Программа кружка «Волшебная ниточка»
КГУ «Основная школа №1»
государственное учереждение «Отдел образования акимата
Житикаринского района»
Программа кружка
«Волшебная ниточка»
Автор: воспитатель мини-центра:
Хапко Н.А.
г.Житикара2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Пояснительная записка……………………………………………………..3
Программа кружка………………………………………………………….6
Календарно – тематическое планирование ……………...……………….7
Приложение…………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………25
Пояснительная записка
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышкам на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.
Результат работы с нитью завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Программа кружка «Волшебная ниточка» рассчитана на детей 5-6 лет.
Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с нитью и другими материалами работа начинается с более простых поделок.
Дети не любят однообразного монотонного труда, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Цель: создание условий для всестороннего развития и актуализации творческой одаренности дошкольника.
Задачи:
1.Познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью.
2. Формировать умения и навыки работы с нитью.
3.Расширять представления детей о видах изобразительного искусства.
4.Способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук,
сенсорного восприятия, глазомера,логического мышления, воображения,
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
5.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
6.Развивать творческие способности ребенка.
7. Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам
План образовательной деятельности кружка:
Базовая образовательная область - творчество
Интеграция образовательных областей: Художественная литература.
Познание. Коммуникация. Художественное творчество.
Виды деятельности: Познавательно-творческая Коммуникативная
Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.
Программа рассчитана на 36 часов в год, занятия проводятся один раз в неделю.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.
• Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от материала, с которым дети будут знакомиться и работать. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
• Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
• Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
• Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
•Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
• Самостоятельное изготовление поделки
• Анализ готовых поделок своих и товарищей.
• Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту)
• объяснение
• рассказ и рассказ детей
• чтение воспитателя
• показ
• личный пример
• беседа
• обсуждение
• наблюдения
• словесные и подвижные игры
Ожидаемые результаты:
Приобретение навыка изготовления поделок из ниток. Использование поделок-сувениров в качестве подарков и другое практическое применение своих умений и навыков.
Занимаясь с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд)дошкольники должны:
Иметь:
-развитую мелкую моторику пальцев рук;
-сенсорное восприятие;
-логическое мышление;
-воображение.
Уметь:
- работать с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд)
Обладать:
- волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т.п.);
-эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру;
- эстетическому вкусу.
ПРОГРАММА КРУЖКА.
Рисование. 2 часа.
Рисование нитью развивает у детей мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Вселяет в них ту самую уверенность в своем умении, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Способствует развитию речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания. Создает условие для развития интереса к изобразительному творчеству, окружающему миру.
Воспитывает желание выполнять работу красиво, любить и понимать красоту, беречь природу.
Аппликация. 12 часов.
Побуждает детей к рассматриванию образных игрушек, предметов изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Учит, как составлять коллективные композиции.
Развивает интерес к работе с нитью.
Учит детей совмещать в аппликации разный изобразительный материал (аппликацию и рисование), развивает творческую фантазию. Побуждает детей к рассматриванию образных игрушек, предметов изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Ручной труд. 12 часов.
Побуждает детей к рассматриванию образных игрушек, предметов изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Учит составлять сюжетную композицию; развивает мелкую моторику рук; воспитывает терпение и усидчивость.
Игра. 5 часов.
Развивает интерес к разным видам игр и умение в них играть. Воспитывает способность самостоятельно занять себя игрой. Учит совместной деятельности в небольших подгруппах (по 2 – 3 человека). Побуждает к активной деятельности, развивает самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
Беседа.5 часов.
Обогащает детей новыми знаниями по теме.
Развивает элементарные навыки культуры общения.
Формирует умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
№1.
Вводное занятие:«Нитка-раз, нитка-два..»
Чтение сказки о цветных клубочках.
Цель: познакомить детей с нитками, рассказать об их назначении.
Оборудование: клубки ниток, нитки в катушках, нитки «мулине», иллюстрации по теме.
№2.
Занятие: «Беседа с детьми о швейных принадлежностях. О соблюдении правил работы с клеем и ножницами».
Цель: познакомить детей со швейными принадлежностями, с правилами безопасности при работе с ними, учить отгадывать загадки.
Оборудование: цветные нитки, ножницы, клей, спицы, крючок, наперсток.
№3.
Занятие: «В гостях у Бабушки-Рукоделницы»
Цель: рассмотрение куклы из ниток, беседа с детьми о истории создания первых кукол. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток.
