Открытый урок по литературному чтению Русская народная сказка Рукавичка. 1 класс
ГБОУ Павловский учебно-воспитательный комплекс
«Детский сад – школа»
Открытый урок по литературному чтению
Тема : русская народная сказка
«Рукавичка»
Подготовила
учитель 1 класса
Грудовик М. А
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить различать народные и авторские сказки.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать целыми словами и по ролям, различать народные и авторские сказки.
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Рукавичка»; рисунки с изображением героев сказки; рисунок рукавички, маски.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,Снова в гости к нам прийти!
Ребята! Вы оказались в непростом классе. Это окошко в сказочную страну (открываются створки доски)..Звучит музыка «В гостях у сказки»
Учитель: Приглашаю вас сегодняВ сказке доброй побывать.Многое самим увидетьИ себя там показать.Что за сказка ожидаетИ меня и вас – друзья?Эта тайна, И без вас мне Разгадать её нельзя!Слушайте внимательно, Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много, что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
2. Работа с выставкой книг.
1.Рассмотрите книги, представленные на выставке.
-Что объединяет все эти книги?(это сказки)
- На какие группы можно разделить книги?(народные и авторские)
Почему первую группу сказок называют народными?
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой рассказчик пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
-Приведите примеры таких сказок.
(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Рукавичка»…)
Почему вторую группу сказок называют авторскими?
Потому что у каждой из этих сказок есть автор. На обложке книги обязательно есть его имя.
-Приведите примеры таких сказок.
( «Золотая рыбка», «Золушка», «Айболит»)
- Кто может разложить книги по группам? (2 ученика раскладывают книги по группам: авторские и народные)
- Посмотрите как разложили книги.
- Кто согласен, что книги разложили верно?
- Кто не согласен?
3.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку, где будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название ее вы прочтете, если соедините цифры от1 до 9.
Ответ: рукавичка.
4.Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 38
Есть ли автор у данной сказки?-Как называется такая сказка? (народная)2. Чтение сказки учителем.
Послушайте внимательно эту сказку.
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто обронил рукавичку?
- Кто первым стал жить в рукавичке?
- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
- Назовите героев сказки «Рукавичка».
А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.
3.Речевая разминка.
1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.
- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
“Застёгивание и расстёгивание молнии”.
- Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
“Большие пуговицы и маленькие пуговки”.
- Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка).
4. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».В сказке встречаются длинные и трудные слова для чтения. Потренируемся их читать.
сначала по слогам, а потом целыми словами об-ро-нил – обронил по-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка – поскребушка спра-ши-ва-ет – спрашивает по-бе-гай-ка – побегайка сест-рич-ка – сестричка бре-дет – бредет
под-хо-дит – подходит
В сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.
- Помогите мне объяснить значение непонятных слов.
Где мы можем найти их значение. ( В словаре)
Объясните значение слов:Бредет – идет медленно, с трудом.Врассыпную – в разные стороны.Обронил – уронил.
5.Чтение учащимися сказки вслух.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали.Ножками потопали,Ручками похлопали.Покрутились, повертелисьИ за парты все уселись.Глазки крепко закрываем,Дружно до 5 считаем.Открываем, поморгаемИ работать продолжаем.
6. Анализ произведения.
Кто за кем появлялся в сказке?
– Кто был последним?
– Пустили ли звери в рукавичку медведя?
– Кто испугал зверей?
– Чему учит сказка «Рукавичка»?
5. Закрепление нового материала.
На доске находятся герои сказок. Вам необходимо выбрать только тех героев, которые встречаются в сказке и расположить их в порядке поселения.
6. Инсценирование сказки.
- Содержание сказки вы усвоили. А теперь поиграем в театр. Желаем нашим артистам хорошо сыграть.
7.Рефлексия.
Метод «Микрофон».
Что больше всего понравилось?
8.Итог урока.
Как называется сказка с которой мы познакомились?
Эта сказка народная или авторская?
Чему учит сказка «Рукавичка»?(дружбе, доброте)
9. Оценка деятельности.
- Если вам наш урок понравился, тогда поднимите солнышко, а если нет - тучку.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.