Урок литературы 2 класс. Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Урок литературного чтения 2 класс в рамках ФГОС.
Автор: Корепанова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №17» п.Рефтинский Свердловской обл.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературного чтения во 2 классе, раздел «Русские народные сказки», «Заяц-хваста». Данный материал будет интересен учителям начальных классов. В нем представлен конспект урока с пояснением универсальных учебных действий, что сейчас актуально при работе по новым ФГОС.
Тема: Русская народная сказка «Заяц – хваста».
Цель урока: формирование читательской компетентности
Задачи урока:
1)Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умения определять жанр и тему произведения, контролировать свое чтение и самостоятельно оценивать свои достижения.
2)Освоение навыков выразительного чтения, воспитание интереса к чтению и книге.
3)Освоение правил делового сотрудничества при работе в паре, группе.
4)Воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения
Содержание урока
УУД
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний учащихся.
а) Литературная разминка.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
Регулятивные
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
б)Учащиеся читают чистоговорку с разной интонацией и логическим ударением.
Чистоговорка
«Не хочет косой косить косой»
Познавательные (общеучебные)
Умение выбирать вид чтения в зависимости от цели
Коммуникативные
Умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи
Регулятивные
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
в)Дыхательная гимнастика
Скороговорка
«Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки: (глубокий вдох и продолжаем) раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
Познавательные (общеучебные)
Умение выбирать вид чтения в зависимости от цели
Коммуникативные
Умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи
Регулятивные
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
г)Чтение детьми отрывков из сказок.
– Узнайте, из какой сказки герой?
“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.
“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.
“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”
Родился зайчик в лесу и всего боялся... Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся "неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
Никого я не боюсь! крикнул он на весь лес.
Вот не боюсь нисколько, и всё тут.
– Кто главный герой сказок?
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.) Выставка книг.
Познавательные
1)умение понимать заданный вопрос и в соответствии с ним ставить устный ответ
2) умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке
3) произвольное и осознанное устное высказывание
4) (проблема)умение выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания
5) умение выбирать решение из нескольких предложенных; обосновывать свой выбор
Коммуникативные
1) умение различать виды текста; выражать свои мысли о высказывании
2) умение сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли
3) умение выбирать текст поставленной учебной задаче
3.
Проверка домашнего задания, конкурс чтецов (оценка учащихся).
-На прошлом уроке мы с вами познакомились с авторскими произведениями Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.
-На какие группы делятся зайцы? (лесные, полевые, гуменники).
-Чем они питаются?
-В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце идет речь? (о лесном)
-Какие слова или словосочетания доказывают, что это лесной заяц? (докажите)
-Что вы узнали о лесном зайце?
-Какой он? (трусливый, бестолковый, всего боится)
Послушайте стихотворения в группах. Выявите самого лучшего чтеца.
Выступления лучших чтецов.
Коммуникативные (разрешение конфликтов)
1) умение проявлять интерес к общению и групповой работе, уважать мнение собеседников
2) (поведение партнера) контроль, коррекция, оценка действий партнера
Личностные (смыслообразование)
1) считаться с мнением другого человека
2) применять правила делового сотрудничества
3) умение объяснять смысл своих мотивов, целей
4) умение проявлять доброжелательность, терпение, доверие к собеседнику
Познавательные (проблема)
1)умение выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания
2) умение выбирать решение из нескольких предложенных; обосновывать свой выбор
Регулятивные (коррекция)
1) умение адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок
2) (оценка) умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
4.
Физминутка
Зайка серенький сидитИ ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)Вот так, вот такОн ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)Вот так, вот такНадо лапочки погреть!Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)Вот так, вот такНадо зайке поскакать.Зайку волк испугал!Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
Регулятивные
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
4.
Цель урока
Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок - славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.
-А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста».
-Кто автор этой сказки?
5.
Словарная работа. (на доске)
При/хо/ди/лось пот/ре/па/ла у/си/щи
Гум/но подх/ва/ти/ли ла/пи/щи
Кресть/я/нин встре/ти/ла зу/би/щи
Рас/ска/за/ли Ра/зыс/ки/вать Ко/ко/ри/ной -Значение каких слов вам не понятно?
6.
Первичное чтение. Учитель выразительно читает сказку. Учебники закрыты. Учащиеся закрывают глаза и слушают сказку.
-Понравилась сказка? Что понравилось? Что запомнилось?
-Было смешно? Когда?
- Что осуждается и что поощряется в сказке?
Коммуникативные
1)Умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи
2) умение выражать свои мысли о высказывании
Познавательные
Умение находить ответы на вопросы, используя полученную информацию
7.
«Найди пару» (соедини слова) Даются карточки со словами в 2 столбика. Работа в группах.
Гумно смелый, отважный, мужественный
Кокорина площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно.
Хваста земледелец
Крестьянин суковатый кусок сваленного дерева.
Храбрец хвастун, бахваляется
Личностные (смыслообразование)
1) считаться с мнением другого человека
2) применять правила делового сотрудничества
3) умение объяснять смысл своих мотивов, целей
4) умение проявлять доброжелательность, терпение. доверие к собеседнику
Коммуникативные
1) умение ориентироваться на позицию других людей; уважение к иной точке зрения
2) умение договариваться находить общее решение
3) умение проводить взаимоконтроль, взаимопомощь по ходу выполнения задания
8.
Чтение и анализ произведения.
А)- Найдите ту часть сказки, которая относится к первой картинке. (слайд1)
-Как её можно озаглавить?
- С какой интонацией надо читать слова зайца?
- Прочитайте ещё раз выразительно слова зайца.
( Приходит заяц к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.)
