Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Кубанские варенички
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«КУБАНСКИЕ ВАРЕНИЧКИ»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №7»
х.Протоцкие
Красноармейского района
Сергиенко И.В.
ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активность; закреплять знания о выращивании хлеба на Кубани « от зёрнышка до каравая «; повторить кубанские пословицы, поговорки о хлебе и труде хлебороба; учить обозначать словами особенности предметов и материалов; продолжать формировать умение работать с тестом ( лепка вареников); воспитывать уважение к труду и кубанским традициям ( хлебосольство), готовность к взаимопомощи, к сотрудничеству.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Иллюстрации и фотографии посвящённые хлебу, чтение рассказов, сказок, стихов: « Что всего дороже?» Л. Извекова, « Голубь и пшеничное зёрнышко» М. Юсупов, «Курочка» Г. Лебедева и др.
МАТЕРИАЛ. Мягкая игрушка Курочка, ткань для речки, макет мельницы, фартуки и поварские колпаки, доски, скалки, формочки для вырезания кружочков из теста, продукты для изготовления вареников
( мука, яйца, начинка для вареников).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Слышите, где-то шуршит? Давайте тихо подойдём и посмотрим: кто это там шуршит?
ДЕТИ. Никого нет!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Тогда отгадайте загадку:
Сто один брат,
Все в один ряд
Вместе связаны стоят. (Снопик)
(В это время под народную мелодию « Ой да на Кубани» появляется Снопик с коробочкой.)
СНОПИК. Друзья, вы меня узнали? Правильно, я ваш знакомый Снопик. У меня в руках коробочка. Попробуйте отгадать, что у меня в ней лежит?
Белая белянка по полю гуляла,
Домой пришла по рукам пошла.
( мука)
( открывает коробочку и показывает куль с мукой.)
Вот вам мука пшеничная с наших бескрайних кубанских полей. Вы дети умелые, может быть, что- нибудь из неё сделаете.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Спасибо тебе, Снопик!
СНОПИК. Мне пора, до свидания, ребята!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а что у нас на Кубани пекли из муки?
( Дети высказываются до тех пор, пока не вспомнят о Колобке.)
А из какой муки наши предки пекли колобков? (Из ржаной.)
( В группу под казачью песню « Трава моя, трава» вбегает Колобок.)
КОЛОБОК. Фу! Наконец- то я убежал от дедушки и бабушки! Ой, а куда это я попал?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуй, Колобок! Ребята, куда попал Колобок?
( ответы детей.)
И что тебе, непоседа, дома не сидится?
КОЛОБОК. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареники налепить, а я не умею. Да и неохота мне.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ты, оказывается, лодырь! Про таких, как ты, знаешь, как говорят? Ребята, давайте Колобку напомним, как народ называет лентяев и бездельников.
ДЕТИ. - У ленивого хозяина сапоги с ног стянули.
Труд кормит, а лень портит.
КОЛОБОК. Ой- ой- ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, умеют! Они ведь у нас кубанские казачата. И тебя научат. Правда, ребята? ( Да!)
КОЛОБОК. А что для этого надо? У меня ничего нет.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Зато у нас всё есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? Правильно, закатываем рукава и идем мыть руки.
КОЛОБОК. А зачем их мыть? ( Плюёт на них и вытирает об одежду.) Вот и чистые!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, подскажите Колобку, зачем надо мыть руки.
( Чтобы были чистыми. Чтобы тесто не пачкать и т. д.)
А сейчас надеваем фартуки, колпаки. Мне хочется рассказать вам интересную казацкую байку, сказку про вареники.
(Воспитатель подводит детей к столу на котором стоит макет кубанского подворья : белая хата, казак с казачкой, колодец, курица, петух , свиньи.)
СКАЗКА
( показ процесса работы с тестом)
В одной кубанской станице жила- была казачка. Решила она как- то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет! Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила:
« Мельник, мельник, дай мне муки- вареников налепить, да казачат накормить.» Мельник дал ей муки.
