Рабочая программа по русскому языку 5 класс УМК под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Содержательные линии предмета.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.
Рабочая программа предполагает использование УМК «Русский язык» (авт. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.), издательство «Просвещение» 2012г.
Рабочая программа реализуется в течение 204 часов (6 часов в неделю), из них уроков развития речи 36 часов, контрольных работы 8 часов.
Структура курса русского языка в 5 классе.
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации
Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.
Значительное место в программе отводится повторению изученного в начальных классах, что позволяет решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
В рабочей программе выделены часы на уроки развитие речи. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность формирования навыков связной речи.
Раздел Кол-во часов, рекомендуемое примерной программой Кол-во часов в рабочей программе Обоснование внесённых изменений
Кол-во
часов
(всего) В том числе
развитие речи всего В том числе
р/р Введение. Язык- важнейшее средство общения 4 1 3 1 Повторение пройденного в 1-4 классах 20 3 21 3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 36 7 37 7 Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи 18 3 16 2 Лексика. Культура речи 10 2 10 3 Морфемика. Орфография. Культура речи 26 4 23 4 Самостоятельные и служебные части речи 1 1 Имя существительное 24 4 24 3 Имя прилагательное 16 4 16 4 Глагол 41 6 42 5 Повторение и систематизация изученного 8 2 6 1 Резервные уроки 5 Итого 204 36 204
Специфика предмета.
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.). Межпредметные связи в учебном процессе с изобразительным искусством, музыкой, иностранными языками обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Реализация программы предполагает использование технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающих технологий, ИКТ-технологий, игровых, групповых технологий, технологий развивающего, проблемного изучения, проектной деятельности.
Формы контроля знаний.
Формы текущего контроля знаний в 5 классе:
тест;
диктант / диктант с грамматическим заданием;
проверочная работа
комплексный анализ текста;
подробное, сжатое изложение;
сочинение
письменный ответ на вопрос;
устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
Формы промежуточной аттестации в 5 классе:
тест;
диктант с грамматическим заданием.
Перечень средств обучения
Основная литература
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012.
Методическое пособие для учителя:
1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009
2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007
Пособия для учащихся
1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б,Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010
2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009
3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009
4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010
Дополнительная литература
Дополнительная литература для учителя:
1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 5 класс/ Е.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2011
3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010
4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
5. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005
6. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010
7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
8. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005
9. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009
Пособия для учащихся:
1. Капинос, В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009
2. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007
Справочная литература
2. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996
6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005
6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991
8. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009
9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс
7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий
8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы
Интернет-ресурсы
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru4. Мир слова русского http://www.rusword.org5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
11. http://www.svetozar.ru/Календарно-тематическое планирование
Язык —важнейшее средство общения (2 + 1)
№
урока Тема Кол-во часов Программное содержание Требования к уровню сформированности компетенции Дата проведе-ния
1 Язык и человек. Язык и речь 1 Функции русского языка.
Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка.
Знать, чем отличается письменное общение от устного.
Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2 Общение устное и письменное 1 Устная и письмен
ная речь. Знать отличие устной речи от письменной.
Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; уметь определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации 3 (Р) Стили речи 1 Стиль речи.
Разговорный стиль, научный, художественный Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.
Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания Повторение изученного в начальных классах (18 + 3)
Тема Кол-во часов Программное содержание Требования к уровню сформированности компетенции 4 Звуки и буквы.
1 Буква.Звук.
Гласные и согласные.
Транскрипция.
Знать о различении букв и звуков, гласных и согласных; о несовпадении звучания и написания слов.
Уметь различать произношение и правописание; применять орфографическое правило, чтобы решить какой буквой обозначить тот или иной звук в слове. 5 Орфограмма 1 Орфограмма.
Опознавательные признаки орфограмм Знать понятие орфограммы; опознавательные признаки орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв.
Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки. 6 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 1 Проверяемая и непроверяемая гласная в корне слова. Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.
Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне. 7 Правописание проверяемых согласных в корне слова 1 Проверяемая и непроверяемая согласная в корне слова.
Способы проверки написания согласных букв в корне слова. Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне. 8 Правописание непроизносимых согласных в корне слова 1 Непроизносимая
согласная в корне слова Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова. 9 Буквы И, У, А после шипящих 1 Правило написания букв
И, У, А после шипящих Знать правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения.