Оборудование:коллекция промышленных образцов тканей и ниток; иголки, крючки, нитки, образцы вязанных, тканных и вышитых изделий.
№4.
Занятие: «Кукла»
Цель: развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток. Обогащать лексику признаками и действиями. Воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.
Оборудование: нитки разного цвета, ножницы.
Октябрь
№5.
Занятие: «Овечка и барашек»
Цель: научить наматывать нитку на шаблон;
развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Оборудование: две одинаковые заготовки, чтобы животное могло стоять. Нитки, ножницы.
№6.
Занятие: «Домик»
Цель: продолжать учить наматывать нитку на шаблон;
развивать внимательность, усидчивость. Развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Оборудование: плотный картон, простой карандаш, ножницы, нитки средней толщины.
№7.
Занятие :«Звездочки»
Цель: продолжать учить наматывать нитку на шаблон;
развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Оборудование: круг из плотного картона, простой карандаш, ножницы, нитки средней толщины.
№8.
Занятие: «Цветок» Рисование с помощью ниток.
Цель: вызвать интерес к созданию образа нетрадиционной техникой рисования.
Развивать творческое воображение, фантазию. Учить дорисовывать детали.
Оборудование: цветная бумага темных тонов, несколько ниток длинной больше
листа А4, краски (гуашь),кисточка, баночка с водой, салфетка.
Ноябрь
№9.
Занятие: «Морозные узоры» Рисование с помощью ниток.
Цель:воспитывать любовь к красоте родной природы, уважение друг к другу и взаимопомощь. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. Вызвать интерес к созданию образа снежных кружев различными нетрадиционными техниками.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Оборудование: цветная бумага темных тонов, нитки, белая краска(гуашь)
№10.
Занятие: «Игра с ниткой на бархатной бумаге»
Цель: учить детей новой техникой рисования по бархатной бумаге. Не традиционная техника рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию зрительно – моторной координации.
Оборудование: лист бархатной бумаги и шерстяную ниточку контрастных тонов.
№11.
Занятие: «Каждый листик золотой…»
Цель: познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить работе с клеем и резанными нитками. Учить воплощать задуманный образ, создавая композицию на листе картона.
Оборудование: трафарет листочка, клей ПВА, нитки, ножницы, салфетка.
№12.
Занятие: «Собачка»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Оборудование: картинка собачки, клей ПВА, нитки, ножницы, салфетки.
Декабрь
№13.
Занятие: «Котенок»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать изображение котенка пластилином и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом. Учить располагать готовую работу.
Оборудование: картинка котенка, пластилин, нитки, ножницы, салфетки.
№14.
Занятие: «Портрет»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Учить располагать готовую работу
Оборудование: портрет мальчика или девочки, клей ПВА, нитки, ножницы, салфетка.
№15.
Занятие: «Улитка»
Цель: продолжать учить детей постепенно намазывать фигуру клеем, выкладывать пространство внутри контура шерстяной ниткой, не обрезая ее.
Учить выкладывать нитку спиралью от центра к контуру и наоборот — сначала выложить контур, а затем заполнять пространство внутри.
Оборудование: кусок плотного картона, карандаш, разноцветные шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА (или клеящий карандаш), кисточка для клея.
№16.
Занятие: «Солнышко»
Цель: продолжать учить детей наклеивать нить по контуру. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.
Оборудование: кусок плотного картона, карандаш, нитки желтого цвета, ножницы, клей ПВА (или клеящий карандаш), кисточка для клея, цветная бумага.
Январь
№17.
Занятие: «Цветок»
Цель: познакомить детей с изготовлением помпонов. Развивать умение составлять коллективную композицию. Развивать мелкую моторику пальцев, рук.
Оборудование: разноцветные шерстяные нитки в клубочках. Ножницы. Тонкая проволока.Индивидуальная коробка для ниток.Шаблоны из картона по количеству детей (диаметром 6 см по 2 шт. на каждого ребенка, диаметром 10 см – 2 шт., диаметром 4 см – 6 шт.)
№18.
Занятие:«Пушистые бусы»(пампон)
Цель: развивать умение составлять коллективную композицию. Развивать мелкую моторику. Формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание узелка, снятие с шаблона. Воспитывать художественные чувства и эстетические качества.
Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь и выручку.
Воспитывать аккуратность, старательность и трудолюбие.
Оборудование: разноцветные шерстяные нитки в клубочках, ножницы, индивидуальная коробка для ниток.