«Заяц – хвастун» или «Заяц хвастается»
Познавательные
1)умение понимать заданный вопрос и в соответствии с ним ставить устный ответ
2) умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке
3) произвольное и осознанное устное высказывание
4) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
5) умение совместно планировать деятельность учителя и учащихся
Б) - Найдите ту часть сказки, которая относится ко второй картинке. (слайд2)
Прочитайте.
- Подготовьтесь к чтению этого отрывка по ролям.
- Как нужно читать слова зайца? А слова вороны?
Обыгрывание ролей.
- Что главное в этой части?
-Придумайте к ней такое название, чтобы по нему было понятно, о чём в ней рассказывается.
(Зайцы и рассказали тётке вороне про эту хвасту. Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
-Тётка ворона, я больше не буду хвастать!
-А как ты хвастал?
-А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
-Больше не хвастай!)
Учащиеся работают в парах (делают разметку, определяют верную интонацию)
Заяц – испуганно, ворона – с укором, назидательно.
Несколько пар читают выразительно отрывок сказки. Анализ чтения.
Коммуникативные
1)умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
2) умение договариваться находить общее решение
3) показывать уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого
4) проявлять инициативное сотрудничество в поиске информации
5) умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения
6) умение проявлять интерес к групповой работе
Регулятивные
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
В) - Прочитайте следующую часть сказки.
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
- «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
- К этой части сказки нет иллюстрации. Давайте её создадим. Вы будете «рисовать» словами, а я красками (учитель показывает чистый экран)
- В какое время года происходят события в сказке?
- Что нарисуем на переднем плане?
- Где находится забор?
- Кого нарисуем около забора?
- Где нарисуем зайца?
- Закройте глаза, представьте себе эту картинку (учитель выводит черно – белую картинку на экран) ( слайд 3)
Теперь давайте раскрашивать её.
- Закройте глаза, представьте себе цветную картинку (учитель выводит на экран цветную картинку) ( слайд 4)
- Такую картинку представили себе? Молодцы!
Г) - Прочитайте конец сказки.
«Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»
- Как вы думаете, с каким чувством ворона говорила эти слова? Почему?
- Прочитайте слова вороны выразительно.
Д) Чтение всей сказки по ролям (маски героев сказки)
9.
Работа с пословицами (в парах)
- Перед вами на карточках 3 пословицы. Соберите начало и их конец. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Любишь кататься – люби и саночки возить
Доброе дело само себя хвалит
( Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.)
- Какое маленькое дело сделал заяц?
Коммуникативные (разрешение конфликтов)
1) умение проявлять интерес к общению и работе в паре, уважать мнение собеседников
2) (поведение партнера) контроль, коррекция, оценка действий партнера
Личностные (смыслообразование)
1) считаться с мнением другого человека
2) применять правила делового сотрудничества
3) умение объяснять смысл своих мотивов, целей
4) умение проявлять доброжелательность, терпение. доверие к собеседнику
Познавательные (проблема)
1)умение выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания
2) умение выбирать решение из нескольких предложенных; обосновывать свой выбор
3) (логические) умение сопоставлять характеристики объектов по признакам
4) умение строить логические цепи рассуждения
Регулятивные (коррекция)
1) умение адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок
2) (оценка) умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
10.
Обобщение.
-На уроках литературного чтения мы прочитали три произведения о зайцах.
-Определите, цель какого произведения – вызвать добрые чувства к зайцу?
-Автор какого текста стремится передать нам знания о зайцах? Л. Н. Толстой в рассказе «Зайцы».
-Какое произведение – «добрым молодцам урок» - учит нас верному поведению?
Русская народная сказка «Заяц – хваста».
-Какое произведение вы заучивали наизусть?
Стихотворение Н. Рубцова «Про зайца».
11.
Итог урока.
- А теперь проверим, какими внимательными вы были при чтении трёх произведений о зайцах.
Учащиеся отгадывают кроссворд в группах.
Коммуникативные (разрешение конфликтов)
1) умение проявлять интерес к общению и работе в паре, уважать мнение собеседников
2) (поведение партнера) контроль, коррекция, оценка действий партнера
Личностные (смыслообразование)
1) считаться с мнением другого человека
2) применять правила делового сотрудничества
3) умение объяснять смысл своих мотивов, целей
4) умение проявлять доброжелательность, терпение. доверие к собеседнику
Познавательные (проблема)
1)умение выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания
2) умение выбирать решение из нескольких предложенных; обосновывать свой выбор
3) (логические) умение сопоставлять характеристики объектов по признакам
4) умение строить логические цепи рассуждения
5) (знаково-символические действия) умение переводить устную речь в письменную
Регулятивные (коррекция)
1) умение адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок
2) (оценка) умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
На уроке литературного чтения для формирования УУД я применяла следующие педагогические технологии:
технология продуктивного чтения (ученики прогнозировали содержание текста по его названию, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений слайдов на экране с содержанием прочитанного текста, смысловая беседа по тексту);
технология, основанная на создании учебной ситуации (учебная ситуация с элементами игровой деятельности (чтение сказки по ролям в масках), с элементом творческой деятельности (словесное описание сюжета сказки);
информационно-коммуникационная технология (работа со слайдами и учебником, разгадывая кроссворд, ученики учатся находить лексическое значение слов, включая их в активный лексический запас );
4) проблемно-диалогическая технология (анализирующее коллективное наблюдение (в групповой работе со словарными словами, работа в паре при составлении пословиц)
здоровьесберегающая технология, которая способствует как укреплению здоровья учащихся, так и развитию речи (артикуляционная и дыхательная гимнастика, физминутка, помощь детям, чтобы на протяжении всего урока они оставались активными).
15