Методическая разработка по дополнительному образованию на тему Изготовление элемента русского народного костюма
Тема: Изготовление элемента русского народного костюма.
Цель: Обучить учащихся технологии декорирования женского головного убора как элемента русского народного костюма.
Задачи:
воспитывать интерес и уважение к русской культуре и национальным традициям;
расширить представление о кокошнике как элементе русского народного костюма;
обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
развивать художественный вкус, творческие способности детей;
формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Предварительная работа: Изучение традиций и обрядов масленичной недели на Руси, поиск иллюстраций с русскими национальными костюмами, изучение русских народных песен, закличек, игровых потешек. Поиск фотоматериалов, информации. Оформление уголка русской культуры.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериалов); практический метод (последовательное изготовление кокошника).Раздаточный материал: папки с инструкционными картами и фотоматериалами по теме; шаблоны кокошника и лица, цветной картон, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы; материалы для декорирования (бисерные ленты, бусы, тесьма с пайетками, атласные ленты и т.п.).Наглядный материал: презентация с иллюстрациями, изображающими празднование масленичной недели; фотографии русских национальных костюмов; фото женских головных уборов разнообразных форм, выполненных в традициях русского народного костюма. Демонстрационный материал: образец готового кокошника, образцы последовательного выполнения декорирования кокошника, шкатулка с украшающими и декорирующими элементами: бисерными лентами, бусами, тесьмой с пайетками, атласными лентами.
Музыкальное сопровождение: фонограммы масленичных песен, русских народных песен.
План:
Подготовительно-организационный этап
Театрализованное начало, приветствие гостей, представление участников мастер-класса, сообщение и обоснование выбора темы, определение целей и задач мастер-класса.
Основная часть
Введение в тему: роль празднования масленичной недели в традициях русского народа.
Повторение: беседа учителя с участниками о кокошнике как элементе традиционного русского костюма.
Практическая работа:
рассмотрение готового образца кокошника;
знакомство с используемыми декоративными материалами;
разъяснения учителем процесса выполнения работы;
подбор элементов рисунка орнамента;
выбор техники исполнения декорирования;
декорирование кокошника (сопровождается презентацией и комментариями последовательных операций выполнения работы);
демонстрация готовых изделий.
Заключительный этап. Рефлексия.
Сценарий мастер-класса
Подготовительно-организационный этап
(звучат масленичные песни, девочки в русских народных костюмах заходят в аудиторию, проигрывая игру «Ручеек», выстраиваются полукругом и читают стихи о масленице)
Первая ученица :На Руси Великой, славной
Праздник был один из главных,
Когда люди всем селом
Собирались за столом!
Вторая ученица:Собирались, говорили,
Блины ели, чаи пили,
Каждый душу изливал,
Свое сердце исцелял!
Третья ученица: Люди верили друг другу,
Чашу пили все по кругу!
Русской песней удалой
Украшали праздник свой!
Учитель: Проходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
Учитель: Здравствуйте дорогие гости и участники мероприятия. Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе. Слайд 1
2. Основная часть
Введение в тему: роль празднования масленичной недели в традициях русского народа. Слайд 4,5.
Первая ученица: Традицию празднования масленицы русский народ сохранил с давних времён. Празднование масленицы напоминает новогодний карнавал, и это не случайно. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось, как человек встретит год, таким он и будет. Поэтому наши предки и не скупились на щедрое застолье, безудержное веселье и праздничные наряды. В народе масленицу называли «широкой», «разорительницей».
Учитель: В нашей школе обучаются дети разных национальностей, и окружает их мир русской культуры, культуры того общества, гражданами которого они становятся. Мы помогаем им успешно социализироваться в этом обществе, приобщая к русским обычаям, традициям, празднованиям.
Сегодня мы представляем Вам мастер-класс как одну из форм работы с детьми по изготовлению русского головного убора – кокошника.
Итак, тема нашего мастер-класса: «Изготовление элемента русского народного костюма».
Целью мастер-класса является обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма. Слайд 2.
Задачи вы можете увидеть на слайде 3 (не проговариваем):
воспитывать интерес и уважение к русской культуре и национальным традициям;
расширить представление о кокошнике, как элементе русского народного костюма;
обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
развивать художественный вкус, творческие способности детей;
формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Учитель: Девочки, расскажите, что вы уже знаете о кокошнике?
Ученица: Кокошник — старинный русский женский головной уборв виде гребня (опахала (веера) или округлого щита) вокруг головы. Название «кокошник» (кокуй, кокошко) известно с XVII века, происходит оно от древнеславянского слова «кокош», обозначавшего курицу или петуха. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века. Слайд 6, 7, 8.
