Презентация по литературному чтению на тему Д.Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».


Открытый урок по литературному чтению
по теме:
Д.Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».
3 класс.
УМК «Перспектива»


учитель начальных классов
Бреева Яна Васильевна
Тема: Д.Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
Цель урока:
Продолжить ознакомление детей с жанром русской народной сказки и признаками ее построения; понятием «авторская» (литературная) сказка, познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина –Сибиряка, формировать понятие литературная сказка, учить работать с повествовательным текстом, определять тему, основную мысль, содержание произведения; находить жанровые особенности сказки; учить работать в паре, продолжить знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить отвечать на вопросы: называть героев произведения, объяснять их поступки; выделять основную мысль; обогащать словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, давать характеристику героев произведения.
Личностные: оценивать свою работу на уроке, осмысление понятий добро и зло.
Оборудование:
Мультимедийная установка, выставка книг по теме урока, портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, раздаточный материал, аудиоприложение изучаемого произведения с музыкальным сопровождением к учебнику Л.Ф.Климановой (издательство «Просвещение»).
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные; практические.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой
Ну – ка проверь дружок,Ты готов начать урок?Всё ли на месте,Всё ли в порядке –Ручка, книжки и тетрадка?
Учитель просит детей сесть за столы.
Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь отметку «5».
II. Речевая разминка. Слайд 1
- Прочитайте медленно. Определите жанр.
Ежу на ужин жук нужен-
Жутко жуку жить на суку.
(Это чистоговорка)
- Причитайте медленно (с ускорение; грустно; весело; скороговоркой)
III. Актуализация знаний ( к уроку нужно было прочитать сказки Д.Н.Мамина – Сибиряка. Принести сборник сказок)
Вводная беседа
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка.
- Какие книги вы принесли на урок? Расскажите о своей любимой сказке. (устный опрос 3-4 учеников)
- Давайте рассмотрим обложки книг. Почему они такие разные? Слайд 2
( Их оформляли разные художники.)
- А где мы можем узнать фамилию художника?
(На титульном листе.)
- А что можно узнать, рассматривая переплёт книги?
(Название книги, автора, предположить, о чём будет книга.)
- Что ещё помогает нам узнать содержание книги, не читая её?
( Иллюстрации, название.)
- Как называется книга, которую вы читали?
(“Алёнушкины сказки”)
- Что можно сказать о содержании этой книги по названию?
( В книге будут собраны сказки.)
- Как вы думаете, для кого они были написаны?
( Для Алёнушки).
-Давайте предположим, кто такая Алёнушка?
( Наверное, его дочка.) Слайд 3
- Да, вы правы. Писатель сочинял эти сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один. Как он относится к ней?
( Очень любит, называет ласково.)
IV. Самоопределение к учебной деятельности . Разговор об авторе. Слайд 4
- Посмотрите на портрет писателя. Обратите внимание на взгляд. Какой он?
Грустный или веселый? А, может, суровый? Или загадочный?
- Каким он вам представляется по характеру?
( Добрый, умный, грустный.)
- А теперь мы послушаем о жизни Д.Н.Мамина – Сибиряка (звучат 3 сообщения заранее подготовленных учеников).
Сообщения учеников: Слайд 5
1.Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк жил давно, в конце прошлого века, родился 6 ноября в заводском поселке Пермской губернии в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина - Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Цикл «Алёнушкины сказки» Мамин - Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: «Это моя любимая книжка – её написала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное».
2. Мамин - Сибиряк много путешествует по Уралу, тщательно изучает экономику, историю края. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений. Тогда же Мамин становится Маминым - Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д. Сибиряк, который Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии. После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина - Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь.
3. Детские произведения Мамина - Сибиряка уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум. Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы. В честь писателя названо несколько улиц.
- Сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ребята, какая настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича?
(Мамин)
- Какой псевдоним он себе придумал?
(Мамин - Сибиряк)
- В какой семье он родился?
(В семье священника и учительницы начальной школы. )- Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери?
( «Алёнушкины сказки»)
V. Формулирование темы урока, постановка цели.
- Итак, какой раздел мы с вами изучаем? (Литературная сказка)
- Вспомните и назовите признаки сказки. Слайд 6
- Прочитайте с доски тему урока. Определите тему и задачи урока.
( Называть героев произведения, объяснять их поступки, выделять основную мысль в изучаемом тексте, учиться находить жанровые особенности сказки)
- Прочитайте на с. 86 учебника название произведения. – Что вы из него узнали?
(Жанр произведения- сказка, Перечислены герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович и веселый трубочист Яша)
VI. Первичное чтение произведения
(прослушивание записи из электронного приложения к учебнику)
VII. Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть 
VIII.Словарная работа Слайд 7
- как вы понимаете выражения:
ДУША В ДУШУ - жить с кем-нибудь — дружно, согласно, любовно.
ДЕЛО ПРАВОЕ - употребляется как выражение уверенности в правоте какого-либо дела, позиции, предприятия.
IX. Вторичное чтение текста.
- Как автор изображает Воробья Воробеича и Ерша Ершовича?
- Какими чертами характера наделены эти герои?
– Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича.
- Как жилось героям зимой и летом? Какие неприятности и трудности были у друзей? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
- Из скольких частей состоит сказка? (Из двух частей)
- Озаглавьте части сказки. ( 1. Дружба героев 2. Кто прав?)X. Определение некоторых художественных особенностей сказки.- Кто является главными героями сказок Д.Н.Мамина- Сибиряка?
(Основные герои сказок- животные)
- А где мы можем встретить ещё этих животных?
(В русских народных сказках.)
Какую же особенность творчества мы можем сформулировать? (Народность сказок)
- Посмотрите, а как написаны названия животных и почему?
(С большой буквы).
- Какую же ещё особенность мы можем назвать? (Под животными подразумеваются люди)
- В каких ещё жанрах используются животные для описания различных качеств человека?
(В баснях.)
XI. Моделирование обложки. (работа в парах)
- Из конверта достаньте листочек белого цвета и смоделируйте обложку этого произведения.
- Расскажите, что вы изобразили? ( Жанр, сказка, авторская, литературная, название, тема о животных, иллюстрацию)
XII. Рефлексия Слайд 8.
1.Сегодня я узнал(а)…
2.  Было интересно…
3.  Было трудно…
4.  Я понял(а), что…
5.  Теперь я могу…
6.  Я приобрел(а)…
7.  Я смог (смогла)…
8.  Меня удивило…
9.  Урок дал мне для жизни…
X. Домашнее задание.
С 86- 89 выраз. чт, подготовить пересказ сказки от имени Аленушки.