Разработанный конспект урока музыке по теме: Зерно интонации.
Поморцева.Е.А. Технологическая карта урока музыки
Дата: 28.11.2016г.
Класс: 3 «Г»
Тема: «Зерно интонации»
Цель: способствовать формированию представления об интонации, как основы и речи и музыки. и.
Форма урока: беседа.
Задачи:
воспитательные:
-пробуждение музыкального восприятия мира;
- способствовать воспитанию чувства прекрасного и эстетического наслаждения.
-опираясь на свой жизненный опыт подойти к определению интонации.
-пределить связь и различие между речевой и музыкальной интонации.
познавательные:
- дать понятие интонация является средством музыкальной выразительности
- совершенствовать ритмические способности;
- формировать слушательскую культуру;
- познакомить детей с понятием «зерно» интонации.
развивающие:
- развивать чувства ритма, певческие навыки, творческие фантазии;
- развивать способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней;
- развивать вокальные способности детей;
- развивать умения определять характер музыки.
Предметные результаты
- Знать/понимать: названия трех китов, что в них входит – песня, марш, танец. Своеобразие их интонационного звучания; вокальное произведение
- Уметь: распознавать киты между собой, исполнять вокальные произведения.
УУД
Личностные:
- формирование положительной мотивации к занятию;
- формирование ориентации на самоанализ;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально- эстетического издания.
Метапредметные:
- познавательные: проводить сравнения, анализ по родовидовым признакам; адекватно воспринимать музыкальные произведения, осознавать многозначность содержания их образов.
- регулятивные: принимать и сохранять учебные цели, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; прогнозировать содержание музыки произведения по его названию.
- коммуникативные: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираться на знания коммуникативных функций музыкальной речи.
Оборудование: презентация, листы по количеству учащихся (рефлексия)
Используемые источники: Учебник Музыка 3 класс автор Е.Д. Критская, https://www.maam.ruХод занятия.
Деятельность учителя Содержание Деятельность ученика Формируемые УУД
1 этап. Вступительная часть
Приветствует учащихся, в стихотворной форме.
Мотивирует учащихся к изучению новой темы
Организует деятельность учащихся по постановке целей и формулировке темы
+ Добрый день 3 класс!
Я очень рада видеть вас.
Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
- Меня зовут, Елена Андреевна. Урок музыки сегодня проведу у Вас я.
Но для начала я бы хотела узнать ваше настроение.
Рефлексия:
Ребята давайте оценим свое настроение на начало урока.
Инструкция:
У вас у каждого на столе лежат карточки с рисунками лиц с разным настроением, рассмотрите их. Слева вы видите лицо с не очень хорошим настроением, в центре настроение ни плохое и ни хорошее, справа - хорошее настроение.
На верхней строке, где написано «В начале урока»
Обведите, пожалуйста, то лицо, которое соответствует вашему настроению.
Все справились. Молодцы!
Отложите карточки на край парты. Мы к ним обратимся в конце урока.
А кто-нибудь из вас знает, как в музыке выражаются эмоции, настроение? Как музыканты называют это средство выразительности?
Вот это нам и предстоит узнать сегодня на уроке: какое средство выразительности в музыке помогает нам почувствовать эмоциональность произведения. Осуществляют взаимное приветствие.
Отмечают настроение
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Размышляют.
Подходят к тебе урока с помощью учителя. Личностные: формирование положительной мотивации к занятию; формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу.
Коммуникативные: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираться на знания коммуникативных функций музыкальной речи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебные цели, в соответствии с ними планировать;
прогнозировать содержание музыки произведения по его названию.
2 этап. Основная часть
Актуализирует знания детей.
Расширяет любознательность и кругозор учащихся.
Формирует новые понятия для детей их определение
Формулирует вопросы, по прослушанному произведению.
Формулирует вопросы, по прослушанному произведению. Анализируют.
Формулирует вопросы, по прослушанному произведению.
Весь мир, который нас окружает, состоит из звуков. Вы наверно и не догадываетесь, но простые звуки, являются прадедушками и прабабушками нашей разговорной речи.
Первый человек, который появился на земле, выражал свое настроение, внутреннее состояние при помощи звуков.
- Давайте поимпровизируем.
Игровая ситуация :
Представим себе, что мы первые люди. Мы не говорим. В нашей речи у нас нет слов. Нам надо показать радость. Возьмем звук «А» и попробуем его произнести так, как будто в нашей жизни произошло радостное событие.
-Кто попробует? ( Дети по желанию импровизируют состояние радости при помощи интонации и звука «а». Не более 3 x человек).
А, теперь давайте произнесем всем вместе
Хорошо.