Шаблоны из картона по количеству детей (диаметром 6 см по 2 шт. на каждого ребенка, диаметром 10 см – 2 шт., диаметром 4 см – 6 шт.)
№19.
Занятие: «Божья коровка»
Цель: формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание узелка, снятие с шаблона.Воспитывать художественные чувства и эстетические качества.
Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь и выручку.
Воспитывать аккуратность, старательность и трудолюбие.
Оборудование: Разноцветные шерстяные нитки в клубочках, ножницы.
Индивидуальная коробка для ниток.
Шаблоны из картона по количеству детей (диаметром 6 см по 2 шт. на каждого ребенка, диаметром 10 см – 2 шт., диаметром 4 см – 6 шт.).
№20.
Занятие: «Игрушки для елки» (пампоны)
Цель: формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание узелка, снятие с шаблона.Воспитывать художественные чувства и эстетические качества.
Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь и выручку.
Воспитывать аккуратность, старательность и трудолюбие.
Оборудование: разноцветные шерстяные нитки в клубочках, ножницы, индивидуальная коробка для ниток.
Шаблоны из картона по количеству детей (диаметром 6 см по 2 шт. на каждого ребенка, диаметром 10 см – 2 шт., диаметром 4 см – 6 шт.)
Февраль
№21.
Занятие: «Изготовление шаров из ниток»(вводное занятие)
Цель: Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток. Обогащать лексику признаками и действиями. Воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.Как смастерить шарик из ниток:
1. Надуйте шарик нужного размера, хорошо завяжите горлышко.
2. Конец нитки от катушки проденьте в иглу, проколите с краю насквозь стаканчик. Иголку снимите, при этом нитка должна легко вытягиваться и смазываться клеем. Налейте клей, стаканчик можно наклонить.
3. Работу лучше выполнять в паре: один регулирует подачу нити, другой наматывает нить на шарик.
4. Мокрое изделие подвесить и оставить до высыхания.
5. После высыхания проколоть иглой воздушный шар.
6. Пофантазировать : на что похож мой шар из ниток и добавить нужных деталей.
Оборудование: ножницы, воздушные шарики, шерсть, клей ПВА, миска.
№22-23.
Занятие:«Колобок»
Цель: учить воплощать задуманный образ, создавая поделку из шара из ниток. Развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение. Учить работать в парах.
Оборудование: воздушный шарик, канцелярский клей, катушка с нитками, посуда для клея, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
№24.
Занятие: «Чаша»
Цель: Продолжать учить воплощать задуманный образ, создавая поделку из ниток. Развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение. Учить работать в парах.
Оборудование: чаша, канцелярский клей, разноцветные нитки, посуда для клея, тонкая пленка, ножницы, салфетки.Март.
№25-26.
Занятие: «Утенок»
Цель: продолжать учить воплощать задуманный образ, создавая поделку из шара из ниток. Развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение. Учить работать в парах.
Оборудование: воздушный шарик, канцелярский клей, катушка с нитками, посуда для клея, цветная бумага, ножницы, клей ПВА
№27.
Занятие: «Рыбка»
Цель: продолжать учить детей работать с нитью и клеем. Познакомить с трикотажем, учить распускать лоскутки трикотажа-волнистые нити послужат для оформления хвоста и плавников. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение. Учить работать в парах.Оборудование: картон и цветная бумага. Любые нитки – для вязания, шитья, штопки, трикотажные лоскутки,бусинки или бисер. Природные материалы (чешуйки от шишек, ракушки, крупа, засушенные листья, арбузные/тыквенные/кабачковые семечки, семена), краски, клей ПВА.
Игра« Кто быстрее смотает клубочек».
Цель: Развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Оборудование: разноцветные клубки ниток.
№28.
Занятие: «Маленький портной»- игра-шнуровка.
Цель: Показать детям, как продевая шнурок в отверстие, можно обвязать силуэт красивым узором.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Учить самостоятельно составлять узор на силуэте.
Оборудование: готовые силуэты одежды, обуви с пробитыми дыроколом на небольшом расстоянии дырочек, толстые нитки.
Апрель.
№29.
Занятие:Подвижная игра «Узелок, иголка, нитка».
Описание игры: Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.
Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?
Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.
№30.
Занятие: «Цветок» (спиральки из ниток)
Цель: познакомить детей с аппликацией из ниток - спиральки. Учить детей наматывать нить на карандаш. Ознакомить с техникой работы. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
Оборудование: клубочки шерсти или синтетической пряжи. карандаш, клей ПВА, картон.
№31.
