Конспект занятия Изготовление оберега. Солнечный символ.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Конспект открытого занятия
«Изготовление оберега. Солнечный символ.»
Ф.И.О. педагога: Марченкова Наталия Николаевна
Возраст детей: 7-9 лет
Дата и время проведения:
Место проведения: Прогимназия
г. Сургут
«Изготовление оберега. Солнечный символ.»
Цель: познакомить обучающихся с солнечной символикой русского народа с опорой на исторические, духовные и культурные традиции русского народа, научить изготавливать солнечный символ, брошь.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей проведения вечёрок, солнечными символами, технологией изготовления солнечного символа;
Развивающие:
- развитие творческого мышления, воображения, художественного вкуса, представления о движении в пространстве, интереса к традициям русского народа.
Воспитательные: воспитывать внимательность во время занятия, доброжелательное отношение при работе в коллективе, формирование духовно-нравственных качеств личности посредством изучения традиций русской культуры, уважения к русскому народному творчеству.
Тип занятия – изучение новых знаний и способов деятельности.
Форма занятия – вечёрки, групповая.
Оборудование: палочки, нитки, ножницы, бердо, карточки для плетения поясов, полотенца, пояса, веретено, скатерти, самовар, чашки, ложечки, баранки, сухарики, интерактивная доска.
Наглядность: мультимедийная презентация, технологические карты, видеоклип.
Принципы и методы:
- метод частично-поискового изложения материала
- наглядный метод (технологические карты), мультимедийная презентация;
- словесный метод (беседа, рассказ);
- практический метод;
- методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов;
- методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, установка на успех, подбадривание, доброжелательность, открытость);
- креативный;
- психотренинг, арт-терапия (хороводы, элементы танцев)
Структура занятия
Организационный этап.
II. Формирование новых знаний и умений.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Выявление уровня усвоения изученного материала.
Рефлексия.
Ход занятия.
I.Организационный этап. Приветствие.
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые.
Сегодня у нас необычное занятие. Мы с Вами окунёмся в мир русского народного творчества, прикоснёмся к таинству вечёрок и посиделок на Руси. Узнаем, как на Руси трудоёмкое дело становилось доступным, лёгким и радостным.
Тему нашего занятия я предлагаю озвучить в конце нашего занятия Вам самим.
II. Формирование новых знаний и умений.
Теоретическая часть.
Рассказ педагога в сопровождении со слайдовой презентацией
В долгие зимние вечера люди ожидали прихода весны. Ждали тепла, света.
Что даёт тепло и свет?
- Солнышко.
Верно, ребята, солнышко.
Сейчас я предлагаю вам перейти к столу с различными книгами, журналами, картинками, иллюстрациями и найти изображения солнца. Какие солнечные символы бывают.
(Обучающиеся находят разные символы и показывают родителям, гостям).
- Да, ребята, вы верно нашли солнечные символы.
(показывают и коротко называют)
- Я также подготовила различные символы солнца в интернете и хочу, чтобы мы их сравнили. Те, что вы сами нашли, и те, которые я нашла.
Если рисунки и фотографии совпадут, предлагаю нам всем дружно себе поаплодировать.
(рассматриваются рисунки на слайдовой презентации, находятся общие, и те, которые не находили ребята)
Какой мы можем сделать вывод?
Чем больше исследуешь какую-то тему, тем больше узнаёшь о том, о чём раньше не знал.
Итак: солнечные символы бывают разные.
Самый древний солнечный символ – солнце.
Круг с лучами, закрученными или прямыми, или окаймлёнными точками.
Кроме круга символом солнца является также восьмиконечная звезда.
Второй древний солнечный символ – свастика. Разновидности свастик называются «ломаный крест», «утиные шейки», «крутороги». Свастика символизирует богатство, радость, хорошую судьбу, оберег от различных бедствий, хворей. (слайд 2)
На этом слайде представлены различные солнечные символы, у каждого из них есть своё название и смысл. (слайд 3)
Солнечные знаки вышивались на одежде, полотенцах, скатертях, плелись на поясах, сундуках, наличниках на окнах, резались по дереву на прялках, колёсах (слайд 5), рисовались на предметах домашней утвари, на пасхальных яйцах, здесь вы видите современное использование солнечных символов. Как видите, и сейчас традиции русского народа сохраняются, на этой фотографии вы видите деревянный оберег, изготовленный в наше время, рядом представлен мужской оберег изготовленный из бисера. Ниже вы видите писанки, пасхальные яйца, украшенные солнечными, свастичными элементами. (слайд 6)
Считалось, что чем больше девочка могла выполнить разнообразных видов рукоделия, тем лучшей женой, хозяйкой она будет, когда станет взрослой.