Побежала она к речке: « Речка- матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить, да деток накормить.» Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке:
« Курочка- хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные.» Дала ей курочка яичко.
Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула, Взяла сито....
Подскажите, что было дальше.
( Муку просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и стала месить.)
-Что у неё получилось? ( тесто) Какое? ( простое.)
(Воспитатель показывает готовое тесто и дети вместе с воспитателем лепят вареники.)
Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь. Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы вареники одинаковые были. Начинку положили и краешки крепко- крепко залепили, чтобы начинка не « убежала», спрятали её там.
( Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Кубани края вареников скрепляют косичками.)
Потом их сварили и ещё горячим маслом полили, чтобы не прилипли друг к другу.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Колобок, а ты знаешь, с чем едят вареники с творогом? Не знаешь! Подскажите, ребята. (со сметаной)
-А с картошкой? (С пассированным на растительном масле луком.)
А с фруктами, с ягодами? (Их сахаром посыпают.)
Вот такая моя сказка про вареники. Мы с вами хорошо потрудились, утомились. Давайте выйдем в поле широкое.
(Звучит песня « Ой ты, степь широкая!»
Ой ты, степь моя, степь кубанская!
Ты мне чудишься песней- сказкою!
Ты звенишь- поёшь каждым зёрнышком,
Ты в судьбе моей, словно солнышко!
ФИЗМИНУТКА.
Пришли тракторы -----ходьба на месте,
Землю вспахали--------верёвочка»,
Пшеницу посеяли------перебирают пальчиками,
Выросла пшеничка, заколосилась----поднялись на носочки и покачались,
В снопы её собрали-----1,2- руки в стороны; 3, 4- обхватить себя,
Обмолотили--------- рубят топором,
На мельницу отвезли-----рулят,
Муку смололи----круговые вращения руками,
Тесто замесили, раскатали, вареников налепили-----показать.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Тихонечко присаживаемся, продолжаем лепить и играть, чтобы нам не было скучно.
ИГРА.
« Я поеду на север и возьму с собой...» Что?
Сельскохозяйственные приспособления (трактор, сеялка, комбайн);
тесто ( дрожжевое, простое, слоёное, песочное, солёное);
зерно ( пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овёс).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, назовите сказки, в которых встречаются различные хлебобулочные изделия («Колобок», « Машенька и медведь», «Гуси- лебеди», « Красная Шапочка», Царевна- лягушка».)
Колобок, а ты знаешь, что на свете всего дороже?
КОЛОБОК. А ваши дети знают?
ДЕТИ. Хлеб!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну, вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо делать?
ДЕТИ. Отнести на кухню, чтобы их сварили.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Колобок, отнеси, пожалуйста, вареники на кухню, а мы пока снимем фартуки и помоем руки.
(Дети снимают фартуки и моют руки).
Ребята, вареники уже сварились! Вареники получились аппетитные. Накрываем столы. Будем угощать гостей со всех волостей. Колобок , и ты к нам присоединяйся!
Гость на двор - хозяину радость.
Кого почитают, того и величают.
Красному гостю - красное место.
А ещё и песню знаем про варенички.
(Исполняют шуточную кубанскую песню « ВАРЕНИЧКИ»)
КОЛОБОК. Спасибо вам ребята! Я и так у вас задержался. Дедушка с бабушкой волнуются! И пока не знают, что теперь я и сам смогу налепить вареников.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот тебе миска с варениками! Беги домой и угости Дедушку и Бабушку. Привет от нас передай!
КОЛОБОК. Спасибо вам большое! Вы меня многому научили. Мне стыдно за то, что я был ленивым и убежал от дедушки и бабушки. Я больше так не буду поступать! Ну, я побежал! До свидания, ребята!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про нашу малую Родину, про наш родной Кубанский край!
Кубань- земля такая,
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песни запевает
И душу открывает
Прозрачную до дна.
15