Занятие: «Стаи рыбок» подвижная игра.
Цель: разучить с детьми новую подвижную игру. Использовать нити в игре.
Правила игры: игроки делятся на 2-3 равные команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22-25 сантиметров, ширина 6-7 сантиметров), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра). Ребята закрепляют коней нитки на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост рыбки "противника". Касаться ниток и рыбок руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.
Оборудование: бумажная рыбки разного цвета (длина 22-25 см, ширина 6-7 см.), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра).
№32
Занятие: «Бабочка» (спиральки)
Цель: учить детей наматывать нить на карандаш. Ознакомить с техникой работы. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Учить самостоятельно составлять узор на силуэте.
Оборудование: клубочки шерсти или синтетической пряжи. карандаш, клей ПВА, картон.
Май
№33.
Занятие: «Ежик» (петелька)
Цель: учить составлять сюжетную композицию, учить наклеивать иголки ежика в виде петельки на трафарет. Продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать терпение и усидчивость.
Оборудование: клубочки шерсти или синтетической пряжи, карандаш, клей ПВА, картон.
№34.
Занятие: «Портрет девочки»(петелька)
Цель:учить приклеивать по одной петельке к трафарету, создавая прическу для девочки.Продолжать учить детей хорошо владеть рукой и пальчиками, быть выдержанными, развивать усидчивость.Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.
Оборудование: портрет девочки, шерстяные толстые нитки, клей, ножницы, салфетки.
№35.
Занятие: «Цветок» (петелька)
Цель: продолжать учить детей хорошо владеть рукой и пальчиками, быть выдержанными, развивать усидчивость. Учить приклеивать по 1 петельке к трафарету. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.
Оборудование: рисунок цветка, шерстяные толстые нитки, клей, ножницы, салфетки.
№36.
Занятие: «Выставка детских работ»
Цель: показать результаты работ за год, чему научились, порадовать родителей своими успехами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка о цветных клубочках.
Это было давным-давно. У одной старенькой доброй Феи в корзинке жили разноцветные клубочки. Жили они дружно и никогда не ссорились. Старушка была мастерица и делала из них красивые вещи. То картинку сделает, то игрушку смастерит, то коврик сплетет. Все свои поделки она дарила детям, и они были очень рады. Ниточкам-клубочкам было интересно у старушки.
Но в последнее время добрая Фея стала совсем старенькой, очень редко бралась за рукоделие и клубочки лежали в корзинке и скучали. Только озорник котенок Васька иногда забирался в корзинку с нитками, переворачивал ее и на пол высыпались все клубочки. Котенку очень нравилось гонять их по комнате. Клубочки тоже радовались таким играм, но они так спутывались друг с другом, что нельзя было разобрать, где синий, где зеленый клубок. Ниточки не сердились на Ваську, но бабушке, почему- то не очень нравились эти игры. Она брала веник и выгоняла котенка из комнаты. Клубочкам было непонятно, почему бабушка сердится, ведь так весело играть вместе.
Вечером старушка садилась у окошка, собирала к себе в подол фартука все клубочки и начинала наводить порядок в корзинке. Она аккуратно сматывала каждый клубочек, укладывала на место и разговаривала с ними о том, какие красивые вещи можно сделать из ниток. Когда в корзинке был наведен порядок, бабушка ставила ее в кресло и клубочки опять оставались без дела и скучали.
Но вот однажды в соседнем королевстве Серебряной паутинки объявили бал в честь рождения маленькой принцессы. Добрую Фею пригласили тоже, и она решила сделать малышке подарок.
Клубочки стали спорить, кто из них самый нужный, кого выберет старушка для работы. Тут из корзинки выпрыгнул красный клубочек.
– Я самый красивый и яркий! Я – солнышко, я – ягодка, я – цветок!
– А я, - сказал синий клубок,- весеннее небо, незабудки, колокольчики.
– А как же без меня! Как без зеленой лужайки, без нежной зелени весеннего леса. Я самый главный!
– А какой же летний луг без меня? Как же без золотых головок одуванчиков? – скромно вступила в спор желтая ниточка.
– А кто же нарядит березки в белые сарафаны?- промолвил белый клубочек.
Долго еще бы спорили клубочки о важности своего цвета, но тут в комнату вошла добрая Фея. Клубочки примолкли и ждали, кого же выберет старушка. Она внимательно посмотрела на корзинку и сказала: « Как хорошо, что у меня есть разноцветные клубочки, какой прекрасный подарок у меня получится».
