вы должны поставить, + если вы мне верите, а - если не верите.
Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)(указ)
Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)
Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)
Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.(+)
Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)
Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)
О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (от корабельщиков)
Гвидон трижды летал к Салтану. (+)Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)- 5, + 4 Молодцы!
12.Продолжи фразу:
Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
…(Вышиб дно и вышел вон)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
… (На раздутых парусах)
13. Подведение итога урока
Особенности литературной сказки:
Есть автор
Может быть и не быть счастливого конца;
Герои имеют характер, они не просто добрые или плохие, они могут быть сварливыми или наоборот кроткими, тихими;
Герои поступают согласно своим принципам;
Литературная сказка основывается на сюжете народной сказки;
Автор воплощает, какую т свою цель, сказка обязательно чему - то учит, может быть от чего - то предостерегает.
Авторские сказки могут быть прозаическими, поэтическими, сказками – пьесами.
14.Составление интеллектуальной карты
15.Релаксация. Информационный анализ урока.
Чему учит эта сказка?
Что запомнилось вам больше всего?
Что я узнал… Чему вы научились, работая сегодня на уроке?
Что вы могли пожелать такого, чтобы всем стало хорошо и весело?(Ответы детей.)
И правда от ваших пожеланий стало теплей и светлей вокруг. Я надеюсь, что мы сможем без всякой волшебной силы выполнить все пожелания. И наши мечты превратятся в явь, если только будем по-доброму относится к друг другу, помогать друг другу и бережно относиться друг к другу.
Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но открыли для себя что – то новое.
16.А закончить наш урок я хочу стихами.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45…
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
17. Д/З Выучить наизусть отрывок из сказки;
Нарисовать иллюстрацию;
Спасибо за урок!