Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Дифференциация звуков [ш]-[щ] и букв Ш–Щ в словах и предложениях»


Урок по логопедии для детей, имеющих нарушение письма,
обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 2 класс.
«Дифференциация звуков [ш] - [щ] и букв Ш – Щ в словах и предложениях».
Тема: Дифференциация звуков [ш]-[щ] и букв Ш – Щ в словах и предложениях.
Цели:
Учить различать звуки [ш]-[щ] и буквы Ш-Щ в словах, предложениях.
Тренировать в составлении слов из букв.
Тренировать в составлении предложений.
Тренировать в подборе существительного к прилагательному.
Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
Развивать зрительную память, внимание.
Развивать тактильное восприятие.
Учиться объективно оценивать свою работу на уроке.
Оборудование: Экран, компьютер, проектор.
Ход занятия:
Организационный момент.
Игра «Будь внимателен», запомни движения друг друга.
(Дети стоят в кругу, ведущий показывает первое упражнение, второй повторяет упражнение ведущего и показывает свое, третий повторяет упражнение ведущего, второго ученика и показывает свое и т. д.)
Тема урока.
«Слово рассыпалось».
На экране написаны слова из букв. (щ-а-у-к, к-ш-р-а-ы, у-а-ш-б, щ-я-к-и, ш-ч-у-е-я, щ-н-е-о-к)
- Составьте слова из букв, прочитайте слова. Что вы заметили? (ответы: в каждом слове есть буквы ш и щ). Что вы знаете об этих звуках и буквах? (ответы детей). Чем мы будем заниматься сегодня?
3. Сосчитай буквы.
- Сосчитайте количество букв ш и щ. (На экране появляются буквы разного размера и шрифта, ребятам нужно найти и сосчитать сначала букву Ш, затем – Щ).
4. Логопедический тренажер.
- На экране появятся слова с пропущенными буквами ш и щ, нужную вставить букву Ш или Щ. (Все дети делают устно, один обучающийся подходит к компьютеру и вставляет буквы, остальные помогают).
5. Найди отличия. Составь предложения.
- Прочитай слова. Найди разницу в произношении, написании, значении этих слов. С каждым словом придумай предложения. (На экране появляются слова).
Чаша - чаща
Защита – зашито
Прошу – прощу
Укрощать – украшать
6. Составь словосочетания.
- Подбери по смыслу к словам из левого столбика слова из правого столбика и составь словосочетания.
пшеничная пещера
большая щенок
крошечное шерстка
очищенная пятнышко
шелковистая каша
пушистый овощи
7. Физ. минутка. Развитие тактильного восприятия.
Звучит подвижная музыка, дети танцуют, свободно перемещаются по классу, когда музыка останавливается, дети становятся друг за другом. Логопед на спине у последнего пальцем рисует букву, последний на спине у предыдущего и т.д. Первый – называет, какая буква нарисована на спине.
8. Составление предложений из букв, скороговорки (работа в парах).
- Ветер развеял листки, попробуйте собрать их по порядку цифр на каждом листочке. (на каждом листочке написана буква и цифра).
(Получаются скороговорки: Волки рыщут пищу ищут. В шалаше шесть шалунов.) Далее дети произносят скороговорки со звуками [ш], [щ].
9. Вставь в текст пропущенную букву Ш или Щ.
У …уры …еглова есть …енок. Его зовут …арик. …енок ута…ил …ётку под …каф. …ура и…ет …ётку.
- Проверь себя! (на экране появляется правильный вариант текста, дети сравнивают написанное с образцом).
10. Итог урока. Самооценка.
- Чем мы занимались с вами на уроке? (ответы детей)
- Подумайте и проанализируйте вашу работу на уроке. Легко или трудно вам было выполнять задания.
- Если вы считаете, что вы без труда справились со всеми заданиями, поднимите зеленую карточку.
- Если вы допускали некоторые ошибки при выполнении заданий, поднимите желтую карточку.
- Если вы испытываете трудности и вам нужна помощь поднимите красную карточку.
- Спасибо за урок! Молодцы!