Упражнение в соглосовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.















Конспект логопедического занятия
по коррекции нарушений письма и чтения,
обусловленных недоразвитием речи системного характера.
3 классе для детей с ОВЗ (ЗПР).





Лексическая тема: Профессия «художник».
Грамматическая тема: Упражнение в согласовании имени прилагательного с именем существительным.







Выполнила: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Кононова Ирина Михайловна
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 83»
г. Ярославля
















Логопедическое занятие в 3 классе для детей с ОВЗ (ЗПР).
Занятие по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных недоразвитием речи системного характера.
Лексическая тема: Профессия «художник». Грамматическая тема: Упражнение в согласовании имени прилагательного с именем существительным.
Цель: Формирование системы словоизменения имен прилагательных.

Задачи урока: Образовательные
1.Закрепить навык согласования имен прилагательных и именами существительными в устной и письменной речи.
2. Закрепить навык фонематического анализа слов.
3. Закрепить умение устанавливать логические и грамматические связи слов в предложении.
Развивающие
1. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
2. Развивать мыслительные операции
Воспитательные 1. Воспитывать интерес к учебной деятельности через игровые приёмы, стимульный материал и эмоционально-яркие образы.
2. Формировать положительное отношение к людям разных профессий.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Коррекционные
1. Развитие слухового внимания и памяти
2. Формирование правильного звукопроизношения
3. Развитие связной речи
4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
5. Формирование личностных УУД.
Оборудование урока: карточки с заданиями, предметные картинки, полоски цветной бумаги, цветные карандаши, компьютерная презентация, мячик.
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте ребята! На логопедических занятиях мы учимся правильно произносить звуки и отображать их на письме, а так же учимся правильно излагать свои мысли.
I этап. Повторение пройденного.
1.Артикуляторная гимнастика. «Заборчик-хоботок», «Пулемёт» и т.п. Уточнение артикуляции звуков[ р] [ р` ]. Вызывание правильных звуков [ р] [ р` ].
Повтори за мной: ра-ру-ры, ре-рю-ря.
2. Повторение чистоговорок, аутотренинг:
Рок-рок-рок – начинается урок.
Ять-ять-ять – получу сегодня пять.
Ать-ать-ать – не забуду я рычать.
3. Развитие фонематических представлений.
Вспомните и назовите слова со звуками [ р] [ р` ].
р


В начале слова
р


В середине слова
р


В конце слова

Карандаш получит тот, кто правильно назовёт слово. Обучающиеся получают красный, синий и зелёный карандаши.
II этап. Основной.
1.Формулировка лексической темы урока.
Выделите из названия предмета звук, указанный цифрой. Из звуков составь слово.
Петух 5, утюг 1, дом 1, бочка 2, жук 1, нитки 1, лиса 2, краски 1.











5
1
1
2
1
1
2
1





Показ предметной картинки


























2. Составление звуковой схемы слова. Выделите каждый звук из слова и обозначьте его цветом13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Слоговая структура слова.
3.Актуализация знаний обучающихся по теме «художник».
- Кто такой «художник»? (Художник – человек, который творит в области изобразительного искусства. График, скульптор.)
- Какие использует инструменты и материалы?



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








- Где мы можем видеть работу художника? (Показ оформления книг, коробки конфет и т.п.)



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




- Как стать «художником»? (Закончить художественное училище, академию)
4. Развитие лексико-грамматического строя речи. Введение в активный словарь слов: «художник», «палитра», «мольберт», «пейзаж», «портрет», «натюрморт».
Составьте предложение со словом «художник». Контроль над звукопроизношением учащихся.
5. Упражнение в словообразовании.
Образуйте однокоренные слова от слова «рисовать», используя приставки на- , по-, (Нарисовать, порисовать, подрисовать, пририсовать,)
Контроль над звукопроизношением учащихся.

6. Динамическое упражнение с мячом.
Придумай имя прилагательное, обзначающее цвет, размер и т.д., подходящее по смыслу и грамматически к существительному.
Яблоко – красное, земля – коричневая, бабочка - ,
Уголь - , апельсин - , роза - ,
Клубника - , глина - , лиса - .
7. Составление алгоритма выбора окончания прилагательного на примере задания №6.
-Найти имя существительное, от которого задаём вопрос к имени прилагательному.
-Задать вопрос.
-Послушать, какое окончание в вопросе.
-Такое же окончание употреби у имени прилагательного.
III этап. Закрепление пройденного.
Формирование временных представлений.
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Какие ещё названия времён вы знаете?
Расставить карточки с названиями времён года по порядку.
- Представьте, что вы художники. Какие краски вам понадобятся, чтобы нарисовать зиму? Осень? Лето? Весну? (Учащимся выдают полоски цветной бумаги).
Анализ выбора цвета. Контроль за грамматической связью слов в словосочетаниях.
Межпредметные связи.
Знакомство с произведением И.Левитана «Март», Н.Сладкова «Голубая пора. Март».
Компьютерная презентация. Найдите среди фотографий картину известного художника. Анализ ответов детей. Беседа по картине.
































Можно включить видео.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на этом сайте подробный рассказ о картине Исаака Левитана «Март»



Работа с деформированным текстом.
Вставь пропущенные окончания имен прилагательных. (Напомнить алгоритм)
___________________________________________________________

Март.
У каждого месяца свой цвет. Январь – бел , июнь – зелён ,а вот март – голуб .
Голуб небо, снега голуб . На снегах тени, как син
молнии. Голуб даль, голуб льды. Голуб на снегу следы. Первые голуб лужи и последн голуб

сосульки. Весь мир голуб !
_________________________________________________________

Взаимопроверка, работа в паре. Исправление ошибок ( «Помощь друга»)
Давайте подведем итог.
Вариант1
-От какого слова будем задавать вопрос к прилагательному?
-От существительного.
-Внимательно послушать окончание в вопросе для чего?
-Чтобы такое же окончание написать у прилагательного.


Вариант2 (если группа достаточно сильная, можно в парах)
Расставьте по порядку действия, которые должен выполнить ученик, чтобы написать правильно безударное окончание прилагательного. Выдаются разрезные карточки.

-Найди существительное, от которого задаём вопрос к прилагательному.


-Задай вопрос.


-Послушай, какое окончание в вопросе.


-Такое же окончание напиши у прилагательного.



Правильно. Молодцы. А теперь представьте, что вы находитесь в музее, перед полотном великого художника, а друг остался дома. Вы ему пишите сообщение и хотите передать свои эмоции от увиденного. Вставьте пропущенные имена прилагательные.





_________________________________________________________

Художник нарисовал ____________ лес, ______________ поле, ___________________солнце и ________________ небо. Картина получилась __________________!

_________________________________________________________

Чтение получившегося текста. Выбор удачных речевых оборотов. Оценивание.
IV этап. . Рефлексия.
- Кто легко справился с заданиями?
- Кому было сложно?
- Что помешало выполнить правильно задания?
Творческое домашнее задание: Вы хотите поработать художниками? Попробуйте оформить коробку шоколадных конфет «Белочка».
Спасибо за работу.