Учитель: Предлагаю повторить для наших гостей, что же представлял собой кокошник как элемент традиционного русского костюма.
Ученики по цепочке:
Это лёгкий веер из толстой бумаги с задником, т.е. пришитый к шапочке или волоснику.
Иногда кокошник имел начельник и матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. На задник также иногда сажали большие декоративные банты.
По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.
При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником.
Поверх кокошников часто носили убрус – шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей или фату – тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом.
Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком, а длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком и спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину. Слайд 9.
Практическая работа:
Учитель: Девочки, рассмотрите образцы кокошников и назовите декоративные материалы, которые используют для их украшения мастерицы-кокошницы. Слайд 10, 11, 12, 13
Ответ: Для украшения использовали различный материал: декоративный шнур, тесьму, ленты, банты, тканевые аппликации, искусственные цветы,бисер, жемчуг, бусы, стекло, пайетки, драгоценные камни, фольгу, вышивку, позумент, золотые нити, кружево и другие.
Учитель: Нужно ли при декорировании придерживаться каких-либо правил?
Ученица: В изученной нами литературе мы не нашли строгих правил украшения кокошника. Рассматривая картины художников, мы пришли к выводу, что в основном при декорировании кокошников использовали орнамент с растительными узорами. Но также украшали и геометрическими фигурами
Ученица: Но всё же стоит обратить внимание на то, как выдерживается стиль декорирования. Если для окантовки кокошника используется тесьма золотая или серебряная, то и в самом орнаменте повторяются золотые или серебряные элементы. Эти цвета обязывают мастерицу к изготовлению торжественного, праздничного кокошника. А простая тканевая тесьма применяется при создании узора, не слишком затейливого, для повседневного кокошника. Тем не менее, кокошники всегда были не дешёвым удовольствием для барышень, а потому бережно хранились в семьях, передавались из поколения в поколение и считались богатым наследством.
Учитель: Спасибо. А теперь приступаем к последнему этапу изготовления кокошника – его декорированию. Ваши работы будут индивидуальными согласно домашним эскизам и заготовкам декоративных элементов. Для составления рисунка орнамента используйте фотоматериалы и иллюстрации. Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с инструментами, т.к. будете пользоваться иглами и ножницами. Правила имеются на столах (не проговариваем правила).
Правила безопасности при работе ножницами:
Ножницы1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; а передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Учитель (инструктирует и комментирует деятельность участников):
При украшении кокошника выполняйте работу последовательно, по инструкции, которая представлена на слайде:
1-ый шаг
Изготовим лицо русской красавицы. Для этого возьмем белый картон, обведем по шаблону и вырежем.
2-ой шаг
Подготовим нити для косы. Отрежем первую нить длиной 15 сантиметров, а затем еще 5 нитей такой же длинны, сложим нити и заплетем косу.
3-ий шаг
Выберем, в каком кокошнике будет наша красавица. Вырежем шаблон из тетради, т. к. шаблон кокошника симметричен, обведем его два раза на картоне так, чтобы получилась целая заготовка, вырежем полученную заготовку.
4-ый шаг
Составим композицию из заготовок, затем приклеим косу, оформим голову русской красавицы кокошником, для этого намажем кокошник клеем и поместим его поверх заготовки лица.
5-ый шаг
Далее приступайте к украшению кокошника.
6-ой шаг
Нарисуем цветными карандашами или фломастерами лицо русской красавицы.
(Ребята выполняют практическую часть)
Демонстрация готовых изделий:
Учитель: Я вижу, что вы готовы продемонстрировать своё творчество. У всех получилось замечательно.
Учитель: Важною «павой», «душой-голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде…
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой…
Так испокон сохранён на Руси
Женский костюм небывалой красы! Слайд 16.
Заключительный этап. Рефлексия.
Учитель: Из старинных преданий мы узнали о русском обряде благодарить Солнце и загадывать желание, завязывая ленточку на дереве. И, заканчивая сейчас наше мероприятие, мы предлагаем вам импровизировать эту традицию, выражая также Ваше настроение. (Ребята подходят к импровизированному дереву, завязывают ленточки, загадывают желание)
Ученик: Этот праздник - ключ к надежде.
Так давайте жить как прежде,
Чтобы Русская земля
Стала как одна семья! Слайд 17.
Благодарим всех за участие в нашем мастер-классе, до новых встреч!
Литература.
1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
3. Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
4. Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.
5. М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
6. Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
7. Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
8. Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
10. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг.
Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
11. Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.
12. Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.
13. Н.Г. Новосад. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989 г.
14. А. Усачев Стихи о Мсленице