- Нам нужно что-то спросить.
-Как мы спросим ?
-Произнесите тот же звук «А», чтобы я поняла, что вы спрашиваете?
Маша.
Хорошо.
А теперь все вместе.
Молодцы.
-А теперь представим, что мы рассказываем что-то интересное. Как будет звучать наш звук?
Все вместе попробуем произнести. (а)
Все звуки, которые мы сейчас произнесли, звучали по-разному.
- Кто знает, как называется выразительное средство речи, при помощи которого мы выражаем восторг, удивление или утверждение?
ИНТОНАЦИЯ
-Правильно, молодцы!
Кто скажет, что такое интонация?
ИНТОНАЦИЯ — средство речи, при помощи которого мы выражаем восторг, удивление или утверждение.
- Какие мы с вами знаем интонации?
Вопросительные,
повествовательные
восклицательные.
- Где мы с вами встречаемся с интонацией?
(В жизни, на уроках чтения, русского языка)
- Детская поэтесса А.Л. Барто очень любила детей, писала для детей стихи.
Я сейчас прочитаю вам стихотворения А.Л . Барто. «Балтунья» а вы постарайтесь оценить мое чтение:
Читаю без выражения на одном дыхании.
Что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!Драмкружок, кружок по фото,Хоркружок — мне петь охота,За кружок по рисованьюТоже все голосовали.А Марья Марковна сказала,Когда я шла вчера из зала:«Драмкружок, кружок по фотоЭто слишком много что-то.Выбирай себе, дружок,Один какой-нибудь кружок».Ну, я выбрала по фото…Но мне еще и петь охота,И за кружок по рисованьюТоже все голосовали.А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!Я теперь до старостиВ нашем классе староста.А чего мне хочется?Стать, ребята, летчицей.Поднимусь на стратостате…Что такое это, кстати?Может, это стратостат,Когда старосты летят?А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!У меня еще нагрузкиПо-немецки и по-русски.Нам задание дано -Чтенье и грамматика.Я сижу, гляжу в окноИ вдруг там вижу мальчика.Он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».А я говорю: «У меня нагрузкиПо-немецки и по-русски».А он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!
-Как прочитала? Выразительно? (Нет. Не выразительно без пауз, говорила быстро и невнятно, непонятно)
Послушайте мое чтение еще раз. (Перечитываю выразительно стихотворение.)
А. Барто «Болтунья»
- А сейчас понравилось чтение?
При помощи чего я смогла так выразительно прочитать?
(При помощи знаков препинания, интонации и пауз)
-Разговорная и музыкальная речь – самостоятельны.
Мы никогда не перепутаем говорящего и поющего человека.
Композитор С.С.Прокофьев не смог остаться равнодушным к озорному стихотворению поэтессы А.Л.Барто и сочинил музыку .
Послушайте песню под названием «Болтунья»
(Исполнение фрагмента аудиозапись)
Какая черта характера девочки ярко выражена в литературном и музыкальном произведениях?
Болтливость.
-Как звучит болтливая речь? При помощи каких средств музыкальной выразительности мы можем показать болтливость?
-Увеличение темпа, речь становится быстрой.
- усиление динамических оттенков – она становится более громкой.
- И речевые и музыкальные интонации не могут стоять на месте, они то поднимаются вверх, то спускаются вниз.
Какой вывод мы с вами можем сделать, сравнивая музыкальную и речевую интонацию?
М.О.
- Они похожи.
Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация стремится быть похожей на выразительную речь человека, чтобы быть понятной и без слов.
А сейчас предлагаю вам отдохнуть .
Физкультминутка (электронная)
Молодцы!
М.О. итак, слушая песню С.С. Прокофьева «Болтунья», мы с вами поняли, что интонация встречается в музыкальной и разговорной речи.
Но интонация в музыке имеет ещё и свои особенности.
Музыкальная мелодия, пьеса, песня или большое музыкальное произведение вырастает из одного или нескольких «зерен», которые называются интонацией. В этом «зерне» находится начало мелодии, ритма, темпа, других элементов музыкальной речи и, конечно же, характер музыки.
А, сейчас прозвучит муз. произведение симфония № 5 Л.В. Бетховена, послушайте внимательно и попытайтесь ответить на вопрос что лежит в основе симфонии?
Из чего она состоит?
Слушание симфонии № 5 (1 часть) Л.В. Бетховена.
История создания слушание и анализ.
Вы прослушали симфонию.
Теперь давайте попытаемся ответить на вопросы.
-Так что же лежит в основе симфонии? (в основе симфонии лежит ритмическая интонация)
Молодцы.
