Кроссворд на тему «Листья. Почему осенью листья желтеют и опадают»


Пояснительная записка
Ученье без размышления
есть потеря времени,
размышление без учения опасно. Конфуций (551 — 479 г. до н.э.)
Кроссворд - это задача-головоломка (англ. Crossword — пересечение слов) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.
Основная функция этой игры - вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти. Кроссворды могут быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями. Достоинство их заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, сознательный поиск в изучаемой области.
Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи.
Кроссворд можно разгадывать всем классом, а можно организовать работу в малых и больших группах, в парах.
Разгаданные кроссвордов поднимает настроение, помогает повторить домашнее задание перед фронтальным опросом или тестом, либо проверить усвоение материала в конце урока.
Детям нравится и самим составлять кроссворды. Но больше нравится придумывать вопросы к моим словам из кроссворда.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что он позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени, а так же умение продуктивно работать в группе.
Групповая работа нравится ученикам начальной школы. Но практика показывает, первые итоги её организации не совсем удачны (шум на уроке, медленный темп работы, неумение действовать совместно, слушать и слышать друг друга, не точное понимание задания и многое другое). Но это только на первых порах пока дети не запомнят, не поймут правила работы в группах, в паре. «Ведь групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы это самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей».
Для создания разнообразных кроссвордов я использую программу сайта http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html.
На его странице надо ввести через запятую или пробел не больше 20 слов, из которых нужно составить кроссворд. И компьютер предлагает множество вариантов кроссворда (с пустыми клетками и заполненными клетками). И мне остается придумать вопросы или подобрать загадки к словам.
Познание мира (2 класс, 20 урок)
Тема: Листья. Почему осенью листья желтеют и опадают.
                  7      
    10                    
                         
                9        
            4            
  5                      
                         
      2                  
                         
  3                      
                         
              8          
1                        
                         
  6                      
                         
 По горизонтали.
1.Как называются иголочки у вечнозеленых растений, например, у елочки?
3.Поставь слово лист в множественное число.
5.Явление природы осенью. Биологический процесс сбрасывания листвы растениями.
6.Что дает всему живому на земле свет, тепло?
9.Отгадайте загадку.
Придет в дом – не выгонишь,
А пора придет – сам уйдет.
По вертикали.
2.Без чего ничто живое на земле не проживет и нескольких минут?
4.Время года.
7.Антоним к слову тепло.
8.Какое слово пропущено? Ученье _, а не ученье тьма.
10. Синоним к слову жара.
                  7      
    10             х      
    т             о      
    е           9 л у ч и
    п      4     о      
  5 л и с т о па д      
    о       с            
      2     е            
      к     н            
  3 л и с т ь я          
      с                  
      л       8          
1 х в о я     с          
      р      в          
  6 с о л н ц е          
      д       т          
Использованная литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/04/28/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-metodika-ispolzovaniyahttp://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_na_temu_quot_ispolzovanie_krossvordov_kak_tip_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah-24342.htmhttp://odtdocs.ru/informatika/1104/index.html?page=5.http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html.