Уметь объяснять орфограмму в слове (И, У, А после шипящих). 10 Разделительные Ъ и Ь 1 Правило употребления разделительных
Ъ и Ь.
Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь.
Уметь разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; 11 Раздельное написание предлогов с другими словами
1 Предлог.
Приставка.
Орфограмма-пробел,
Орфограмма-дефис.
Правило
раздельного написания предлогов со словами. Знать, в чем отличие предлога от приставки;знание правила раздельного написания предлогов со словами; знание правила дефисного написания предлогов из-за, из-под;
Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму — слитное и орфограмму — раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами. 12 (Р) Текст.Обучающее изложение. (По Г. А. Скребицкому) 1 Тескт.
Признаки текста.
Тема,основная мысль. Знать признаки текста.
Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план 13 Части речи. 1 Имя существительное, прилагательное, глагол, наречие.
Правило написания Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.
Знать определения частей речи. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи.
Знать об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.
Уметь различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам.
14 Глагол 1 Глагол как часть речи.
Морфологические признаки глагола. Знать, на какие вопросы отвечает и что обозначает глагол.
Уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени 15 -ТСЯ и -ТЬСЯв глаголах. 1 Правило написания -ТСЯ и –ТЬСЯ на конце глаголов. Знать опознавательный признак орфограммы -Ь: [ца] на конце глагола; способ определения написания. Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ; 16 (Р) Тема текста 1 Темы широкие и узкие.
Микротема.
Заглавие текста. Знание о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микро-темы).
Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы) 17 Личные окончания глаголов.НЕ с глаголами Спряжение глаголов, правило написания НЕ с глаголами.
Знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании НЕ с глаголами. Уметь выделять личные окончания глаголов; писать Е или И в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами; 18 Имя существительное 1 Имя существительное как часть речи.
Морфологические признаки имени существительного.
Правило употребления Ь после шипящих на конце слова у существительных.
Падежные окончания имен сущесивтельных. Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное, морфологические признаки существительного. Знать об употреблении и неупотреблении на письме Ь после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в ед. ч.
Уметь ставить вопросы к сущест-вительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного. Уметь правильно употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в ед.ч. 19 Имя прилагательное
1 Имя прилагательное как часть речи.
Морфологические признаки имени прилагательного.
Знать о прилагательном как о части речи.
Знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу).
Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными.
Уметь пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного. 20 Местоимение 1 Местоимение как часть речи.
Морфологичсекие признаки местоимения. Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов.
Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами. 21 (Р) Основная мысль текста 1 Тема и основная мысль текста Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия основной мысли текста.
Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; 22 Повторение материала по разделу 1 23-24 Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. 2 Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы) Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30 + 7)
№
урока Тема Кол-во часов Программное содержание Требования к уровню сформированности компетенции Дата проведе-ния
25-26 Синтаксис.Пунктуация 2 Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Функции знаков препинания. Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания. Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; уметь разграничивать знаки препинания по их функции 27 Словосочета-
ние 1 Слово и словосочетание.
Способы связи слов в словосочетании.
Главное и зависимое слово. Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.
Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависи-мое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь выделять словосочетания из предложений 28 Разбор словосочета-
ния 1 Разбор словосочетаний Знать порядок разбора словосочетания.
Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме 29 Предложение и
словосочетание 1 Признаки предложения .
Грамматическая основа.
Знаки завершения. Знать основные признаки предложения, знаки завершения. Понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего.
Уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; 30 Виды предложений по цели высказывания 1 Виды предложений по цели высказывания Знать виды предложений по цели высказывания.
Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно и интонационно их оформлять. 31-32 (Р) Сжатое изложение (В. П. Катаев) 2 Тема,основная мысль.
Способы сжатия текста. Знать способы сжатия текста.
Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст 33 Восклицательные предложения 1 Виды предложений по интонации. Пунктуационное оформление повествовательных и побудительных восклицательных предложений. Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудитель-ных восклицательных предложе-ний.
Уметь распознавать виды предло-жений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять 34 (Р) Устный анализ тем сочинений.Сочинение на свободную тему 1 Тема,основная мысль.
Широкая и узкая тема.
Стили речи. Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о стиле сочинения.
Уметь распознавать широкую и узкую тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему 35 Члены предложения.Главные члены предложения. Подлежащее 1 Грамматическая основа. Подлежащее.