-Из чего состоит интонация в симфонии? (из звуков)
-Из скольки? (4)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: в основе симфонии лежит ритмическая интонация, состоящая из 4 звуков, которую сам Бетховен назвал мотивом судьбу, а о 1 части сказал: «Так судьба стучится в дверь»
Русский человек всегда любил петь и в песнях он выражал свое настроение, отношение к окружающей его жизни.
-Как вы думаете, что помогало русскому человеку выразительно петь?
- музыкальная интонация, интонация голоса, речевая интонация.
Хорошо молодцы ребята. Вы сегодня хорошо поработали.
Разучивание песни «ели бы не было школ»
-А сейчас мы с вами продолжим учить песню. С которой вы уже знакомились на прошлых уроках.
-Кто мне может сказать, как она называется?
Да верно это песня называется.
«Если не было бы школ»
Но прежде чем мы ее продолжим разучивать вам необходимо ровно сесть, убрать все лишние вещи из рук постараться услышать друг друга.
Приготовились?
Если б не было школ, До чего человек бы дошёл! До того б человек докатился: В дикаря бы опять превратился. До того б человек докатился: В дикаря бы опять превратился.
Припев:Если б не было, Если б не было,Если б не было школ! Если б не было, Если б не было, Если б не было школ!
2Если б не было школ, До чего человек бы дошёл: Ел руками бы мясо сырое И на первое, и на второе! Ел руками бы мясо сырое И на первое, и на второе!
Припев:Если б не было, Если б не было,Если б не было школ! Если б не было, Если б не было, Если б не было школ!
3Если б не было школ, До чего человек бы дошёл: Весь лохматый и в шкуре звериной,Он являлся бы в гости... с дубиной! Весь лохматый и в шкуре звериной, Он являлся бы в гости... с дубиной!
Припев:Если б не было, Если б не было,Если б не было школ! Если б не было, Если б не было, Если б не было школ. (аудио)
Хорошо молодцы ребята.
Я вижу что большинство ребят уже знают ее наизусть, для того чтобы все вы ее выучили вы продолжите работать с песней на остальных уроках музыки. Слушают учителя.
Высказывают собственное мнение.
Участвуют в импровизации по желанию, затем все вместе.
Отвечают на вопросы.
Формулируют в устной форме собственную точку зрения.
Отвечают по желанию, по поднятой руке.
Участвуют в работе.
Слушают, следят за темпом чтения учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают чтение.
Участие в беседе.
Слушают песню.
Отвечают на вопросы.
Вместе с учителем делают вывод.
Физминутка.
Работают с учителем, слушают, отвечают на вопросы.
Слушают муз. Произведение Прокофьева.
Отвечают на вопросы.
М.О.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Продолжают разучивать песню.
Отучают на вопросы учителя.
Приготавливаются к исполнению песни.
Поют песню. Регулятивные:
принимать и сохранять учебные цели, в соответствии с ними планировать;
прогнозировать содержание музыки произведения по его названию.
Познавательные:
адекватно воспринимать музыкальные произведения, осознавать многозначность содержания их образов.
Коммуникативные: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираться на знания коммуникативных функций музыкальной речи.
Познавательные:
адекватно воспринимать музыкальные произведения, осознавать многозначность содержания их образов.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебные цели, в соответствии с ними планировать;
прогнозировать содержание музыки произведения по его названию.
Коммуникативные: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираться на знания коммуникативных функций музыкальной речи.
Коммуникативные: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираться на знания коммуникативных функций музыкальной речи.
3 этап. Заключительная часть
Формулируют обобщающие вопросы.
Способствует развитию вокальных способности детей;
Производит рефлексию. - Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу.
Рефлексия.
Давайте, вспомним, чем мы на уроке занимались, с чем познакомились, что нового узнали?
Что вам больше всего удалось на уроке?
Над чем еще нужно поработать?
Хорошо молодцы!
Что дает нам понять смысл разговорной речи,
музыкальной речи?
Молодцы!
Вам понравился урок?
Отметьте на карточках свое настроение на конец урока.
Передайте их мне. Не забудьте, пожалуйста подписать.
Хорошо.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы!
Всем спасибо за урок. До новых встреч. Отвечают на вопросы
Формулируют в устной форме собственную точку зрения.
Производят самоанализ.
Отмечают настроение Познавательные:
адекватно воспринимать музыкальные произведения, осознавать многозначность содержания их образов.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебные цели, в соответствии с ними планировать;
Коммуникативные: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираться на знания коммуникативных функций музыкальной речи.
Учитель: ___________________ Барашева.С.Ю.
Методист:____________________ Дмитрева.И.А.