Добрая Фея старалась всю ночь. Коврик получился как живой и очень красивый. Все гости на балу не переставали любоваться подарком. Ниточкам было немного стыдно, что они затеяли ненужный спор о том, кто из них важнее.
Клубочки поняли, что только всем вместе и дружно можно делать добрые дела и радовать друзей.
Загадки о иголке, нитке.
Птичка-невеличка С льняным хвостом Сквозь стенку перелётывает. (Иголка, нитка, ткань.) Карельская. Конь стальной, Хвост льняной. (Иголка, нитка). Русская. Утка ныряла-ныряла И хвост потеряла. (Иголка, нитка.) Русская. Маленькая головка, Тысяча глаз. (Напёрсток). Ногайская. Утка ныряла-ныряла И хвост потеряла. (Иголка и нитка.) Русская. Мал, мал домик С сотню окон. (Напёрсток.) Латышская. Круглая гора, Что ни шаг, то нора. (Напёрсток.) Белорусская. Сама маленькая, тоненькая, Коса длинная. (Иголка с ниткой.) Узбекская. Пять человек Один железный шест тащат. (Пальцы, игла.) Нанайская. Легко, кругло, А за хвост не поднять.
(Клубок.) Русская.
Побегу в сторону - Останется хвост На семь вёрст. (Клубок.) Белорусская. На чём Больше всего обручей? (На клубке.) Белорусская. Чем больше бегает свинка, Тем больше толстеет. (Веретено, пряжа.) Латышская.
Ими вяжут, ими шьют, Но сначала их прядут И в клубочки их мотают, На катушки собирают.
(Нитки)
Ножницы
Режем мы и вырезаем, Маме шить мы помогаем .(Ножницы)
Два кольца, два конца, А посередине - гвоздик.
(Ножницы)
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(Ножницы)
Детям мы кроим одежду,
Стрижем ногти на пальчиках,
Подстригаем волосы девочкам и мальчикам.
(Ножницы)
Они бывают разные:
Тупые и острые,
Детские и взрослые.
(Ножницы)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
(Ножницы)
Нитка с иголкой.
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Нитка с иголкой)
Я - одноухая старуха
Прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину, я тяну.
(Нитка с иголкой)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Нитка с иголкой)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик...(иголка)
Пословицы
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Какова пряха, такова и на ней рубаха. Рядись, не стыдись, а работать не ленись. Умелые руки не знают руки. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня. На бога надейся, а сам не плошай. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком. Терпенье и труд – всё перетрут.
Потешка.
По дорожке Дарья шла, клубок ниточек нашла.Клубок маленький, нитка аленька.Клубок катится, нитка тянется.Клубок дале, дале, дале.Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла, потянула — порвала.
Детские стихи про нитку и иголку.
Загадки про иголку.
Она всё порхает!Она вся в полёте!Всегда она перваяВ нашей работе!Да, это на рабство,Простите, похоже:Я всюду тащитьсяДолжна за ней тоже!"И тут в разговор вдругВступила Катушка:"Ах, Дочка, держисьЗа Игольное ушко!Порвать вашу дружбуНе делай попытки:Иголке- иголкино,Ниткино- Нитке!"
***О. ДимаковаСловно молния сверкала,За собою нить таскала,Дыры все зашить могла,Но сломалась вдруг игла
***Д. ПономареваНитка с иголкой — подружки.Шить друг без друга не могут.Нитка иголке пролезет в ушко,И принимаются за работу.Заштопают пододеяльник, подушку,Пуговки ровно пришьют,Починят порвавшуюся игрушку —Ладно и мирно живут.Если иголка сломается, ниткаБудет в коробке грустить.А если закончится нитка, иголкаДальше не сможет шить.
***В. ЕреминПо тряпочке из хлопка,Пронзая ткани сеть,Снует моя иголка, Пытаясь улететь.Но тоненькая нитка Умчаться не даетИ крестик, вышивая, Рисунок создает.Цветочные узоры,Солнышко и домНемного кривоваты…Но я здесь, ни при чем.Игла сама скакалаИ ниточку вела,А я лишь укрощала, Чтоб вышивка была. Все пальцы исколола…От боли чуть жива.Когда совсем устала, Мне мама помоглаПоймала ту иголку,Погладила меня… Она секреты знала…Наперсток мне дала.