Второстепенные члены предложения.
Знать, что составляет грамматическую основу предложения; способы выражения подлежащего; о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого.
Уметь разграничивать грамматическую основу предложе-ния и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существи-тельным, местоимением, сочетанием слов 36 Сказуемое 1 Сказуемое и способы его выражения Знать способы выражения сказуемого; чем определяется выбор способа выражения сказуемого.
Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прила-гательным; 37 Тире между подлежащим и сказуемым 1 Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительные в именительном падеже); знать схему данной конструкции.
Уметь правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; 38 Нераспространенные и распространенные предложения. 1 Распространенные и нераспространен-
ные предложения.
Знать определение распространенных и нераспространенных предложений;
Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; распространять предложение второстепенными членами 39 Дополнение.
Второстепен-
ные члены предложения 1 Дополнение как член предложения.
Различение дополнения и подлежащего.
Второстепенные члены предложения. Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; знать общее определение второстепенных членов предложения; знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога.
Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; распространять предложения дополнениями; находить в предложении второстепенные члены; 40 Определение 1 Определение как член предложения.
Роль определения в тексте.
Знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания.
Уметь находить определения в предложениях; 41 Обстоятель-
ство 1 Обстоятельство как член предложения Знать определение понятия «обстоятельство, способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания.
Уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; 42 Контрольный диктант 1 43 Предложенияс однородными членами 1 Однородные члены предложения.
Союз.
Интонация перечисления. Знать определение однородных членов предложения.
Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однород-ными членами, связанными только интонацией перечисления 44-45 Знаки препинания в предложенияхс однородными членами 2 Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Функции знаков препинания.
Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами; знать правило постановки знаков препинания при однородных членах ;знать схемы предложений с однородными членами.
Уметь по опознавательным признакам находить места́ постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; 46 Обобщающие слова при однородных членах 1 Обобщающее слово.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом. Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с обобщающим словом.
Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие) 47 Предложения с обращениями 1 Обращение.
Знаки препинаия при обращении.
Функции знаков препинания.
Различение подлежащего и обращения.
Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится обращение; знать опознавательный признак выделения обращения на письме — звательную интонацию; функцию знаков препинания в предложении с обращением — знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обра-щением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения.
Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку на-ходить место постановки выдели-тельных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обра-щением; составлять предложения с обращением. 48 (Р) Письмо 1 Письмо и его виды.
Стили речи.
Пунктуация при обращении. Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи.
Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме 49 Синтаксический разбор простого предложения 1 Главные и второстепенные члены предложения. Части речи.
Виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию главных второстепенных членов Знать порядок синтаксического разбора простого предложения.
Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; уметь определять стиль речи, к которому относится устный разбор 50-51 (Р) Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников. «Опять двойка») 2 Основная мысль.
Правила составления сочинения по картине Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.
Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль. 52 Пунктуацион-ный разбор простого предложения 1 Виды знаков препинания и их функции Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения.
Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения 53-54 Простые и сложные предложения 2 Простое и сложное предложение.
Грамматическая основа.
Виды сложных предложений по типу связи.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Различение сложных предложений и предложений с однородными членами. Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного — знака разделения; знать правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами.
Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами. 55 Синтаксичес-
кий разбор сложного предложения 1 Виды предложений по цели высказывания.
Грамматическая основа.
Простое и сложное предложение.
Средства связи простых предложений в составе сложного. Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения; уметь составлять план сообщения на лингвистическую тему 56 Прямая речь 1 Прямая речь. Слова автора.
Знаки препинания при прямой речи. Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, схемы предложений с прямой речью.
Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме 57 (Р) Выборочное изложение (упр. 254) 1 58 Диалог 1 Диалог.
Правило постановки знаков препинания при диалоге.
Знать, что такое диалог, реплика. Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.
Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; 59 Урок-зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 60-61 Диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками 2 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 + 2)
Тема Кол-во часов Программное обеспечение Требования к уровню сформированности компетенции Дата прове-
дения
62 Фонетика.Гласные звуки 1 Фонетика как раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Группы звуков речи.
Образование гласных и согласных звуков.
Гласные звуки. Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков;
Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; различать звуки и буквы. 63 Согласные звуки. 1 Образование согласных звуков.
Классификация согласных звуков по твердости-мягкости. Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции ([’]).
Уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного. 64 Изменение звуков в потоке речи 1 Сильные и слабые позиции гласных согласных звуков речи.
Правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ в словах типа что, конечно.
Уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных; 65 Согласные твердые и мягкие 1 Классификация согласных по твердости-мягкости.
Обозначение мягкости согласного на письме и в транскрипции.
Позиционное смягчение соглас-ных. Знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные.
Уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; 66 (Р) Повествование Обучающее изложениес элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка») 1 Тема, основная мысль.
Тип речи.
Структура текста повествование. Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование.
Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествова-тельном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст 67 Согласные звонкие и глухие 1 Классификация согласных по глухости – звонкости.
Оглушение, озвончение. Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; о звукописи; о позиционных чередо-ваниях звонких и глухих соглас-ных (оглушение и озвончение). Уметь различать согласные по глухости-звонкости; уметь различать в словах глухие и звонкие согласные; 68 Графика.Алфавит 1 Предмет изучения графики и каллиграфии.
Различение звука и буквы, устной и письменной речи.
Алфавит и его назначение.
Знать предмет изучения графики и каллиграфии; знать русский алфавит и его назначение.
Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв; уметь правильно произносить названия букв, вос-
производить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; 69 (Р) Описание предмета.Сочинение-описание или сочинениес элементами описания 1 Типы речи.
Стили речи.
Знать понятие «описание»; особенности описания в научном и разговорном стиле.
Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст (сочинение-описание) ученика; письменно описывать предмет в разговорном стиле 70 Обозначение мягкости согласныхс помощью Ь 1 Правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных.
Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных.
Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем; уметь разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь 71 Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я 1 Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Знать о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях.
Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. 72 Орфоэпия 1 Предмет изучения орфоэпии.
Нормы произношения.
Орфоэпический словарь. Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях.
Уметь правильно произносить указанные слова; 73 Фонетичес-
кий разбор слова 1 Классификация гласных и согласных звуков.
Фонетические процессы(оглушение, озвончение, смягчение, стяжение).
Порядок фонетического разбора Знать порядок фонетического разбора слова.
Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов 74 Повторение раздела «Фонетика. Графика. Ор-фоэпия. Куль-тура речи» 1 75-76 Диктант с грамматическим заданием. Анализ конт-рольного диктанта 1 Лексика. Культура речи (7 + 3)
Тема Кол-во часов Программное содержание Требования к уровню сформированности компетенции Дата прове-
дения
77 Слово и его лексическое значение 1 Слово и его функция.
Лексическое и грамматическое значение слова.
Толковый словарь.
Приемы толкования слов.
Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова».
Уметь пользоваться толковым словарем, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова 78 Однозначные и многозначные слова 1
Однознач-
ные и многознач-
ные слова Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова.
Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; 79 Прямое и переносное значение слов 1 Прямое и переносное значение слова.
Метафора.
Олицетворение.
Словарные пометы. Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях.
Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; употреблять в своей речи слова с переносным значением; 80 Омонимы 1 Омонимы.
Различение омонимов и многозначных слов. Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров).
Уметь находить омонимы в толковом словаре; отличать омонимы от многозначных. 81 Синонимы 1 Синонимы.
Функции синонимов в речи.
Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи.
Уметь подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; 82 (Р) Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь») 1 Правило написания сочинения по картине.
Типы речи.
Синонимы. Устное и письменное описание изображенного на картине. Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных.
Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов. 83 Антонимы 1 Антонимы.
. Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи.
Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; группировать антонимы по общему смысловому признаку; 84 Повторение раздела «Лексика» 1 85-86 (Р) Подробное изложение (К. Г. Паустовский. «Первый снег») 2 План текста.
Художественная деталь.
Метафора.
Переносное значение. Знать о роли деталей в художественном описании предмета.
Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного Морфемика. Орфография. Культура речи (19+ 4)
№
урока Тема Кол-во часов Программное содержание Требования к уровню сформированности компетенции 87 Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов 1 Морфема.
Морфемика как раздел науки о языке.
Отличие однокоренных слов от форм слова Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова.
Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; уметь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова 88-89 Окончание. Основа слова 2 Окончание.
Грамматическое значение окончаний.
Нулевое окончание.
Основа слова. Знать определение окончания и основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение.