Девочки начинали приобщаться к рукоделию с раннего возраста, с 4, 5 лет. До замужества каждой своими руками необходимо сотворить приданое: несколько комплектов нательного белья – длинные вышитые женские рубахи, сарафаны, мужские рубахи, порты, полотенца, пояса к каждому комплекту верхней одежды. Ни у одной девочки даже мысли не возникало о том, что можно что-то не делать, лениться. В большом труде жили все, от мала до велика, принималось это как данность, ленивиц на то время не было.
Это моя знакомая Вера, она сама и её мама в наше время вышили полотенце, рубаху, пояса, на которых также присутствуют солнечные символы. Живёт эта семья в нашем с вами городе Сургуте. (слайд 7)
На этих фотографиях из архивов музеев представлено убранство избы, красный угол, где хранились иконы, самое ценное, стоял обеденный стол.
В таких избах собирались на вечёрки и девушки, девочки, женщины на Руси для рукоделия зимой, ранней весной, когда полевые работы, работы на земле проводить было рано. Собирались каждая со своим рукоделием. Кто вышивал, кто вязал, кто прял. Чтобы работа проходила интересно и увлекательно, девушки рассказывали друг другу разные истории, сказы, сказки, былины, старшие женщины рассказывали о воспитании детей, о семейных ценностях, делились всем тем, что могло пригодиться любой женщине в жизни. Девушки, женщины часто пели, когда занимались рукоделием, насколько позволяло пространство помещения. Называлось такое действо - вечёрки.
Вечёрки проводились разные, где-то ремесленные, когда что-то изготавливалось, вечёрки куда приходили и стар и млад, праздничные. На праздничных вечёрках пели, плясали, показывали своё мастерство, водили хороводы.
Вечёрки существуют много веков, и называются везде по-разному - супрядки, посиделки, вецерины. Обучение происходит в процессе самой вечёрки. Участники располагаются по кругу, без разделения на сцену и зрителей.
Вечёрки проводились практически каждый вечер и воспринимались как праздник, где можно было узнать что-то новое, где можно было петь, танцевать, играть, где было радостно, весело. Создавались условия, где каждый человек без навязывания и понукания мог раскрыть свои таланты.(слайд 8-9)
Просмотр фильма
(Съёмка почти столетней давности.1920 год. Дмитрий Патриотов)
Сейчас мы с вами ещё глубже окунёмся в праздничное настроение, в настроение вечёрок, а поможет мне в этом участник общественной организации г.Сургута Кропотова Татьяна Ивановна. Она сейчас одета в русский народный северный костюм. Татьяна Ивановна поможет нам провести несколько простых хороводов и элементов танца. Приглашаются все участники.
Вождение хороводов под музыку.
Сейчас мы все встанем, возьмёмся за руки, и поведём плавный, медленный хоровод – змейку.
- Змейка.
- Ручейки.
- Круг в круге. Цветочек. Волны.
Как вы видите, что такое Оберег? Давайте рассмотрим слово О – берег, о-бер – ег. Бер, на какое слово похоже? (Бережёт)
Оберег – это исконно русское слово. Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий (пожары, наводнения суховеи (горячий сухой воздух, который уничтожал пожары)), все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок. Искусство наносить обереги, делать любую вещь оберегом – неотъемлемая часть русской народной культуры. Обереги наносили абсолютно на все вещи - посуда, одежда, оружие, мебель, даже дом и ворота превращали в оберег. Таким образом, мир славян оживал, поскольку оберег - это связь с Богами, придает любому предмету магические свойства, делает его живым, мыслящим другом. (слайд 11)
Познать, от чего оберег бережёт, можно только при её изготовлении. (слайд 10)
Практическая часть.