***Ян Бжехва Перевод А. СамсоновВ пляс пошли иголка с ниткой,Пан - нескладно, пани - прытко!Вид с иголочки у пани,Нитка - парень с узелками.Парень зацепился крепко:"Ах, как чудно пляшет девка!"А игла пошла стежками,За иголкой - нить прыжками.Вверх иголка, нитка - сбоку,А игла сверкнула оком,Холодна, изящна, цепка.Парень шепчет: "Что за девка!"Так друг с дружкой покружилиИ под вечер фартук сшили.
***М. Пастернак.-Что же важнее- иголка? А нитка?
Так размышлял ёжик Никитка- Иголкам без ниток достаточно делаГлавное с ними справляться умело…А вот для нитки иголка нужнаВ ткань не пройдет без иголки онаЁжик довольный шел по дорожкеНес на иголках грибочков немножкоЛистья брусники, шишек три штучки…Очень удобно, когда ты колючий.
Пальчиковая гимнастика.
«Вот помощники мои».
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели
И опять обратно в путь.
Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
КапусткаМы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим, (имитация посола капусты)
Мы капустку трем, трем, (трем ладошки)
Мы капустку жмём, жмём. (сжимаем-разжимаем кулачки)
«Улитка»
Кто так медленно ползет,
Дом свой на себе несет?
Сжать руку в кулачок и медленно двигать по столу.
Проползет ещё немножко,
Высунет и спрячет рожки.
Вытянуть вперед указательный и средний пальцы.
По листу, по ветке гибкой Медленно ползет … улитка!
«Улитка» ползет с высунутыми «рожками».
«Цветочек»
Солнце поднимается - цветочек распускается
(ладони прижаты друг к другу, потом раскрываются)
Солнышко садиться - цветочек спать ложиться
ладони соединяются – закрываются в бутон).
«Стул»
Спинка и сиденье - стул на удивленье
Мы на стуле посидим, друг на друга поглядим
(к правой ладони приставляется кулак левой, потом наоборот)
Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5, будем пальчики считать (трогать пальцем каждый палец другой руки).
Крепкие, дружные, все такие шумные (обнять кисти рук)
Тише, тише, не шумите, наших деток не будите (палец к губам)
Птички станут щебетать, будут пальчики считать (пальцы обеих рук в кулаки)
Большой палец встал один, указательный за ним
Средний будит безымянный, тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все, Ура! На работу им пора
(по очереди трогать пальцы то правой, то левой рукой, на последней строчке – хлопать в ладоши)
«Гроза»Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу);
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)Он льет как из ведра! (стучим сильнее);
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе);
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)Все быстро убегают домой (прячем руки за спину);
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
Пальчиковая гимнастика
Мои пальчики расскажут, все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке. все делать могут, всегда помогут.Они на дудочке играют, мячик бросают, белье стирают, пол подметают, они считают, щиплют, ласкают - мои пальцы на руке.
(на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу, затем хлопать в ладоши, далее подражать движениям стихотворения)
***Один, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять,Один, два, три, четыре, пять,В домик спрятались опять.***
Пальчик о пальчик: тук, тук, тук,Ладошки, ладошки: хлоп, хлоп, хлоп,Кулачками, кулачками: стук, стук, стук,Локотками, локотками: цок, цок, цок,Ножками, ножками: топ, топ, топ,Ротик закроем, немножко помолчим!Упражнение для координации речи с движениями.
Уж я сеяла, сеяла ленок Я полола, полола ленок. Уж я дергала, я дергала ленок, Уж я стлала, стлала ленок. Я мочила, я мочила ленок, Я сушила, я сушила ленок. Уж я мяла, уж я мяла ленок Я трепала, я трепала ленок Я чесала, я чесала ленок, Уж я пряла, я пряла ленок, Уж я ткала, я ткала ленок.
Используемая литература
Г.И.Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» Москва «Просвещение» 1990.
В.М. Максимова «Энциклопедия вязания» Москва 1993.
Н.П. Сакулина Т.С. Комарова «ИЗО в детском саду» Москва 1982.
ОюС.Молотоборова «Кружок изготовления игрушек- сувениров» Москва «Просвещения» 1990.
http://karaponder.ru
vk.com/club58199374
remeslo.okis.ru/mastershar.html
mam2mam.ru/articles/favorites/article..ru/articles/favorites/article.php?ID=772
www.liveinternet.ru/tags/поделки+из+ниток/
luntiki.ru/blog/podelki/1337.htmlluntiki.ru/blog/podelki/1337.htm
sdelaysam-samodelki.ruИ. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.
http://womanadvice.ru/podelki-iz-nitok-i-kleya#ixzz2k7dm8s7s