Конспект занятия по дополнительному образованию Кот Васька — Именинник


«Кот Васька _ Именинник»
Цель: воспитывать  доброе отношение и любовь к животным, разучить с детьми русские народные игры : «Заинька», «Воробей», «Птички - невелички», «Кот и мыши».
- Сегодня к нам придет необычный гость, а кто  это вы сейчас угадаете.
«Я умею чисто мыться,
Не водой, а языком
Мяу. Как мне часто снится,
Блюдце с теплым молоком!»
В.: - Кто это?
Д.: Кошка.
В.: Правильно, к нам в гости пришел  кот-Васька. Давайте с ним поздороваемся, познакомимся.
- Какой он? (мягкий, пушистый).
- А что есть у кота? (голова, туловище, хвост)
- А на голове что у него? (ушки)
- Какие у него ушки? (маленькие)
- Какие глазки? (черные) А усы? (длинные)
- А что это на лапках? (коготки-царапки)
- Как хорошо вы рассказали про нашего гостя, и  он хочет с вами поиграть.
Ритмическая  гимнастика «Кот - Васька»
«Ходит Васька серенький.
Хвост пушистый, беленький
Ходит Васька кот.
Сядет, улыбается
Лапкой умывается, песенку поет,
Мяу, мяу (2 раза)
Двор неслышно обойдет,
Притаится  у ворот,
Серых мышек ждет».
В.: Ребята, сегодня у Кота Васьки День Рождения. Он позвал гостей, первым пришел Заинька. Давайте с ним поиграем.
Играющие становятся в круг и берутся за руки. На середину садится «заинька»-один из участников. За кругом ходят два «волка». Круг двигается попеременно то в левую, то в правую сторону, все поют:
Заинька, по огородику гуляй-таки, гуляй,Серенький, по зеленому разгуливай, гуляй!Некуда заиньке выскочить,Некуда серому выпрыгнуть.Трои ворота призатворены стоят,На них замочки крепко висят,У каждых у ворот по два сторожа сидят,По два серых волка рычат.
Затем переговариваются с заинькой:-Где ты, заинька, был?-В огороде.-Кто тебя видел, заинька?-Серые волки.-Не били ли заиньку?-Били-били, колотили.-Как тебя били, заинька?-По спинке дубинкой, по загривку хворостинкой.-Ты бы, заинька, ушел.-Я уйти-то не ушел, убежать не убежал.-Ты бы, заинька, бороздкой.-Бороздка узка, а капустка низка.-Ты бы, заинька, ползком.-Чисто поле широко, темным лесом далеко.-Ты бы, заинька, под кустик.-Кустик реденький, а зайка серенький.-Ты бы, заинька, под елку.-Ой, нельзя под елку, ой, боюсь-уколюсь об иголки.-Ты бы, заинька, в деревню.-В деревню народ, зайку гонят от ворот.
По окончании диалога «волки» бегут ловить «заиньку».Дети подымая и опуская руки, «заиньку» впускают и выпускают из круга, «волки» бегают только за кругом. Пойманного «заиньку» слегка бьют веткой или хворостинкой. «Волки», не поймавшие «заиньку», носят его на спине несколько кругов.Затем выбираются новые «заинька» и «волки», игра продолжается.
-В.: А за Заинькой Воробышек в гости пожаловал.
Проводиться русская народная игра ВОРОБЕЙ. Дети берут себе названия птиц - воробей, сова, синица, кулик и пр. Участник, изображающий «воробья», ложится и делает вид, что он болен. Около «воробья» хлопочет «сова». К «сове» подходит «синица» и спрашивает: - Дома ль воробей? - Дома. - Что он делает? - Болен лежит. - Что у него болит? - Плечики. - Сходи, сова, в огород, сорви травки гречки, попарь ему плечики. - Пáрила, синичка, пáрила, сестричка. Его пар не берёт, только жару придаёт. «Синица» уходит, а к «сове» подходит «сойка»: - Дома ль воробей? - Дома. - Что он делает? - Болен лежит. - Что у него болит? - Животóк. - Сходи, сова, в огород, сорви травки репеёк, попарь ему животок. - Парила, соечка, парила, голубушка. Его пар не берёт, только жару придаёт. Затем настаёт очередь спрашивать «кулика»: - Дома ль воробей? - Дома. - Что он делает? - Болен лежит. - Что у него болит? - Пяточки. - Сходи, сова, в огород, сорви травки мяточки, припарь ему пяточки. - Ходила, куличок, парила. Его пар берёт, на ножки воробей встаёт. Все «птицы» подходят к «сове» и спрашивают: - Дома ль воробей? - Дома. - Что он делает? - По двору шныряет, крошки собирает, дома не ночует, коноплю ворует. «Птицы» бегут за «воробьем», дразнят его и поют: Ах ты воробейка, Серая шейка, В поле не ночуй, Коноплю не воруй. Сторожа придут, Тебе ножки перебьют. 
-А за Воробышком прилетели еще две птички – ростом невелички.
Проводиться русская народная игра «Птички – невелички»
Суть игры заключается в том, что дети должны изобразить летящих птиц. При этом каждый может воображать себя той птицей, которая ему больше нравится. Ребенок выходит на середину комнаты и демонстрирует «полет» или характерное поведение птицы. Окружающие при этом должны угадать, какая птица находится перед ними. Разрешается изображать как домашних птиц, птиц, живущих в городе рядом с человеком, так и лесных. Игра весьма увлекает детей, можно играть 20-30 минут.
-А что это кот Васька так громко мяукает? Это он мышей увидел. Где у нас мышки?
Дети пищат, подражая голосу птички.
Проводиться русская народная игра «Кот и мыши»
Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.