В наш век уже не нужно прясть нити, ткать на станке, чтобы сшить потом рубаху, сарафан, можно многие вещи купить в магазине. Но каждой девочке, девушке, женщине и сегодня хочется быть неповторимой, самой-самой красивой, самой-самой талантливой.
Неповторимой можно быть всегда. Можно вышить готовое фабричное платье, а можно украсить свой наряд бусами, современным поясом, создать оберег.
Пришла пора практической части нашего с Вами занятия.
Как вы видите, что мы сегодня с вами будем изготавливать?
(Ответы детей – солнечный символ, солнышко, оберег…)
Верно, ребята, сегодня мы с вами будем изготавливать оберег, но оберег не простой – символ солнца. Из двух палочек, цветных нитей.
Всё в этом обереге несёт свою особенную силу:
Скрещенные палочки – символ креста, крест – символ жизни.
Помогут нам в изготовлении оберега верно подобранные нити. Обозначения цветов вы видите на доске.
Белый цвет в поделках символизировал святыню, Бога,
зеленый — жизнь, связь с природой
синий — тайну,
красный — силу, здоровье
голубой — чистоту и невинность.
желтый цвет — цвет тепла и любви,
бирюзовый — цвет молодости,
розовый — детства,
черный — цвет пустоты и отсутствия счастья.
Необходимо подготовить нити определённых цветов, опираясь на таблицу символов цвета. Нитей заготовьте трёх цветов. Раньше нити отрывались руками, считалось, что никакие металлические предметы не должны касаться оберега. У нас стоит задача научиться создавать солнечный символ – оберег. Если сил хватит, ниточку отрывайте, если нет, - попросите помощи у взрослых.
Длину нити будем мерять по локтю, обматываем нить вокруг локтя. (Демонстрация приёма).
Каждый виток солнечного символа будем наматывать от отдельной ниточки. (слайд 12)
Складываем палочки крест накрест. Берём нить любого цвета и наматываем вокруг одной палочки, затем каждого конца палочки по очереди. Закручиваем так, чтобы сверху наискосок лежала ниточка, формировался ромб из ниток. Концы нитей оставляйте длинные не менее одного локтя.
Теперь берём все концы ниток сразу и завязываем в узел.
На следующем занятии я покажу вам как оформить кончики оберега, изготовить кисточки и верхушку оберега.
Изготовление солнечного символа (выполнение этапов изготовления
совместно с педагогом, с привлечением всех участников занятия). Работа с технологическими картами. (слайд 13)
Выявление уровня усвоения изученного материала.
Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? Что мы изготавливали?
Оберег.
Какой оберег мы изготавливали?
Солнечный символ.
Итак, какая тема занятия была сегодня у нас?
Оберег. Солнечный символ.
Да ребята, тема нашего занятия сегодня была «Изготовление оберега. Солнечный символ».
Что такое оберег?
Защита от разрушительной силы.
Препятствие, защита от Бера (неуправляемого Духа стихий)
Какие бывают солнечные символы?
Круг.
Круг с лучами, закрученными или прямыми, или окаймлёнными точками.
Восьмиконечная звезда.
Древний солнечный символ – свастика.
Как называлось мероприятие, на котором и стар и млад изучали рукоделия, танцы, игры, хороводы?
Вечёрки.
Какие элементы хороводов, танцев мы с вами изучали?
- Змейка.
- Круг в круге. Цветочек. Волны.
- Ручейки.
Как, с помощью чего создавались условия, где каждый человек без навязывания и понукания мог раскрыть свои таланты?
Вечёрки, праздник.
Все действия во время вечёрок подготавливали проведение большого праздника. Такой праздник называется в наше время фестивалем.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик с фестиваля русской культуры «Ладушки», который состоялся 2 июня 2013 года в нашем городе Сургуте. Проводили его несколько общественных организаций: ОАО «Полёт», ОО «Работающая молодёжь Сибири», ОО Центр гармонии «Любовь», ОО «Совесть».
Рефлексия.
- Что больше всего запомнилось?
- Что больше всего понравилось?
- Что успели сделать?
- Что ещё осталось сделать?
- В чём были трудности?
- Что было делать легко и радостно?
Благодарю всех за внимание и усердие, хорошее настроение и великолепные солнечные символы - обереги.