Статья Роль преемственности в преподавании социальных дисциплин
Формирование единой образовательной среды: преемственность высшей и средней школы на этапе модернизации
Халтурина Е.А., методист центра «Новая школа»
ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Новые социально-экономические условия, в которых формируется современное российское общество, требуют значительного повышения кадрового потенциала страны на основе реформирования системы непрерывного образования. Актуальность подобного подхода очевидна. Сегодня социальным заказом является не только характеристика выпускника, формируется и совершенно иное представление о педагоге XXI века. Обществу нужен учитель, гибко мыслящий и способный креативно действовать в динамично меняющемся концептуальном поле современного образования, формирующий уникальный опыт обучаемого.
На данном этапе модернизации принцип преемственности особенно важен, поскольку лишь равнонаправленные, равновекторные усилия всех участников образовательного процесса могут способствовать формированию единой эффективной образовательной среды XXI века. Едиными в этой среде для педагога высшей и средней школы, а также для студента образовательного ВУЗа, должны быть:
инновационные технологии, в первую очередь, информационно-коммуникационные, развития критического мышления, проблемного обучения
подход в организации образовательного процесса – речь идет о компетентностном и системно-деятельностном подходах, на которых основаны стандарты нового поколения
информационное пространство, включающее как систему образовательных ресурсов, так и структуру сетевого взаимодействия педагогов-практиков и студентов педагогических ВУЗов, начинающих учителей и профессионалов с опытом
нормативно-правовая база, в первую очередь, стандарты для высшей и средней школы
модель современной школы, а также ценностные установки, ориентирующие как педагогов, так и учащихся
Единство усилий средней и высшей школы в проектировании образования, направленного на саморазвитие, является определяющим фактором в создании подобной среды. Между тем, подобного единства пока не наблюдается, хотя и высшая, и средняя школы переходят на новые образовательные стандарты. Средняя школа, пусть медленно, но начинает работать в рамках единого понятийного аппарата: компетентностный подход; ключевые компетенции; формирование универсальных учебных действий; метапредметный уровень усвоения материала; определение нравственности как основного показателя эффективности работы. На курсах повышения квалификации, на заседаниях педагогических советов и методических объединений учителя очень подробно рассматривают положения новых стандартов, определяются с новыми ориентирами и стараются сформировать единую модель современной школы. При этом стандарты высшей школы сохраняют знаниевый подход, и по-прежнему ориентируют будущего педагога на так называемую «школу памяти» и линейную передачу знаний. Высшая школа, активно применяя инновационные технологии, зачастую сохраняет приверженность репродуктивным методикам, сегментированному изучению предметного материала, не интегрируя полученные студентом знания в практическую деятельность. Между тем, лишь самостоятельная активная работа, непрерывно корректируемая преподавателем-наставником, может способствовать формированию ключевых компетенций у будущего педагога. Если практике уделяется незначительное количество часов, доминирует изучение теории в лекционной форме, ожидание понимания студентом сути компетентностного подхода напрасно. Универсальные учебные действия, составляющие основу компетенций, формируются исключительно в процессе практики, ориентированной на усвоение способов, методов и приемов работы, а не на воспроизведение объема информации. Реальность такова, что технологии концептуально обновляются каждые одиннадцать месяцев, и заучивание объема становится неэффективным в условиях развития постиндустриального общества. Педагог должен быть настроен на принципы школы развития, школы мышления, где значимы самостоятельность, критичность, умение отказаться от жестких алгоритмов и предложить собственную образовательную траекторию. Образовательное пространство, формируемое на основе новых стандартов, предполагает отказ от доминирования педагога в учебном процессе, поскольку компетентностный подход ориентирован на личностно-ориентированные технологии и создание атмосферы сотрудничества, неизбежно смещая традиционные статусные границы «ученик-учитель». Субъект-субъектная деятельность ставит всех участников образовательного процесса в положение исследователей, активно формирующих практическое отношение к знаниям, - большинство молодых педагогов к этому не готово, поскольку переносит модель преподавания из ВУЗа в школу, не принимая во внимание переориентацию на интерактивное обучение.
Необходимо уже сейчас предпринять рад мер, способствующих обеспечению понимания единого вектора развития преподавателями средней и высшей школы, независимо от статусного положения и багажа опыта. На федеральном уровне следует в ВУЗах ввести изучение требований ФГОС высшего профессионального образования и основного общего образования как обязательный курс. Следует организовать систему подготовки специалистов в области педагогического образования на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов с обязательным практическим применением инновационных технологий. В ВУЗах, а также в образовательных учреждениях, принимающих студентов на педагогическую практику, работу со студентами необходимо вести в интерактивной форме. Важно создать условия для системного, в т.ч. и сетевого взаимодействия педагогов-практиков и начинающих преподавателей, молодых специалистов с целью консультационной и методической поддержки. Следует направить усилия на подготовку педагогов, ориентированных на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, адекватных личностным и квалификационным требованиям учителя нового тысячелетия. Также нужно обеспечить целостность формирования личности будущего педагога, совмещая поэтапную подготовку по учебным дисциплинам с процессом синтеза учебного материала, интеграции, одновременного формирования ключевых компетенций, необходимых для предстоящей учебно-воспитательной деятельности. Лишь в этом случае можно говорить о равнонаправленности усилий специалистов каждого звена в обеспечении эффективности создания и функционирования единой образовательной среды XXI века.