Урок русского языка в 3 классе Тема: Знакомство с орфограммой Ь (мягкий знак) на конце существительных в начальной форме с шипящими на конце.


Класс: 3
Урок русского языка
Тема урока: Правописание мягкого знака на конце существительных в начальной форме после букв шипящих.
Цели:
иметь представление о правописании Ь на конце имён существительных (в начальной форме) после букв шипящих;
уметь безошибочно записывать существительные в начальной форме с буквами шипящих на конце слова, доказывая выбор букв;
развивать универсальные умения и навыки.
План:
Этапы
урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяI Актуализация знаний, умений и навыков
Сегодня наш урок необычный – во-первых, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, пожелав им здравия, здоровья.
Садитесь. Запишите сегодняшнее число и вид работы.
А ещё наш урок необычен тем, что прямо сейчас мы с вами отправляемся на берег моря. Море это необычно, это - море знаний. Не зря прямо у берега на волнах качаются буквы для нашей минутки чистописания. Запишите на следующей строке буквы Жэ, Че, Ша, Ща с элементом наклонная линия с петлёй вверху и внизу.
На какие две группы можно разделить данные буквы?
Что их объединяет?
Сегодня мы ещё вернемся к данным буквам. Буквы согласных, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки и всегда мягкие согласные звуки.
Буквы согласных, обозначающих непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. Это буквы шипящих согласных звуков.
Интеллектуальная разминка
Но заметьте, на нас смотрит интересный человек.
Я, Джеймс Кук, капитан судна, стоящего на рейде в гавани и готового в любой момент отправиться на поиски сокровищ.Но на моем корабле нет юнги. Кто хочет им стать? А вы смелые и сообразительные? Давайте проверим?
Что объединяет данные слова?
«Лишнее» слово?
вьюнок
стеречь
деревья
кальмар
богатырь
обезьяна
Что объединяет два оставшихся слова? Слова с буквой «Ь»
«Лишнее» слово стеречь – глагол, а ост. сущ. В этом слове Ь указывает на неопределённую форму глагола.
деревья – мн.ч., а ост. – ед.ч.
обезьяна – ж.р., а ост. - м.р.
вьюнок – ь – предупредительный, а ост. Ь – показатель мягкости.
Сущ. одуш., нариц., м.р., ь – показатель мягкости, кол. звуков меньше, чем количество букв, нач. форма, ед.ч.
II Знакомство с новым материалом
Проблемная ситуация
Раз вы так умны, может быть, вы поможете мне найти таинственный остров с сокровищами. Тот, кто обладает этими сокровищами – умеет безошибочно писать любые слова.
Итак, три острова, которые называются …
Приведите примеры слов
На нужном нам острове можно встретить некоторые из этих слов:
[м а л ы ш ] [м ы ш ]
[ м, а ч,] [ р, э ч, ]
[п л а щ, ] [ в, э щ, ]
Сравните последний звук в каждой паре слов.
Запишите буквами данные слова.
Что вас удивило?
Какой возникает вопрос? (на доске: тема урока)
Каковы цели сегодняшнего урока?
ь – показатель мягкости, ь – предупредительный, ь – который указывает на форму слова.
Звуки одинаковые: [ш] – согласный, твёрдый/непарный, глухой/парный, шипящий;
[ч,] - согласный, мягкий/непарный, глухой/непарный, шипящий;
[щ, ] - согласный, мягкий/непарный, глухой/непарный, шипящий.
Звук на конце существительных одинаковый, но в первом случае обозначается буквой «Ша», а во втором случае буквами «Ша» и «Ь»
Когда Ь после букв шипящих пишется, а когда нет?
Выяснить, в каком случае Ь пишется, а когда - нет;
уметь безошибочно записывать существительные в начальной форме с буквами шипящими на конце.
Выдвижение гипотез
Какие есть гипотезы?
Какая гипотеза вам кажется ошибочной?
Кто может доказать свою точку зрения?
Давайте сравним наше предположение с правилом в учебнике (стр.180)
Теперь необходимо обобщить новое знание в виде схемы (З. стр.28 упр.505). Дети перечисляют гипотезы, учитель их записывает кратко на доске.

Физминутка «Карлики и великаны»
Сначала игра идёт по существующим правилам. Затем правила усложняются: если существительное нужно писать с Ь, то показываем великанов, а если без Ь – показываем карликов.
Обруч, полночь, луч, лещ, помощь, товарищ. III Первичное закрепление
Как действовать, чтобы правильно написать существительное с буквами шипящих на конце?
(У. стр.181, упр. 506)
Самостоятельная работа (У.стр. 181 упр.507)
Задание? Какое умение нам необходимо, чтобы выполнить данное задание?
Определите цену задания.
Решив орфографические задачи, запишите слова и выставите самооценку. Дети проговаривают алгоритм работы с существительными в начальной форме с буквами шипящих на конце.
Следуя алгоритму, решают орфографические задачи
Взаимопроверка
Возьмите простой карандаш или зелёную ручку и проверьте работу своего соседа по парте.
Поменяйтесь тетрадями. Согласны ли вы с оценкой товарища? Совпала ли она с вашей самооценкой?
Итак, встаньте те ребята, у кого от 0 до 7 баллов; 8, 9 или 10; 11, 12 или 13; 14 баллов. Происходит взаимопроверка . Дети доказывают написание Ь по алгоритму: слово – сущ. в нач. ф. с буквой шипящего на конце, род - …, Ь пишу (не пишу).
IV Подведение итогов
Итак, на каком же острове спрятаны сокровища – целый сундук знаний? Почему? Давайте проверим.
Вспомните, какими были цели урока?
Поднимите руку те, кто считает, что достиг поставленных целей? Почему?
Поднимите руку те, кто считает, что цели урока не полностью реализованы? Почему? Что необходимо сделать?
Поднимите руку те, кто считает, что цели урока совсем не достигнуты? Остров, где Ь – указывает на форму слова. Здесь Ь указывает на существительное женского рода с буквами шипящих на конце.
Домашнее задание на выбор:
упр. 509 (У. стр.182, З. стр. 28)
сочинить сказку или стихотворение о том, почему только у существительных женского рода после букв шипящих пишется Ь.
Считаю, что каждый из вас может не только стать юнгой на корабле капитана Кука, но и отправиться в собственное путешествие по морю знаний! Спасибо за урок! Дата: 15.03.2011
Одним из ценностных ориентиров начального образования, является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию через развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). Этого можно достичь при формировании таких универсальных учебных действий, как
личностные – Формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
регулятивные - Овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
познавательные - Научатся использовать знаково – символические средства, овладеют действием моделирования, широким спектром логических действий и операций.
коммуникативные - Приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.