Уметь выделять в слове оконча-ние; понимать грамматическое значение окончаний существи-тельных, прилагательных, глаго-лов.
Уметь выделять основу в изме-няемых и неизменяемых словах 90 Корень слова 1 Корень слова.
Омонимичные корни.
Различение однокоренных слов и форм одного слова. Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни. 91 (Р) Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе») 1 Типы речи.
Рассуждение.
Структура текста-рассуждения Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста.
Уметь находить структурные элементы рассуждения в повест-вовательном тексте; уметь созда-вать высказывания-рассуждения самостоятельного характера. 92 Суффикс 1 Суффикс.
Значение суффиксов.
Образование слов с помощью суффиксов. Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса.
Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; 93 Приставка 1 Приставка.
Значение приставок.
Образование слов с помощью приставок Знать определение приставки, смысловое значение приставки.
Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; 94-95 (Р) Выборочное изложение с изменением лица 2 Тема.
Подтема. Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста).
Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика 96 Чередование звуков. Беглые гласные 1 Виды чередований.
Беглые гласные О и E в разных морфемах. Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков.
Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах; 97 Варианты морфем 1 Варианты морфем.
Чередование. Знать понятие «варианты морфем».
Уметь различать варианты морфем; определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; 98 Морфемный разбор слова 1 Морфема.
Виды морфем.
Значение морфем.
Однокоренное слово Знать порядок морфемного разбора слова.
Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова 99 Правописа-
ние гласных и согласных в приставках 1 Правило правописания гласных и согласных в приставках. Знать о неизменяемых приставках.
Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. 100 -101 Буквы З и С на конце приставок 2 Правило написания букв З и С на конце приставок Знать правило написания букв З и С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой. 102 Буквы О — Ав корне-ЛАГ- —-ЛОЖ- 1 Знать правило написания букв О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ-.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой. 103 Буквы О — Ав корне -РАСТ- —-РОС- 1 Знать правило написания букв О — А в корне -PACT- — -РОС-; знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при напи-сании слов с чередованием глас-ных в корне.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой. 104 Буквы Ё — О после шипящих в корне 1
Знать правило написания букв Ё — О после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой. 105 БуквыЫ — Ипосле Ц 1 Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. 106 (Р) Сочинение-описание по
картине П. П. Кончаловского
«Сирень в корзине» 1 Роль художественной детали.
Натюрморт. Знать о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморта.
Уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание 107 Повторение 1 108 Контрольный диктант 1 109 Работа над ошибками 1 Морфология. Орфография. Культура речи
№
урока Тема Кол-во часов Программное содержание Требования к уровню сформированности компетенции Дата прове-
дения
110 Самостоятельные и служебные части речи 1 Предмет изучения морфологии.
Самостоятельные и служебные части речи, их назначение.
Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; 3нать группы частей речи; знать о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи.
Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; 111-112 Имя существительное (21+ 3).
Имя существительное как часть речи 2 Имя существительное как часть речи.
Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного.
Синтаксическая роль имен существительных в предложении. Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных, синтакси-ческую роль существительных в предложении.
Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных 113 (Р) Доказательст-
ва в рассуждении. Сочинение-рассуждение 1 Структура рассуждения Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении.
Уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера 114 Имена существительные одушевлен-
ные и неодушевлен-ные 1 Имена существительные одушевленные и неодушевленные Знать основные различия между одушевленными и неодушевлен-ными существительными.
Уметь распознавать одушевлен-ные и неодушевленные сущест-вительные. 115-116 Имена существительные собственные и нарицательные
Большая буква в именах собственных 2 Имена существительные собственные и нарицательные.Правило употребления большой буквы в именах собственных Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные.Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.
Уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имен. 117 (Р) Элементы рассуждения в повествовании.Сжатое изложение Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница» 1 Тема.
Основная мысль.
Структура текста-рассуждения Знать структуру рассуждения, повествования.
Уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста 118 Морфологический разбор имени существительного 1 Имя существительное как часть речи.
Грамматическое значение, морфологические признаки, роль имени существительногов предложении.
Морфологический разбор. Знать порядок морфологического разбора имени существительного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного 119 Род имен существительных 1 Категория рода имени существительного Знать о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существи-тельных.
Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных 120 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 1 Грамматическая категория числа.
Существительные, имеющих форму только множественного числа.
Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа.
Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа. 121 Имена существительные, которые имеют форму только единствен-
ного числа 1 Существительные, имеющие форму только единственного числа, их лексические группы
Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах.
Уметь находить существительные, имеющие форму только единст-венного числа, соотносить их с определенной лексической группой.
Уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только множественного или единственного числа. 122 Три склонения имен существительных 1 Склонение имен существительных.
Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного.
Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные 123 Падеж имен существительных 1 Названия падежей, порядок их следования, падежные вопросы.
Приемы правильного определения падежа существительного Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного.
Уметь определять падеж сущест-вительного; уметь верно употреб-лять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным, соотносить их с синтаксической ролью сущест-вительного в предложении. 124-126 Правописа-
ние гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 3 Правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе; знать порядок рассуждения для применения правила.
Уметь найти существительные с изучаемой орфограммой; уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ); графически обозначать усло-вия выбора правильных написа-ний; употреблять существитель-ные с изучаемой орфограммой в речи . 127-128 Множествен -ное число имен существитель-ных 2 Особенности склонения существительных во множественном числе . Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на -И, -Ы, -А, -Я; об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, места́ и т. д.; правописание существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа.
Уметь правильно склонять существительные во множест-венном числе; правильно образо-вывать формы именительного и родительного падежей множественного числа; правильно писать существительные с осно-вой на шипящий в родительном падеже множественного числа. 129 (Р) Изложение с изменением лица 1 Тема, основная мысль.
Синонимы. Знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного выражения мыслей.
Уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица. 130-131 Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта 2 132-133 Правописа-
ние О — Е после шипящих и Цв окончаниях существительных 2 Правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Знать правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Уметь правильно писать О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы О — Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами 134 Повторение и проверочная работа 1 135-137 Имя прилагатель-ное (12 + 4)Имя прилагатель
ное как часть речи 3 Имя прилагательное как часть речи.
Морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных.
Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи.
Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи 138-140 Правописа-
ние гласных в падежных окончаниях прилагатель
ных 3 Правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ЫЙ, -ИЙ, -ОЙ) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв О — Е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания; уметь правильно
ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); 141-142 (Р) Описание животного. Изложение (А. И. Куприн. «Ю-ю») 2 Типы речи.
Структура текста-описания.
Знать структуру текста типа описание; описание животного в художественном стиле; задачи художественного описания животного; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании.
Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания 143-144 Прилагатель-
ные полные и краткие 2 Краткая и полная форма имени прилагательного, их синтаксическая роль Знать о полной и краткой форме прилагательных; о грамматических особенностях кратких форм прилагательных; об их синтаксической роли; знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий.
Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания 145 (Р) Описание животного на основе изображен-
ного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение») 1 Виды описания.
Разговорный стиль. Знать об общем в разных видах описания; о специфике описания животного, изображенного на картине; описание в разговорном стиле.
Уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле 146 Морфологический разбор имени прилагатель-ного 1 Морфологический разбор имени прилагательного. Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного 147-148 Обобщение и зачёт по теме «Имя прилагатель-
ное» 2 149-150 Диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта 2 151 (Р) Сочинение «Наши друзья — животные» 1 Уметь составлять собственный текст — описание животного на основе личных впечатлений; пользоваться прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли 152-153 Глагол (37 + 5)Глагол как часть речи 2 Глагол как часть речи.
Морфологические признаки и синтаксическая роль.
Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологи-ческие признаки глагола. 154-155 НЕ с глаголами 2 Правило написания НЕ с глаголами Знать правило написания НЕ с глаголами; знать нормы правильного ударения в указан-ных глаголах с частицей НЕ.
Уметь правильно писать глаголы с НЕ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с НЕ в речи; 156-157 (Р) Рассказ 2 Рассказ как один из видов повествования.
Композиция рассказа. Знать о рассказе как об одном из видов повествования; знать о композиции рассказа; знать главное в рассказе.
Уметь составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам 158-160 Неопределен-
ная форма глагола 3 Инфинитив.
Правило написания правило написания НЕ с глаголами, употребление Ь после Ч в неопределенной форме глагола.
Знать, что такое неопределенная форма. Знать правило употребления правило написания НЕ с глаголами; о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи.
Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания; правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме. 161-163 Правописа-
ние -ТСЯи -ТЬСЯв глаголах 3 Условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; знатьо произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ-.
Уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах. 164-165 Виды глагола 2 Виды глагола, их значение.
Видовая пара.
Образование другого вида глагола от указанного. Знать о видах глагола, об их значениях; о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи 166-167 Обобщение по изученным темам «Глагол» 2 168-170 Буквы Е — Ив корнях с чередованием 3 Правописание букв Е — И в корнях с чередованием. Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е — И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнямис чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением 171 (Р) Невыдуманный рассказ о себе 1 Заглавие.
Типы и стили речи.
Структура устного рассказа.
Роль неязыковых средств (мимики, жестов) в рассказе. Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие; знать о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе.
Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его 172 Контрольный диктант 1 173 Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте 1 174 Время глагола 1 Время глагола Вспомнить сведения о трех временах глагола.
Уметь определять времена глаголов 175 Прошедшее время 1 Прошедшее время глагола.
Суффикс прошедшего времени.
Ударение в глаголах прошедшего времени. Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени.
Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом -Л- в прошедшем времени. 176 Настоящее время 1 Настоящее время.
Правила постановки ударения в глаголах настоящего времени. Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.).
Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени. 177 Будущее время 1 Будущее время.
Простая и сложная формы. Знать формы (простую и сложную) будущего времени; знать об образовании форм будущего времени.
Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи 178-179 Спряжение глаголов 2 Спряжение.
Личные окончания глаголов I и II спряжения. Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения.
Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам 180-183 Правописание безударных личных окончаний глагола 4 Правило определения верного написания безударного личного окончания глагола Знать способ определения верного написания безударного личного окончания глагола.
Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных); графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять глаголы-синонимы в речи 184 Морфологический разбор глагола 1 Морфологический разбор глагола Знать порядок морфологического разбора глагола.
Уметь производить морфологический разбор глагола (устный и письменный) 185 (Р) Сжатое изложениес изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт») 1 Способы сжатия текста.
Тема, основная мысль Уметь производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица 186-187 Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа 2 Правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа Знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания 188 Употребле-
ние времен 1 Употребление форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.
Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого 189 (Р) Сочинение-рассказ по рисунку
1 Жанр рассказа на основе изображённого Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования 190-191 Закрепление материала
по теме «Глагол» 2 192 Диктант с грамматическим заданием 1 193 Работа над ошибками 1 Повторение и систематизация изученного (5 + 1)
№
урока Тема Кол-во часов Программное содержание Требования к уровню сформированности компетенции Дата прове
дения
194 Разделы наукио языке 1 Разделы науки о языке.
Единицы языка.
Взаимосвязь языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом.
Классификация звуков речи.
Морфемы.
Части речи.
Члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обращениями. Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; систематизация изученного по фонетике, морфе-мике, морфологии, синтаксису и пунктуации.
Уметь рассказывать о назначении русского языка, о разделах науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; уметь определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; уметь классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях 195 (Р) Сочинение на одну из тем по выбору 1 Типы речи.
Стили речи. Повторение знаний о типах текстов (описание, рассуждение, повествование), их структурных и речевых особенностях.
Умение создавать текст одного из типов по выбору 196 Орфограммыв приставках, корнях и окончаниях слов 1 Правописание гласных и согласных в приставках.
Падежные окончания имен существительных и прилагательных.
Личные окончания глаголов. Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке, о буквенных и небуквенных орфограммах, об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.
Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать.
Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении. 197 Употребление букв Ъ и Ь.
Раздельные написания 1 Условия написания букв Ъ и Ь.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание имен собственных и употребление кавычек Знать о различных функциях буквы Ь, об условиях выбора буквы Ь, букв Ъ и Ь разделительных; о выборе раздельных написаний предлогов, частицы НЕ с глаголами; о выборе больших букв в именах собственных и употреблении кавычек в названиях книг и др.; о графическом обозначении орфограмм.
Уметь группировать слова с буквой Ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными Ъ и Ь, орфограммами — раздельным написанием и орфограммой — большой буквой; графически обозначать условия выбора верных написаний 198 Знаки препинания в простом и сложном предложениях 1 Простое и сложное предложение.
Предложение с однородными чле-нами.Знаки препинания в сложных предложе-ниях. Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе.Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях 199 Итоговая контрольная работа 1 200-204 Резервные уроки